загрузка...

 

загрузка...
Радиофизика     |     Тематика работ в кружке

Организация работы учащихся в кружке

На определенном этапе накопления знаний, практических умений, навыков исследовательского характера учащийся может проявить способности к творческой деятельности. Они могут появиться, например, уже в VIII классе, если в VI и VII классах учащиеся занимались по предлагаемой нами методике.

Способности, к творческой деятельности у ученика могут появиться раньше предусмотренного времени, а может быть и значительно позже. Это будет зависеть от индивидуальных качеств учащихся. Бывает, что сразу после изучения какого-либо раздела радиотехники, касающегося уже изготовленной конструкции, учащийся составляет план ее усовершенствования, делает соответствующие расчеты и потом реализует свою идею. Это можно считать началом проявления творческих способностей ученика.

Для успешного развития творческих способностей учащихся в кружке должны быть созданы благоприятные условия. Эти условия во многом определяются методикой организации занятий и выбором тематики работ.

Считаем целесообразным, начиная с VIII класса, вовлекать учащихся в коллективную творческую деятельность, которая будет являться дополнением к обязательной учебной работе в кружке, определенной выше для школьников этого возраста.

Метод коллективного творчества

В практике работы физико-технических кружков имеет распространение метод индивидуальной творческой деятельности, который заключается в том, что каждый кружковец занят своим делом, своей конструкцией, которая его лично заинтересовала.

В последнее время все большее признание получает метод коллективного творчества, который, максимально развивая творческую инициативу и способности учащихся, имеет несравненные преимущества перед творчеством одиночек.

Метод коллективной творческой деятельности в кружке позволяет выработать качества, очень ценные для современного советского человека: коллективизм, товарищескую взаимопомощь и пр.

В наш век — век высокоразвитой и бурно развивающейся науки и техники один человек не может быть создателем, творцом большого дела. Поэтому коллективная творческая деятельность учащихся в радиофизическом кружке приобретает особое значение. Радиолюбительство — это народный университет, готовящий армию будущих ученых, инженеров для науки и техники.

В кружке учащиеся должны научиться коллективно работать. Как бы ни был талантлив человек, один он не в состоянии сделать то, что может сделать коллектив. Только чувствуя себя частью. коллектива, вбирая в себя то лучшее, что достигнуто коллективом, человек может наиболее благоприятно развивать свои творческие способности, претворять в жизнь самые смелые замыслы.

Следует, однако, заметить, что за коллективное творчество иногда принимают простую форму сотрудничестве . Например, занимаясь в кружке, каждый учащийся выбрал себе интересующую его конструкцию для изготовления (магнитофон, приемник, какое-либо автоматическое устройство и т. д.). Здесь возможны и объединения в группы, бригады. На общем собрании всем коллективом обсуждается каждая из этих конструкций, делаются критические замечания, даются советы и т. п. Далее каждый кружковец занимается своим делом. Потом коллектив кружка еще несколько раз собирается для обсуждения каждой конструкции, пока она не будет завершена. И затем уже коллективное обсуждение результата.

Ведь у всех кружковцев или отдельных групп, направление их деятельности, идей, над осуществлением которых они работают, разные.

Чтобы творить, надо постоянно думать над разрешением своей идеи. Только в этом случае и может родиться действительно что-то новое. А при описанном выше коллективном творчестве можно некоторых, по-настоящему творческих, людей поймать на том, что при обсуждении чьей-то конструкции они думают о своей.

Иногда коллективное творчество осуществляется по такой схеме. Каждый кружковец или каждая группа кружковцев, так же как в только что рассмотренном случае, имеет свою конструкцию для изготовления. Наряду с различной работой, соответствующей индивидуальным интересам учащихся, имеется какая-либо единая тема, в разработке которой участвует весь кружок. Мы считаем, что это более похоже на коллективное творчество, но еще не то, что должно быть.

По-настоящему коллективное творчество будет тогда, когда в кружке есть только единая тема, в разработке которой участвует весь коллектив кружка (12—15 человек). Идя в кружок, учащийся должен готовиться к разработке общей темы, настраиваться на эту тему и все время работы в кружке (1,5—2 часа) отдавать себя этому общему делу. Разумеется, выбранная общая тема должна быть интересной для всех членов кружка. Как показывает опыт, это осуществить нетрудно.

Таким образом, под методом коллективного творчества мы понимаем такой метод, когда в кружке есть только общая тема работы (одна или несколько). При этом весь коллектив, независимо от возраста кружковцев и уровня их радиотехнической подготовки, объединяется на решение одной общей задачи. При коллективной творческой разработке какой-либо конструкции и при практическом осуществлении замысла каждый кружковец вносит свой вклад в общее дело в соответствии со своими возможностями. Большая или маленькая работа — в быстром завершении начатого дела заинтересованы все члены кружка, так как в этом деле есть частица их труда.

Иногда считают, что при такой организации работы в кружке не будут видны заслуги каждого. При правильной организации работы в кружке это исключено. У руководителя кружка имеются большие возможности для поощрения лучших учащихся: объявление благодарностей приказом директора, вручение похвальных грамот, ценных подарков (радиотехническая литература, радиодетали и др.), присвоение спортивных радиолюбительских разрядов и др.

Для поощрения учащихся в армавирской школе №6, например, практикуется уже много лет так называемый подвижной список. Это список, в котором все кружковцы перечисляются в порядке степени их участия, доли затраченного труда в общем деле. Под затраченным трудом понимается вся деятельность учащегося в кружке: участие в разработке схем, конструкций, непосредственное выполнение работы с учетом ее сложности, участие в мероприятиях, проводимых силами кружка (конкурсы, вечера физики), и др. Подвижной список периодически составляет руководитель кружка.

Наличие такого списка в кружке служит для учащихся хорошим стимулом в работе, а руководителю облегчает решение вопроса о" поощрении учащихся в любое время. Например, в 1963 г. Выставка достижений народного хозяйства запросила фамилии шести лучших кружковцев из девятнадцати, принимавших участие в коллективном изготовлении конструкций, демонстрировавшихся на выставке, для награждения медалями Юный участник ВДНХ. В адрес ВДНХ был послан список фамилий кружковцев, которые в подвижном списке значились первыми.

Применяя метод коллективной творческой деятельности в кружковой работе, можно в самые короткие сроки осуществить замысел. Это очень важно для поддержания постоянного интереса кружковцев к работе.

Известно много случаев, когда в кружке берутся делать какую-либо сложную конструкцию и работа по ее завершению настолько затягивается, что у кружковцев теряется интерес к ней, и начатое дело в конце концов оказывается незаконченным. При этом резко снижается активность учеников, ибо они теряют веру в получение результата и часто покидают кружок.

Успешность работы — это важный фактор поддержания неослабной творческой активности учащихся.

Рассмотрим более подробно, как протекал процесс коллективной творческой деятельности учащихся при создании обучающей машины ОМ-2 в армавирской школе № 6.

В конце 1962/63 учебного года всем кружковцам было предложено продумать и в письменной форме ответить на вопрос: Что вы предлагаете сконструировать в кружке в 1963/64 учебном году?

Большинство кружковцев предложило конструировать новую обучающую машину с определенными заданными качествами, которыми она должна обладать. Вот некоторые предложения.

Владимир Н. предлагает сделать машину, которая давала бы наводящие вопросы. Святослав X. считает, что машина должна сама давать ответ на вопрос в том случае, если отвечающий ошибается. Александр Т. предлагает выставлять оценку с учетом взятых отвечающим наводящих вопросов и т.д.

В 1963/64 учебном году в кружке было 13 учащихся VIII—XI классов. Разный возраст и разный уровень радиотехнической подготовки, а цели общие. На первом занятии был подведен итог поданным предложениям и составлен план ра5оты кружка на учебный год. Главное место в плане работы было, конечно, отведено конструированию новой обучающей машины, которую назвали ОМ-2. На этом занятии уже начинается коллективное творчество учащихся, обсуждаются и делаются наброски схем отдельных частей ОМ-2.

На следующих занятиях эта работа продолжается. Все предложения учащихся об отдельных качественных показателях ОМ-2 и ее конструктивном решении подвергаются обсуждению, вырабатывается общее мнение. Например, решали вопрос о том, как ОМ-2 должна давать отвечающему наводящие вопросы, Вначале решили, что через одну треть положенного на ответ времени будет появляться первый наводящий вопрос, а еще через одну треть — второй наводящий вопрос. Владимир Н. заявил, что незачем отвечающему давать наводящий войрос , если он в этом не нуждается. Может быть, ему просто нужно время подумать, и предложил поставить лампы наводящих вопросов, которые будут загораться также через одну треть времени на несколько секунд. Если отвечающий нажмет соответствующую кнопку, то ОМ-2 не даст наводящего вопроса.

По предложению Николая К. лампа, указывающая на то, что первый наводящий вопрос можно взять, должна загораться одновременно с даваемым вопросом. Он считает, что отвечающий сразу может оценить, знает он ответ на поставленный вопрос или нет, и если нет, то, не теряя времени, сразу возьмет наводящий вопрос. Александр Т. и Владимир П. считают, что ОМ-2 должна предупредить о том, что поступит следующий вопрос, и с этой целью предлагают установить реле времени, которое за 15 секунд предупреждает отвечающего о том, что время на ответ истекает.

Каждое занятие заканчивается тем, что подводится итог всем творческим поискам и конкретно выявляются те вопросы, которые надо еще решить. Кружковцы уходят домой с определенными заданиями, над разрешением которых они должны подумать, при этом воспользоваться радиотехнической литературой, справочниками. Если у кружковцев возникает какое-нибудь предложение по конструктивному решению отдельных частей схемы ОМ-2, то они, не дожидаясь положенного времени занятий, обращаются к руководителю кружка за подтверждением правильности их замысла, и здесь возникают незапланированные дискуссии по волнующим всех вопросам.

С целью еще большей активизации творческой деятельности учащихся в кружке был объявлен конкурс на лучшие схемы реле времени для ОМ-2. Все кружковцы подали предложения. Лучшие схемы реле времени использованы в ОМ-2.

На очередном занятии опять обсуждаются все поступившие предложения, выясняется вопрос о том, что еще нужно сделать, какие части ОМ-2 между собой не согласуются. И так продолжалось более двух месяцев, пока окончательно не был реализован творческий замысел в. виде чернювого наброска схемы. А далее — решающая фаза творческого процесса — материальное воплощение творческого замысла.

Более опытные кружковцы получают самую сложную работу, однако они образцово выполняют и любую черновую работу, если этого требуют интересы коллектива. Несмотря на относительную сложность конструкции ОМ-2, работа по ее изготовлению была закончена в течение 4 месяцев. При описанной выше организации творческой деятельности в кружке недостатка в активности, инициативе кружковцев нет. Эту активность руководителю кружка приходится сдерживать. Учащиеся часто предлагают сделать так много реальных, вполне осуществимых конструкций, что руководитель кружка (учитель) физически не в состоянии нести такую большую нагрузку.

Реклама