загрузка...

 

загрузка...
Радиофизика     |     Первые занятия

Содержание и организация работ в кружке с начинающими

В армавирской средней школе № 6 был создан радиофизический кружок из учащихся седьмых классов. Перед ними ставилась, казалось, более чем заманчивая задача — сделать для себя, транзисторный приемник. Руководитель кружка позаботился о том, чтобы все учащиеся были обеспечены необходимыми деталями.

За дело взялись с большим энтузиазмом. Вначале ребятам был прочитан элементарный курс электротехники и радиотехники с большим числом демонстраций. В этот курс был введен минимум знаний, необходимый для понимания работы приемника прямого усиления. Занятия проводились по типу школьных уроков физики. Однако, когда после изучения теории приступили к изготовлению приемников, работа шла вяло и не всеми была закончена.

Программа кружков юных радиолюбителей (М., Учпедгиз , 1955), ориентируя на традиционный метод работы с начинающими (изучение теоретического курса электротехники и радиотехники), рекомендует не медлить е началом практических работ. Они должны начинаться ... не позднее третьего, самое позднее — с четвёртого занятия.

Мы считаем, что это поздно. Практическую работу надо начинать с первого занятия. Ведь учащимся, пришедшим в кружок, прежде всего хочется сделать что-то самим, поэтому следует удовлетворить их интересы с первого же занятия.

Той же программой не регламентируется время прохождения отдельных тем. Это можно считать бесспорным в отношении практических работ, время выполнения которых зависит от практических умений тех, кто выполняет эти работы. Что же касается теоретических занятий, то отведенное на них время должно быть ограничено.

Особенно это касается занятий с начинающими радиолюбителями, где излишнее увлечение теорией может ослабить интерес учащихся к занятиям в кружке. Например, мы считаем, что на вводную беседу с начинающими на первом занятии руководитель кружка должен затратить не больше 30 мин. О содержании этой беседы будет сказано ниже.

Практическая деятельность учащихся в кружке, на наш взгляд, с самого начала должна иметь заранее продуманный, целенаправленный характер. Из всего арсенала, которым располагает руководитель кружка, он должен выбрать одну какую-либо конструкцию, изготовление и изучение которой дало бы возможность: 1) привить практические умения и навыки в пайке, вычерчивании принципиальных схем, чтений схем и выполнении по ним радиомонтажа; 2) рассмотреть принципы радиоприема и радиопередачи; 3) привить навыки исследовательского характера.

Избранная конструкция должна обязательно вызвать интерес со стороны учащихся к. ее изготовлению. Всем этим требованиям могут отвечать различные радиотехнические устройства, но, на наш взгляд, наиболее подходящим будет приемник прямого усиления на транзисторах НР-4 (см. рис. 42), специально сконструированный нами для этих целей.

Наш выбор основан на следующих соображениях. Во-первых, конструирование приемников на транзисторах всегда увлекает учащихся. Во-вторых, освоение школьниками транзисторной техники в большей степени соответствует духу времени. В-третьих, это очень удобно с точки зрения техники безопасности. Напряжение питания приемника (4,5 в) безопасно для жизни человека.

При выполнении практических работ, связанных с изготовлением выбранной конструкции, учащиеся должны получить небольшие теоретические сведения, которые даются в виде кратких эпизодических бесед. Потом уже преподносится основной теоретический материал по радиотехнике. В связи с этим возникает вопрос о его содержании.

Это нельзя признать правильным. Известно, что теоретический материал учащиеся усваивают охотно, если они ощущают в нем необходимость. На первых порах теоретический материал должен преподноситься так, чтобы в необходимости его усвоения учащиеся убеждались на каждом занятии. Точнее, сообщаемые теоретические сведения должны быть непосредственно связаны с практической деятельностью школьников. Все это способствует выработке у них устойчивого интереса к предмету, увлеченности радиотехникой. Если последнее будет достигнуто, то фактор непосредственной связи теоретического материала с осуществленными или осуществляемыми практическими делами уже не будет иметь решающего значения для освоения радиотехники. Его каждый раз можно считать только желательным. Учащиеся уже в состоянии успешно усваивать теоретический материал, имеющий только некоторое отношение к осуществляемым практическим делам, но важный для общего развития их радиотехнических знаний.

Реклама