загрузка...
Любительский кинофильм | Теплые и холодные цвета
Сложение цветов
Согласно трехцветной теории цветного зрения, любой цвет может быть получен смешением трех спектральных цветов. Наиболее насыщенные цвета получаются из смеси красного, зеленого, и сине-фиолетового. Они называются основными аддитивными цветами. Способ получения того или иного цвета сложением (смешением) цветов в различных относительных количествах называется аддитивным, или слагательным способом смешения цветов.
Аддитивным смешением цветов можно получить любые цветовые оттенки. Для этого смешивают три основных луча в разных пропорциях. Цветная картина на экране цветного телевизора образуется аддитивным . смешением цветов. Когда разные элементы цветного растра телевизионного экрана попадают на один и тот же участок сетчатки, возникает ощущение, соответствующее смешан ВЫЧИТАНИЕ ЦВЕТОВ
Все цветные оттенки, встречающиеся в природе, можно получить также вычитанием цвета, ставя на пути пучка белого света цветные светофильтры. Получение цветных оттенков вычитанием цвета называется субтрактивным методом образования цвета.
Для субтрактивного (вычитательного) метода образования цвета применяются три светофильтра:
голубой, пропускающий только синие и зеленые лучи;
желтый, пропускающий только желтые, оранжевые и красные лучи;
пурпурный, пропускающий только красные, фиолетовые и синие лучи.
Цвета голубой, желтый и пурпурный являются основными субтрактивными цветами.
Современные методы получения цветных киноизображений основаны на субтрактивном методе получения цвета. Многослойная цветная кинопленка представляет собой три светофильтра: желтого, пурпурного и голубого цвета. Белый цвет получается в том случае, если на пути белого луча не будет никакого светофильтра; черный цвет,— если на пути белого луча будут находиться все три светофильтра: голубой — вычитает красные лучи, желтый — синие, а пурпурный — зеленые. Для человеческого глаза вся система трех светофильтров в проходящем свете будет непрозрачной, т. е. черного цвета.
Серые тона получаются путем пропорционального изменения пропускания лучей отдельными светофильтрами. Все хроматические тона образуются непропорциональным изменением оптических плотностей отдельных светофильтров. Так, голубой светофильтр в комбинации с пурпурным пропустит только синие лучи; комбинация желтого и пурпурного светофильтров пропустит только красные лучи и т. д.
Цветное изображение на цветной многослойной кинопленке получается в результате совмещения трех цвето-деленных изображений — желтого, пурпурного и голубого.
Цветовоспроизведение
Снимая на цветную кинопленку, мы надеемся получить изображение, по возможности более схожее с оригиналом, и поэтому стремимся к тому, чтобы цвета, создаваемые красителями в слоях кинопленки, выглядели точно так же, как в оригинале.
Современные многослойные кинопленки достаточно хорошо воспроизводят цвета, которые встречаются в природе. Однако на экране мы часто обнаруживаем значительные отклонения от снятой натуры, что многие кинолюбители рассматривают как недостаток конкретного фотопроцесса. На самом же деле причина может заключаться совсем в другом, а именно — в психологии восприятия цветной картины.
Художники-живописцы, пишущие натуру, добиваются поразительного сходства изображения с изображааемыми объектами тем, что подбирают краски, цвета которых в отдельных случаях значительно отличаются от цветов, изображаемых на картине предметов. Они достигают успеха, пользуясь знанием того, что зрительное восприятие картины отличается от зрительного восприятия натуры. Картина, чтобы казаться похожей на натуру, должна отличаться от нее, и поэтому художник компенсирует разницу в зрительном восприятии картины и натуры.
Имеется много и других тонкостей, известных только художнику, о которых зритель даже не догадывается при условии удачного исполнения картины. Наша задача состоит только в том, чтобы обратить внимание кинолюбителей, которые намерены достичь высокой степени художественности своих цветных кинофильмов, на значение и важность сочетания техники с творческим мастерством.
Изучение особенностей восприятия цвета и приемов, с помощью которых можно получить хорошее цветное изображение, особенно важно потому, что снимающий на цветную кинопленку оказывается как бы в положении художника, который должен написать картину, не видя ее в процессе своей работы. Он может основываться только на знании и, разумеется, на опыте.
Восприятие цветного изображения
Различие в восприятии естественного цветного объекта и его фотографического изображения вытекает из ряда причин. Одной из них, пожалуй, наиболее важной, является адаптация зрения, т. е. приспособляемость глаза Наш глаз подсознательно регулирует соотношение чувствительности своих цветоприемников, и мы не различаем изменения цветности предметов при различном спектральном составе освещения. Белая бумага кажется нам одинаково белой как при солнечном свете, так и при свете свечи. Кинопленка же фиксирует точно физическую картину. На цветной кинопленке, сбалансированной к солнечному свету (5500К), белая бумага изобразится правильно белым цветом. Но при свете свечи, при цветовой температуре около 1900К, та же белая бумага получится красно-оранжевого цвета. Чтобы цвета предметов, снимаемых при свете иного спектрального состава, чем тот, для которого установлен цветовой баланс кинопленки, получились бы такого цвета, какими мы воспринимаем их в естественных условиях, необходимо либо применить конверсионные светофильтры, либо использовать кинопленку, сбалансированную к тому свету, при котором производится киносъемка.
Восприятие цвета зависит также и от других закономерностей, из которых существенно важным можно считать явление кажущихся цветов. Сущность его состоит в том, что цвета кажутся иными в зависимости от соседства с предметами другого цвета и от цвета фона. Например, маленькое пятно спектрально чистого желтого цвета, окруженное интенсивно освещенным белым полем, будет казаться коричневым; а на черном фоне — красновато-желтым.
Или еще один пример. Человек стоит на лесной поляне под деревом в ясный день. В тени он освещен светом, отраженным от травы и листвы деревьев. Если мы снимем его крупным планом на цветную кинопленку, получим изображение с сильным, весьма неприятным зеленым оттенком. А сняв этого же человека общим или средним планом в окружении зелени, такого впечатления мы не получим. Пример станет еще более убедительным, если воспользоваться объективом с переменным фокусным расстоянием и произвести отъезд камеры. Мы отчетливо увидим, как на экране при постепенном переходе от крупного плана к общему лицо человека утрачивает зеленый оттенок, когда мы видим его в окружающей обстановке. Следовательно, при съемке крупного плана необходимо пользоваться дополнительными цветными подсветами или светофильтрами. Этот пример дает некоторое представление об исключительных трудностях, с которыми приходится встречаться при цветных киносъемках.
Необходимо упомянуть еще о весьма важном явлении. Это — эффект Пуркинье, который можно описать очень кратко.
При малых освещенностях глаз чувствителен к синему больше, чем к красному, тогда как при больших освещенностях, наоборот, он чувствителен к красному более, чем к синему. Из этого мы можем сразу же сделать вывод: все слабоосвещенные сцены и тени кажутся нам более голубыми, чем они есть на самом деле, а все сцены, освещенные сильно, представляются нам более красными. Свет луны по своему спектральному составу немного более красный, чем прямой солнечный свет. И тем не менее любой пейзаж при лунном свете представляется нам голубоватым, поскольку он освещен очень слабо. Какое странное представление о лунном свете дало бы нам цветное фотографическое изображение, полученное при условии возможно более точного воспроизведения естественных цветов такими, какими они являются на самом деле, а не такими, какими мы их видим.
И, наконец, скажем о влиянии условий восприятия цветного киноизображения. Кинофильм смотрят в рамке экрана в затемненном помещении. В этих условиях усиливается цветовой контраст, и цвета воспринимаются более яркими, чем реально существующие в природе.
Насыщенность цвета будет различной, если цветные предметы расположить на белом или другом цветном фоне. Лишь на большом сером фоне одинаковой яркости с цветными предметами происходит адаптация на цвет освещения, и влияние фона будет отчасти исключено.
|