загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Специальные киносъемки

Теплые и холодные цвета

Все цвета от чисто-желтого, оранжевого, красного до красно-пурпурного принято называть теплыми, а все цвета от зеленоватого, зелено-голубого, синего до сине-пурпурного — холодными. Такому разделению цветов имеются различные объяснения. Известно, что впечатление холодного или теплого дня в живописи, как и в кино, создается общим цветовым тоном синего или желтого цветов соответственно. Здесь, по-видимому, большое значение имеет наш жизненный опыт, подсказывающий, что при холодной погоде преобладают сине-голубые тона, а когда тепло, выделяются желтовато-оранжевые тона. Зритель подсознательно оценивает не цвета, а лишь температуру.

С помощью холодных или теплых тонов можно создать определенное настроение, которое усилит драматичность сцены. Например, нужно показать бедную обстановку комнаты, в которой живет одинокий, очень старый человек. Чтобы усилить грустное настроение, можно дать едва заметное голубое или зеленое освещение вдоль плинтуса пола и по углам комнаты. Это подавит теплоту и создаст психологический эффект уединения, как этого требует драматургия сцены в данном фильме.

Теплоту, уют и спокойное настроение можно подчеркнуть созданием цветового колорита, в котором преобладают теплые тона, В некоторых случаях, может быть, целесообразно включить и источник желто-оранжевого цвета.

Нужно отметить, что цветное освещение должно быть лишь едва-едва уловимым в тенях, но не ярко выраженным, так как это привело бы к нереальности и искусственности.

Цветное изобилие может быть оправдано в эпизодах, изображающих празднества, карнавалы и театральные представления. Здесь цветом можно пользоваться как угодно, вводя розовый, красный, пурпурный, желтый и ярко-зеленые цветовые тона. Однако восприимчивый художник и тут ограничил бы беспорядочное использование цвета, подчинив все цветовые оттенки определенному колориту с преобладанием одного цветового тона.

Выступающие и отступающие цвета

Большое практическое значение при цветной киносъемке имеет расположение предметов разного цвета относительно друг друга. Зрителю кажется, что красно-оранжевые и желтые цветные тона расположены ближе, а синие, голубые и зеленые — дальше. Это явление используют при компоновке кинокадра для создания большей глубины снимаемой сцены. При съемках на натуре, например, можно включить в кадр на переднем плане красновато-коричневые стволы деревьев, красные,. оранжевые или желтые цветы или осенние листья, изгородь или детали построек и т. п. Крупные планы людей с лицами теплых тонов хорошо получаются на фоне голубого неба или удаленного заднего плана с голубоватой дымкой.

В помещениях всегда желательно (по той же причине) вводить в передний план какие-либо предметы, имеющие красновато-коричневую окраску или хотя бы содержащие примесь теплого цветового тона, подсвечивая их через оранжевый светофильтр, установленный на осветительном приборе. А предметы заднего плана и стены должны быть приглушенного цвета с холодным оттенком.

Заполняющий свет может быть слегка голубоватым, чтобы придать ему оттенок, часто встречающийся в действительности. Для этого лучше не применять светофильтры на всех осветительных приборах, а только на одном или нескольких установить голубой светофильтр. Разбавленный голубой свет дает лучший результат в тенях, чем чистый голубой.

Цветная киносъемка в различных условиях

КИНОСЪЕМКА В ЕСТЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЬЕРАХ

Если при цветной съемке в павильоне методы освещения в основном аналогичны применяемым при черно-белой съемке с той лишь разницей, что контраст освещения не превышает 2:1, то в естественных интерьерах положение осложняется.

Особенностью цветной съемки в различных помещениях вне павильона является то, что в большинстве случаев приходится встречаться со смешанным светом различного спектрального состава — дневным светом и искусственным. Причем искусственное освещение может быть двух видов: 1)лампы накаливания и 2) люминесцентные трубки дневного или белого света. В этих условиях нужно найти оптимальное решение, чтобы обеспечить удовлетворительное воспроизведение цвета в снимаемых эпизодах.

Когда дневного освещения в помещении вполне достаточно для экспонирования кинопленки и необходима лишь небольшая подсветка искусственным светом объектов съемки на переднем плане, целесообразно использовать кинопленку, сбалансированную для дневного света (5500К), а на осветительные приборы подсветки с. лампами накаливания установить голубые светофильтры. Для моделирующей подсветки лиц людей и их глаз следует применять приборы с лампами накаливания без света разумеется, в ряде случаев возможен некоторый компромисс, но всегда нужно учитывать неизбежное посинение объектов, освещаемых дневным светом (при съемке на пленку, сбалансированную для искусственного освещения 3200K). При этом синева на экране будет более насыщенной, чем она наблюдается в действительности.

Лучшие условия для съемки в помещениях будут в вечерние часы, когда спектральный состав прямого солнечного света близок к свету ламп накаливания.

Однако при освещении помещения люминесцентными лампами (трубками) дневного света или белого света также могут возникнуть трудности, как и при съемке днем. Ответ о возможностях цветной съемки может быть получен в каждом конкретном случае после проведения пробной съемки.

Киносъемка днем под ночь

Цветовое решение ночных сцен, снимаемых на обращаемую или негативную цветную кинопленку, всегда предполагает создание мягкого голубоватого изображения фона, в то время как освещение объектов переднего плана зависит от источника света, будет ли это луна, уличные фонари, свет из окон окружающих зданий или пламя костра или свечи.

Для этого можно использовать на натуре цветную кинопленку, сбалансированную для искусственного освещения (3200К), и снимать без конверсионного светофильтра, что придаст всему- изображению синеву. Недодержка от 2 до 5 крат создаст непроработанные тени. Подсветку объектов переднего плана, главным образом лиц людей, следует производить светом ламп накаливания, чтобы получить теплый тон. Возможно также применение оттененного голубого или нейтрально-серого светофильтра, когда небо белое.

Если используют кинопленку, сбалансированную для дневного света (5500К), ночной эффект можно получить с помощью голубого конверсионного светофильтра. Объекты переднего плана следует подсвечивать лампами накаливания с добавлением в необходимых случаях желтых осветительных светофильтров.

Общее правило освещения сцен, снимаемых днем под ночь на цветную кинопленку, остается таким же, как и при съемке на черно-белую: надо по возможности избегать переднего рисующего света и выбирать точку съемки так, чтобы объекты были освещены задне-боковым рисующим светом, а тени направлены преимущественно в сторону кинокамеры.

Киносъемка крупных планов на натуре

При съемках на натуре фон, как правило, оказывается более светлым, чем при съемке в помещении. Причем на фоне могут быть участки даже более яркие, чем на лицах людей. В этом случае внимание к главным действующим лицам привлекается тем, что они контрастируют по яркости или цвету с фоном.

При выборе и освещении фона следует стремиться к тому, чтобы насыщенность цветов на переднем плане была по возможности больше, чем на фоне. Для кино это свойство нашего зрения имеет особое значение, так как кинематографические кадры рассматривают кратковременно. Для того чтобы привлечь внимание зрителя к сюжетно важным объектам, их надо изображать более контрастными.

В цветных изображениях разноудаленных объектов может быть допущен значительно больший яркостньш контраст, чем при съемке на черно-белую пленку. На цветной кинопленке даже такие высококонтрастные объекты, как лица людей на фоне неба, получаются гармоничными по цветовым и тональным сочетаниям.

Съемка портрета на фоне голубого неба позволяет выявить теплые розоватые оттенки кожи. Другие оттенки могут получиться более естественными при съемке на фоне ярко освещенной зелени.

Киносъемка натюрмортов

Хотя буквально натюрморт означает изображение мертвой натуры, тем не менее обычно это понятие распространяется и на другие объекты, например букеты живых цветов, и пр. Такие крупные планы используют для создания акцентов, или они выполняют роль переходов, планов-перебивок.

Цветовой и световой строй крупных планов натюрмортов определяется снимаемым объектом, его освещением.

Иначе говоря, натюрмортами киноплан не является самостоятельным изображением, как, например, в живописи или в фотографии. Он должен быть связан с предыдущим и последующим кинокадрами, поэтому изобразительное построение его должно соответствовать цветовому и световому строю более общего плана эпизода. Изменять освещение в таком укрупненном изображении можно лишь частично.

Реклама