загрузка...
Радиофизика | Изготовление частей приемника НР-4 и его сборка
Первые занятия
В армавирской средней школе № 6 на первом занятии с учащимися, впервые начавшими заниматься в кружке (VI класс), проводится беседа продолжительностью не более 30 мин.
В беседе 1 рассказывается об изобретателе радио А. С. Попове, о применении радиотехники в различных областях народного хозяйства, о том, что нашей стране нужны инженеры, ученые-радиофизики и что ими впоследствии могут стать учащиеся, которые сейчас записались в кружок (далекая перспектива).
Сообщается о достижениях школьного радиофизического кружка, а потом ставится задача — каждый учащийся должен сделать приемник НР-4 (средняя перспектива).
![](../images/radfiz/image014.jpg)
Объясняется, что каждый радиолюбитель должен уметь изготавливать монтажные платы и хорошо паять. Без этих умений невозможно сделать приемник или какое-либо другое радиотехническое устройство. Поэтому ставится ближайшая задача — научиться изготавливать монтажные платы и паять (ближняя перспектива) и сразу же (на первом занятии) дается задание выполнить первую практическую работу.
![](../images/radfiz/image016.jpg)
Некоторые учителя считают, что привить учащимся вышеуказанные умения можно в процессе сборки радиотехнических устройств. С этим нельзя согласиться. Учащиеся сразу же должны быть приучены к культуре выполнения радиомонтажных работ. Для этого необходимо в первую очередь научить их придавать монтажной плате строго определенную форму, правильно размечать положения контактов и удовлетворительно паять.
Приводим содержание, первых 10 практических работ.
Работа 1. Ученикам дают задание сделать монтажную плату на 4 детали. Эта работа делится на б операций.
1. Начертить монтажную плату на тетрадной бумаге в клетку размером 8X8 клеток (рис. 1). Наметить течками места отверстий.
![](../images/radfiz/image018.jpg)
При выполнении этой части работы необходимо предъявить строгие требования к точности ее выполнения. Например, точки, обозначающие места будущих отверстий, должны быть расположены точно в точках пересечения линий.
2. Вырезать монтажную плату.
3. На листе электрокартона , текстолита, гетинакса толщиной 1—2 мм начертить квадрат размером 4X4 см при помощи угольника с соблюдением всех правил построения прямых углов.
Обратить внимание на то, чтобы получился точный квадрат.
![](../images/radfiz/image021.jpg)
Для разметки длин отрезков использовать линейки с хорошо видимыми делениями.
Точно вырезать размеченный квадрат.
Наложить на этот квадрат чертеж монтажной платы и с помощью шила наметить (наколоть) места отверстий. Точно просверлить их сверлом 1,5—2 мм.
![](../images/radfiz/image023.jpg)
Из луженой жести заготовить полоски шириной, равной диаметру отверстия, нарезать кусочки, согнуть их буквой П (рис. 2). Вставить их в отверстия монтажной платы и согнуть концы.
Работа 2. Сделать монтажную плату на 6 деталей. Работа выполняется аналогично предыдущей (см. рис. 3 и 4).
Работа 3. Залуживание концов провода (6 шт. одножильного и столько же многожильного).
Перед выполнением работы учащимся объясняют правила пайки.
![](../images/radfiz/image025.jpg)
Работа 4. Припаивание провода к монтажной плате (6 шт. одножильного и 6 многожильного, рис. 5).
Работа 5. Оголенный провод диаметром 0,8— 1,0 мм припаять к двум контактам так, как показано на рисунке 6.
Работа 6. Изолированный многожильный провод припаять к двум контактам так, как показано на рисунке 7.
Работа 7. Выполняется аналогично предыдущей работе, но только одножильным изолированным проводом.
Работа 8. Оголенным проводом (диаметр 0,8—1,0 мм) соединить по 6 контактов, как показано на рисунке 8.
Работа 9. Изолированный многожильный провод припаять к двум, не стоящим рядом контактам (под углом), как показано на рисунке 9.
![](../images/radfiz/image027.jpg)
Работа 10. Выполняется аналогично предыдущей работе, но только одножильным изолированным проводом.
Как показал опыт, выполнение первых десяти практических работ (при высоком требовании к качеству) требует от учащихся много усилий и настойчивости в достижении цели.
Инициативы каждого ученика. С целью ее развития школьников предупреждают, что каждый из них будет работать со свойственным ему темпом и, кто первый выполнит 10 работ, сразу же приступит к изготовлению частей приемника НР-4 независимо от того, что будут делать его товарищи.
Следует заметить, что так работа строится и в дальнейшем при изготовлении приемника НР-4. При этом значительное место отводится разумной товарищеской взаимопомощи. Более опытные кружковцы помогают те I кто не имеет опыта выполнения какой-либо работы. К время выполнения первых десяти практических работ предполагается провести с учащимися три эпизодические беседы по 30 мин с целью подготовки к последующим практическим занятиям. Круг вопросов, которые рассматриваются в этих беседах, непосредственно связан с осуществляемой практической деятельностью и касается программных вопросов курса физики VIII—X
классов средней школы, поэтому его следует преподнести учащимся в такой форме, чтобы он был им понятен. Разумеется, что учитель в ходе этих и последующих бвСвД будет использовать все средства наглядности, которые имеются в его распоряжении. Приводим пример-нос содержание этих бесед.
Беседа 2. Колебания маятника. Понятие об амплитуде, периоде и частоте колебаний. Запись колебаний. Звуковые колебания. Электрический заряд, ток. Электрическая цепь. Колебания электрического тока, переменный ток.
Беседа 3. Понятие о сопротивлении проводника и конденсаторе, которые будут использоваться в начале, практической деятельности учащихся. Условные обозначения резисторов и конденсаторов.
![](../images/radfiz/image034.jpg)
Беседа 4. Назначение усилителей низкой частоты (УНЧ). Их виды (ламповые, транзисторные). Детали УНЧ, которые будут изготовляться в кружке: транзисторы, резисторы, конденсаторы, громкоговоритель; условные обозначения транзисторов и громкоговорителя; принципиальная схема (рис. 10) и схема расположения деталей (рис. 11) выходного каскада приемника НР-4. Четвертую беседу следует проводить в то время, когда учащиеся будут близки к завершению всех десяти работ.
|