загрузка...
Любительский кинофильм | Монтаж кинофильма
Проявление цветной кинопленки по методу обращения
В процессе обработки цветной кинопленки по методу обращения (рис. 43) производят два проявления: первое — черно-белое, в результате которого в трех эмульсионных слоях многослойной кинопленки образуются черно-белые негативные изображения; второе — цветное, производится после второй экспозиции (общей засветки кинопленки), образующее цветное позитивное изображение.
Рис. 43. Схема процесса проявления с обращением цветной кинопленки
После цветного проявления производят отбеливание и фиксирование кинопленки для удаления из эмульсионных слоев как металлического серебра, так и остатков гало-генида серебра.
Цветное изображение состоит из красителей, образовавшихся при цветном проявлении в трех эмульсионных слоях. В верхнем слое, воспринявшем синие световые лучи, содержится желтое изображение; в среднем, экспонированном зелеными лучами, получается пурпурное изображение, а в нижнем слое, на который воздействовали красные лучи, образуется сине-голубое изображение. Таким образом, цветоделенные изображения оказываются окрашенными в дополнительные цвета по отношению к зонам спектральной светочувствительности эмульсионных слоев многослойной кинопленки.
Первое проявление экспонированной цветной обращаемой кинопленки производят в черно-белом проявителе, образующем одновременно в трех слоях черно-белые негативные изображения. Скорость проявления в различных слоях будет не одинакова, так как она зависит от диффузии проявляющего раствора в эмульсионные слои. В этих условиях необходимо получить точно рассчитанное соотношение градационных характеристик черно-белых негативных изображений, от которых зависит пропорциональное образование красителей в последующем цветном проявлении.
Черно-белое проявление — важная стадия процесса обработки цветной обращаемой кинопленки, потому что именно здесь формируется основное качество цветного изображения — правильное воспроизведение всех цветных оттенков. Для достижения оптимального результата нужен строгий режим проявления в растворе, обладающем определенными свойствами, обеспечивающим последующее получение сбалансированного цветного изображения. Вот почему для черно-белого проявления цветной обращаемой кинопленки необходимо использовать только кондиционный раствор первого проявителя. Частично истощенный, хотя еще и действующий раствор первого проявителя не может обеспечить нужного соотношения характеристик изображений в трех эмульсионных слоях многослойной кинопленки. Отклонения от выработанного для данной цветной обращаемой кинопленки режима первого проявления ведут к рассогласованию характеристик цветоделенных изображений и нарушению пропорционального образования красителей в отдельных слоях.
Поддержание постоянства состава первого (черно-белого) проявляющего раствора — первостепенное условие получения требуемых и стабильных результатов. Снижение концентрации проявляющих веществ (фенидона и гидрохинона), а также падение рН проявляющего раствора, т. е. уменьшение активности проявителя, приводит к резкому снижению светочувствительности кинопленки, увеличению ее контрастности, а иногда и к заметному увеличению минимальных плотностей, что является свидетельством неполного черно-белого проявления обращаемой цветной кинопленки.
Завышение концентрации проявляющих веществ и увеличение рН проявляющего раствора приводит к перепроявлению кинопленки в первом проявителе, что в итоге выражается в потере плотностей, насыщенности цветов и контрастности в цветном изображении. В большей степени это отралсается на показателях верхнего (желтого) слоя, склонного к более быстрому проявлению из-за выгодного положения его в отношении скорости диффузии в него компонентов проявителя и выхода обратно продуктов реакции. В результате этого в перепроявленных в первом проявителе цветных обращаемых кинопленках не хватает желтого красителя (преобладает синий цвет), т. е. происходит сильное нарушение цветового баланса. К аналогичному результату может привести также и передержка при съемке или слишком большое удлинение продолжительности первого (черно-белого) проявления.
Не менее важное значение в процессе первого проявления имеют специальные добавки (роданиды и йодиды).
Роданид (роданистый калий) — растворитель галоге-нида серебра и вводится в черно-белый проявитель с этой целью. Присутствие его в первом проявителе способствует значительному уменьшению минимальной плотности цветного обращенного изображения. Объясняется это тем, что в сильно экспонированных местах пленки всегда имеются мелкие микрокристаллы галогенида серебра, которые очень малочувствительны и неспособны проявиться до конца при первом проявлении, а при последующем цветном проявлении (после общей засветки пленки) они могут проявиться и тем самым привести к увеличению минимальной плотности обращенного изображения. Роданид, быстро растворяя эти мелкие зерна, препятствует увеличению минимальной плотности.
Однако увеличение концентрации роданида в черно-белом проявителе сверх рекомендованного количества приводит к ухудшению качественных показателей обращаемой кинопленки: резко увеличивается светочувствительность, падают максимальные плотности и коэффициент контрастности. При уменьшении содержания роданида, наоборот, уменьшается светочувствительность и повышаются максимальные и минимальные плотности и коэффициент контрастности. Все это ухудшает качество цветного обращенного изображения.
Большое влияние на качество цветного изображения оказывает также йодистый калий, несмотря на то, что вводится он в небольших количествах. Основное назначение его затормозить проявление верхнего слоя, в котором образуется желтое изображение. Как уже было отмечено, верхний слой склонен к перепроявлению. Основное назначение йодистого калия состоит в том, чтобы замедлить проявление верхнего слоя. Применение для этой цели йодида основано на его свойстве активно адсорбироваться на микрокристаллах галогенида серебра и образовывать на их поверхности труднорастворимую соль йодистого серебра, которая замедляет процесс проявления. Уменьшение содержания йодида сопровождается ускорением проявления в первом (черно-белом) проявителе верхнего эмульсионного слоя, а значит, уменьшением выхода желтого красителя; повышение же его концентрации приводит к замедлению проявления верхнего слоя в первом проявителе и соответственно к увеличению выхода желтого красителя. Дальнейшее повышение содержания йодида в черно-белом проявителе приведет к проникновению его в нижележащие слои многослойной пленки, где он окажет такое же действие, как и в верхнем слое, и в конце концов будут недопроявленными эмульсионные зерна во всех слоях.
Первая промежуточная промывка после черно-белого проявления имеет весьма важное значение. Она предпринимается с целью полного удаления из всех эмульсионных слоев как проявителя, так и растворимых продуктов взаимодействия проявляющих веществ с галогенидами серебра, которые могут оказать влияние на образование красителей в последующем цветном проявлении.
Промежуточная промывка производится , проточной водой, подаваемой в проявочный бачок слабой струей, во избежание повреждения набухших эмульсионных слоев.
Условия для промывки кинопленки, намотанной на спираль, не благоприятные, так как между витками спирали вода плохо протекает. Для улучшения промывки необходимо многократно приподнимать спираль с кинопленкой из воды и снова опускать в воду. Температура промывной воды может быть в пределах от 12 до 18° С. При более низкой температуре ухудшается промывка, а при повышенной — возможно образование пузырьков в эмульсии или отделение верхнего эмульсионного слоя.
Вторая экспозиция (общая засветка пленки) необходима для того, чтобы сделать способными к проявлению во втором (цветном) проявителе все светочувствительные зерна галогенида серебра, оставшиеся иепроявленными в первом (черно-белом) проявителе.
Особенность второй экспозиции при обработке цветной многослойной кинопленки заключается в том, что в эмульсионных слоях уже имеются серебряные негативные изображения, которые препятствуют доступу света в соседние слои. Засветку кинопленки поэтому нужно производить как с эмульсионной стороны, так и со стороны основы.
Чтобы не подвергать нагреву эмульсионные слои, целесообразно производить засветку через слой воды. При рамной обработке эту операцию можно выполнять в прозрачном бачке. Если же кинопленку обрабатывают в бачке со спиралью, которая сделана из прозрачного материала, засветку можно осуществлять непосредственно на спирали, помещенной в белую кювету или белый таз с водой. Спираль нужно вращать и время от времени переворачивать. Однако лучше всего кинопленку размотать со спирали в большой таз или ванну с водой. Источник света (электролампу 500 Вт) поместить на расстоянии 0,5— 0,75 м над поверхностью воды, а кинопленку перебирать в воде от одного конца до другого, подставляя ее действию света то со стороны эмульсионного слоя, то со стороны основы. Такая засветка в течение 5 мин вполне достаточна. После этого выключить мощную лампу и, при обычном комнатном освещении снова намотать кинопленку на спираль, промыв ее перед этим под сильной струей воды. Преимущества этого способа в том, что он обеспечивает лучшую засветку пленки и гарантирует полное удаление остатков проявляющего раствора из канавки спирали, что важно для качества дальнейшей обработки кинопленки.
Цветное проявление. Для получения цветного изображения применяют особые проявляющие вещества, продукты окисления которых обладают способностью реагировать с компонентами красителей, введенными в эмульсионные слои при изготовлении цветной многослойной кинопленки.
Компоненты красителей сами по себе бесцветны. Только при взаимодействии их с продуктами, образующимися при восстановлении металлического серебра проявляющим веществом, возникают красители. При цветном проявлении в каждом эмульсионном слое помимо серебряного изображения появляются еще цветные изображения. Компоненты красителей подобраны таким образом, чтобы цвета красителей, выделившихся в трех эмульсионных слоях кинопленки, были приблизительно дополнительными к соответствующим областям сенсибилизации этих слоев.
В процессе цветного проявления многослойной кинопленки происходят следующие реакции:
галогенид серебра + проявляющее вещество → металлическое серебро + продукт окисления проявляющего вещества;
продукт окисления проявляющего вещества + компонента желтого красителя →желтый краситель;
продукт окисления проявляющего вещества + компонента пурпурного красителя → пурпурный краситель;
продукт окисления проявляющего вещества + компонента сине-голубого красителя → сине-голубой краситель;
продукт окисления проявляющего вещества, способный к конденсации, → полимер продукта проявляющего вещества, непригодный для образования красителя.
Таким образом, в процессе цветного проявления многослойной кинопленки происходят пять различных реакций, из которых одна (1) приводит к образованию серебряного (черно-белого) изображения, в то время как другие три, происходящие в отдельных слоях, являются реакциями образования красителей (желтого, пурпурного, сине-голубого); в. результате реакции (5) из продукта окисления проявляющего вещества, способного к конденсации, получается полимер этого продукта, непригодный для получения красителя указанным путем.
Реакции (2), (3) и (4) зависят от реакции (1). Это означает, что образование красителей невозможно без одновременного образования серебряного изображения. Следовательно, возникновение во время проявления серебряной (черно-белой) вуали влечет за собой образование цветной вуали.
В состав цветного проявляющего раствора входят следующие химикаты.
Цветное проявляющее вещество — диэтилпарафенилен-диаминсульфат или этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфат. Оба этих вещества являются производными пара-фенилендиамина. По внешнему виду они представляют собой серый или желтоватый кристаллический порошок. Первый из них обладает большей активностью, второй — меньшей. Цветное проявляющее вещество способно восстанавливать в металлическое серебро галогенид серебра и одновременно образовывать краситель во взаимодействии с компонентой красителя, имеющейся в каждом эмульсионном слое цветной кинопленки.
Вещества, противодействующие окислению проявляющего вещества,— сульфит натрия и гидроксиламинсуль-фат. В цветном проявляющем растворе концентрация сульфита должна быть минимальной, так как взятый в большом количестве он препятствует образованию красителей. Но вследствие того, что малое количество сульфита натрия не в состоянии предотвратить быстрое окисление проявляющего вещества, в раствор цветного проявителя дополнительно вводят (также в небольшом количестве) другое сохраняющее вещество — гидроксиламинсульфат.
Щелочь — обычно это углекислый калий (поташ) — необходима в цветном проявляющем растворе для возбуждения проявляющей способности малоактивного цветного проявляющего вещества.
Цветной проявитель отличается высокой щелочностью (рН=10,8—11,0), что является причиной сильного набухания эмульсионных слоев. Поэтому температура цветного проявителя никогда не должна превышать указанную в инструкции.
Бромистый калий — оказывает влияние на проявление серебряного изображения, но не участвует в образовании красителей. Роль бромистого калия в цветном проявителе аналогична его роли в черно-белом проявителе: он предупреждает образование серебряной (черно-белой) вуали. При цветном проявлении это свойство бромистого калия важно потому, что образование даже сравнительно небольшой серебряной вуали может повлечь за собой возникновение весьма заметной цветной вуали.
Вторая промежуточная промывка после второго (цветного) проявления аналогична первой промывке после первого (черно-белого) проявления. Особенность ее заключается в том, что еще более сильно набухшие в щелочном растворе цветного проявителя эмульсионные слои требуют особо осторожного обращения. Подъем и опускание спирали в бачке должны производиться замедленно. Струя воды должна быть не сильной. Однако промывка должна быть весьма тщательной. Если в слоях, особенно в нижнем, останется не вымытым цветное проявляющее вещество, в отбеливающем растворе оно окисляется. Возникающий при этом продукт окисления проявляющего вещества соединяется с компонентами красителей, еще находящихся в эмульсионных слоях, и возникает сильная цветная вуаль.
Отбеливание. Чтобы получить цветные изображения, состоящие только из красителей, необходимо после цветного проявления удалить из слоев восстановленное металлическое серебро. Так как красители, образовавшиеся в слоях кинопленки, весьма чувствительны к действию кислот, в данном случае не могут быть использованы сильные кислотные отбеливающие растворы, применяемые в процессе проявления с обращением черно-белой кинопленки.
Удаление металлического серебра из слоев цветной кинопленки производится в растворе железосинеродистого калия (красной кровяной соли) с добавлением фосфорнокислых солей и бромистого калия. Кислотность такого раствора небольшая (рН=6,2—6,4), и он не оказывает вредного влияния на цветное изображение.
Если в отбеливающем растворе будет присутствовать в слишком большой концентрации железистосинеродистый калий (желтая кровяная соль), это может послужить причиной коричневой окраски цветного изображения.
Цветная кинопленка должна находиться в отбеливающем растворе минимальное время, необходимое только для полного отбеливания (растворения металлического серебра). Нормальная температура отбеливающего раствора 20 ± 1° С. Нельзя повышать температуру этого раствора с целью ускорения процесса отбеливания.
Третья промежуточная промывка служит для удаления из эмульсионных слоев отбеливающего раствора, она может быть закончена после прекращения окрашивания промывной воды в желтый цвет.
Фиксирование предпринимается для растворения и удаления из слоев продукта окисления металлического серебра, образовавшегося при отбеливании. Одновременно
удаляются все остатки неиспользованного галогенида серебра. Фиксирование производится в простом фиксажном растворе. Кислые фиксажные растворы непригодны, так
как оказывают неблагоприятное действие на цветное изображение.
Заключительная промывка служит для полного удаления из всех слоев растворимых в воде веществ. Недостаточная промывка сказываетя на сохраняемости цветного изображения. Слишком длительная промывка может привести к некоторому высветлению цветного изображения и потере насыщенности цветов. Поэтому заключительную промывку следует производить в соответствии с предписанным режимом при температуре от 12 до 20° С в течение 15—20 мин.
Сушка цветной кинопленки после заключительной промывки производится при температуре не выше 30° С. Перед намоткой кинопленки на сушильный барабан или другое сушильное устройство, нужно удалить с ее поверхности излишек воды во избежание образования подтеков водяных капель. Немедленно по высыхании кинопленка должна быть смотана в рулон эмульсионной стороной наружу, так как при дальнейшем пребывании кинопленки в сушильном барабане она теряет эластичность и коробится. Пересушенная кинопленка становится хрупкой и затем в процессе эксплуатации кинофильма легко повреждается.
Состав растворов для обработки цветных обращаемых кинопленок цо-229, цо-32д и цо-90л
Введение добавок. Для поддержания необходимой работоспособности обрабатывающих растворов освежающие добавки следует вводить в следующих количествах:
в бачок, вмещающий 1 л раствора, после проявления каждого ролика с 10 м кинопленки 2X8 мм первого проявителя — 120 мл, а цветного проявителя — 80 мл; в бачок, вмещающий 2 л раствора, после проявления 30 м 16-мм кинопленки первого проявителя — 400 мл, а цветного проявителя — 200 мл.
Добавки в проявляющие растворы рекомендуется вводить не более трех раз, после чего рабочие растворы проявителей нужно заменить свежими, несмотря на то, что они обладают способностью проявлять. Частично истощенные, хотя и действующие еще растворы проявителей не могут обеспечить необходимого соотношения характеристик изображения в трех слоях цветной многослойной кинопленки.
Сохраняемость растворов. В чистой, хорошо закупоренной посуде раствор первого (черно-белого) проявителя можно хранить до двух недель, а остальные — не более месяца. Растворы, в которых уже производилась обработка кинопленки, портятся очень быстро, поэтому хранить их не рекомендуется.
В 1 л отбеливающего раствора можно обработать до 80 м кинопленки шириной 16 мм.
В 1 л фиксирующего раствора можно обработать до 120 м кинопленки шириной 16 мм..
|