загрузка...
Радиофизика | Некоторые конструкции радиофизического кружка
Тематика работ в кружке
Темы работ в радиофизическом кружке должна подсказать сама жизнь, и характерным для них должна быть общественно • полезная направленность. Точнее, тему работ в кружке определяют: потребность самого кружка в аппаратуре, в каких-либо устройствах, потребность в наглядных пособиях, приборах для физического кабинета школы и для школы вообще; потребность в каких-то радиоустройствах для шефствующего предприятия и т.д.
Удовлетворение этих потребностей не должно преследовать только потребительские цели, оно должно отвечать задачам развития творческих способностей учащихся в кружке. Например, в армавирской школе № 6 нужно было усиливать речь на линейках во дворе школы. Можно было приспособить для этих целей ламповый усилитель низкой частоты мощностью 25 вт или сделать новый усилитель по этой схеме, но меньших размеров и мощности. Однако коллектив кружка решил сконструировать усилитель низкой частоты специально для этих нужд не на лампах, а на транзисторах. Поставленная задача была выполнена. Усилитель демонстрировался в 1961 г. на краевой выставке творчества радиолюбителей Кубани и удостоен диплома 1-й степени.
При эксплуатации усилителя низкой частоты школьники заметили ряд недостатков, устранив которые они пришли к совершенно новой конструкции. Усилитель демонстрировался на XIX Всесоюзной радиовыставке в Москве в 1963 г. и вместе с другой аппаратурой был удостоен диплома 1-й степени и приза журнала Юный техник.
Творческие поиски кружковцев продолжались и завершились изготовлением усилителя низкой частоты (см. рис. 50), который на краевой выставке творчества радиолюбителей Кубани в 1966 г. был удостоен диплома 1-й степени.
В 1962 г. для шефствующей над школой Армавирской музыкальной фабрики коллектив кружка сконструировал автоматический регулятор температуры для сушильной камеры (см. рис. 54). Он был принят к эксплуатации. БРИЗ фабрики выдал кружку удостоверение на рационализаторское предложение. В 1965 г. Армавирская музыкальная фабрика обратилась к коллективу кружка с просьбой изготовить для них еще три автоматических регулятора температуры на три сушильные камеры. Когда до сведения коллектива кружка был доведен заказ фабрики, то у учащихся возникла мысль — нельзя ли сконструировать один автоматический регулятор температуры на три сушильных камеры. Творческие поиски коллектива завершились конструированием автоматического регулятора температуры АРТ-3 (см. рис. 55), за который кружок получил от БРИЗа музыкальной фабрики удостоверение на рационализаторское предложение.
Такая тематика работ, отличающаяся общественно полезной направленностью, всегда интересует и увлекает кружковцев, и, как правило, не требуется никаких специальных приемов для возбуждения у школьников интереса. Учащиеся получают большое удовлетворение от самой работы и еще большее— от ее результатов.
Для поиска тем занятий в кружке иногда очень полезными оказываются экскурсии на производство. Так, у коллектива нашего кружка возникла идея о создании автомата управления компрессором после экскурсии на швейную фабрику. Замысел был осуществлен. БРИЗ швейной фабрики выдал кружку удостоверение на рационализаторское предложение.
Во-первых, руководитель кружка здесь перестает быть руководителем. Во-вторых, и это самое опасное, работа может быть не завершена, так как руководитель из-за своей неосведомленности не будет в состоянии гарантировать осуществление замысла.
Все это, однако, не означает, что темой творческой работы радиофизического кружка не может быть та, в области которой руководитель мало осведомлен. Соблюдая осторожность в смысле оценки своих сил, руководитель кружка может принять решение заняться незнакомой областью радиотехники с целью ее освоения. Это очень хорошо тем, что вызывает повышенный интерес к работе со стороны кружковцев. Начинающему руководителю радиофизического кружка необходимо самому проделать то, что предлагается для начинающего радиолюбителя в главе I этой книги. В дальнейшем необходимо систематически повышать свой теоретический и практический уровень путем чтения радиотехнической литературы и сборки (силами кружковцев) все более и более сложных радиотехнических устройств с обязательным участием в их налаживании.
|