загрузка...
Любительский кинофильм | Системы узкопленочного кинематографа
Выбор киносъемочного аппарата
Первый вопрос, который следует решить, — это формат пленки. Снимать на 8- или 16-мм пленку? Площадь кадра 16-мм пленки в три раза больше площади кадра пленки Супер-8, следовательно, на такой пленке достаточно хорошо будут видны мелкие детали, т. е. качество изображения выше, и фильмы можно демонстрировать на большом экране. На пленке этого формата снимают учебные, научные фильмы, телевизионную хронику. Кинолюбители снимают 16-мм аппаратами фильмы всех жанров, в том числе и игровые. Работа с такими кинокамерами более сложна, чем с полностью автоматизированными, работающими на пленке Супер-8, и требует большей квалификации кинолюбителя.
Следует иметь в виду, что 16-мм киноаппараты и запас пленки к ним занимают достаточно большой объем и имеют сравнительно большую массу. Это приходится учитывать в пеших туристских и тем более альпинистских походах. Очевидно, что в такие походы предпочтительнее взять кинокамеру с пружинным заводом, особенно если они рассчитаны на длительное время с большим объемом съемок.
Если кинолюбитель специализируется в спортивных съемках, киносъемочный аппарат вне зависимости от формата должен иметь частоту съемки не менее 48— 64 кадр/с .
Повторяем, с 16-мм кинокамерами работают подготовленные любители. Значит ли это, что сначала надо освоить простейший 8-мм аппарат, затем посложнее и только потом, приобретя навык, обзавестись 16-мм киноаппаратом? Думается, что опыт автолюбителей, считающих, что начинать ездить надо на стареньком автомобиле, чтобы именно на него пришлись все положенные неприятности в виде толчков, ударов и т. п., в данном случае не подходит. Если любитель намерен приобрести высокую квалификацию, ему, видимо, есть смысл сразу покупать аппарат, отвечающий его творческим запросам.
Для семейной же хроники, для отпускных кинофильмов, снимаемых по принципу что вижу, то и снимаю: сборы, отъезд, прибытие, костер, гитара, бутерброды, приезд домой, плюс несколько кадров из окна вагона (автомашины, теплохода) — вполне подойдет любой простейший киноаппарат. Заметим, справедливости ради, что и простым аппаратом можно снять хороший фильм, если овладеть всеми этапами его создания от литературного сценария до озвучения.
Итак, на вопрос, какой киносъемочный аппарат приобретать, ответит сам кинолюбитель, четко представив себе цели и задачи, которые он ставит перед собой, и, разумеется, оценив свои финансовые возможности.
Кинопроекционные аппараты
Кинопроекционный аппарат представляет собой оптико-механическое устройство, предназначенное для проецирования (проекция — от латин. projectio — бросаю вперед) на экране плоских оригиналов.
Проекторы, основанные на освещении оригинала отраженным светом, называются эпипроекторами. В них используют для проекции непрозрачные оригиналы.
К диапроекторам относятся аппараты, в которых применяют прозрачные оригиналы, освещаемые на просвет, К их числу относятся фотоувеличители, приборы для чтения микрофильмов и кинопроекторы, о которых пойдет речь в этой главе.
Методы кинопроекции
Кинопроекция представляет собой диапроекцию сменяющихся кадров фильма с зафиксированными на них отдельными фазами движения объекта съемки, в результате чего на экране создается иллюзия движения этого объекта.
Различают два метода кинопроекции, отличающиеся характером движения кинопленки: непрерывным и прерывистым. В обоих случаях на экране не должна быть заметна смена кадров.
Кинопроекция при непрерывном движении фильма обеспечивает неподвижное изображение каждого кадра с помощью оптического выравнивания, или оптической компенсации.
Принцип оптического выравнивания пояснен на рис. 71. Здесь показана схема работы оптического компенсатора преломляющего типа. Между кадровым окном и объективом проектора установлена вращающаяся согласованно с движением фильма (1) плоскопараллельная стеклянная пластина (2). Луч света от точки А 1 (положение I) преломляется в пластине и, проходя через проекционный объектив, дает на экране изображение точки А. В положении II точка А сместилась вниз и обозначена через А2. Луч света от нее попадает на изменившую свое положение пластину 2. Так как она оказалась перпендикулярной лучу света, он не преломляется и создает на экране изображение точки А в том же месте экрана. В положении III точка А опустилась еще ниже (Аз), однако благодаря повороту пластины выравнивателя луч света в результате преломления отклонился таким образом, что и в этом случае изображение точки А оказалось в той же точке экрана. В положении IV происходит смена кадра (она идет непрерывно), мы ее не замечаем, так как в этот момент световой пучок перекрывается обтюратором 5.
Кинопроекцию с оптическим выравнивателем применяют в монтажных (и звукомонтажных) столах, в частности в любительских монтажных столах Купава, Селена и др., рассчитанных на 8-мм пленку.
Рис. 71. Схема работы оптического компенсатора монтажного стола:1 — кинопленка; 2 — оптический компенсатор (выравниватель); 3— объективе — просветный экран; 5 — обтюратор
Кинопроекция при прерывистом движении фильма осуществляется в кинопроекторах. Неподвижное изображение каждого кадра и незаметная смена их достигаются двумя способами. В первом из них в момент смены кадра световой пучок перекрывается непрозрачными лопастями обтюратора. Во втором способе обтюратор отсутствует, а кадр освещается импульсной газоразрядной лампой, которая выключается в момент смены кадров. Наибольшее распространение получили обтюраторные кинопроекционные аппараты.
Устройство кинопроекционного аппарата
Принципиальная схема кинопроекционного аппарата приведена на рис. 72. Он состоит из следующих основных узлов: лентопротяжного механизма, светооптической системы, блока звуковоспроизведения (в проекторах, предназначенных для показа звуковых кинофильмов) и органов управления работой кинопроектора.
Кинопленка усилием тянущего зубчатого барабана 11 сматывается с подающей кассеты 13 и поступает в фильмовый канал 5. Во время стояния кадра он равномерно освещается светом лампы 2, прошедшим через конденсор 3. С помощью объектива 10 изображение проецируется на экран. Затем грейфер 9 продергивает пленку на один кадр, одновременно кадровое окно перекрывается непрозрачной лопастью обтюратора 4 — происходит смена кадра.
Рис. 72. Принципиальная схема кинопроекционного аппарата: 1 — зеркальный отражатель; 2 — кинопроекционная лампа; 3—конденсор; 4 — обтюратор; 5 — фильмовый канал; 6—кинопленка; 7—верхняя петля фильма; 8 — нижняя петля фильма; 9 — грейфер; 10— объектив; 11— тянущий зубчатый барабан; 12— задерживающий зубчатый барабан; 13 — подающая кассета; 14 — принимающая кассета
Лентопротяжный механизм предназначен для перемещения фильма в кинопроекционном аппарате. Он состоит из подающей кассеты (бобины), тянущего зубчатого барабана, фильмового канала, скачкового механизма, задерживающего зубчатого барабана и приемной кассеты (бобины). К лентопротяжному механизму относятся также направляющие и придерживающие ролики, стабилизаторы скорости перемещения пленки и др.
При входе в фильмовый канал и при выходе из него пленка образует петли, благодаря которым осуществляется ее скачкообразное перемещение, невозможное при натянутой пленке.
Подающая кассета снабжена фрикционным тормозным устройством, предотвращающим самопроизвольное разматывание пленки с бобины. В любительских кинопроекторах бобина надевается на кронштейн, ось которого также связана с фрикционным тормозным устройством.
Сердечник приемной кассеты вращается принудительно от привода киноаппарата. Ввиду того что диаметр рулона пленки, наматываемой на приемную кассету, непрерывно увеличивается, скорость наматывания пленки должна была бы также возрастать, что нарушило бы нормальный ход пленки в фильмовом канале. Чтобы этого не произошло, между приводным элементом и сердечником бобины устанавливают фрикционную передачу, обеспечивающую необходимое пробуксовывание сердечника. В некоторых конструкциях вместо фрикционной применяется ременная передача, также обеспечивающая равномерное наматывание пленки за счет пробуксовки ремня.
Фильмовый канал — узел кинопроекционного аппарата, через который пленка перемещается и фиксируется в определенном положении относительно проекционного окна. Состоит из основания, дверцы и приспособлений для придания пленке устойчивости в вертикальном и горизонтальном (поперечном) направлениях.
Поперечную устойчивость пленки обеспечивают либо направляющие на основании фильмового канала, либо специальный поперечно-направляющий ролик. Продольная устойчивость зависит от точности работы скачкового механизма.
Скачковый механизм выполняют в виде мальтийского или грейферного механизма.
В мальтийском механизме перемещение пленки осуществляется зубчатым (скачковым) барабаном, поворачивающимся на определенный угол в зависимости от частоты проекции.
В грейферном механизме зуб грейфера, совершая криволинейное движение по замкнутой траектории, входит в перфорационное отверстие кинопленки и продергивает фильм на один кадр.
Мальтийским механизмом оснащены, как правило, 35-мм проекторы; любительские узкопленочные проекторы для 16- и 8-мм пленки имеют грейферные механизмы.
Размеры кадрового окна в фильмовом канале кинопроекционного аппарата всегда несколько меньше, чем размеры кадра. Этим облегчается точная установка кадра в рамку.
Обтюратор — устройство, перекрывающее световой поток во время смены кадров.
Обтюратор кинопроекционного (так же как и киносъемочного) аппарата может быть выполнен в виде шторки или диска. Дисковые обтюраторы больше применяются в любительской проекционной аппаратуре.
В результате работы обтюратора освещение экрана сменяется его затемнением, воспринимаемое зрителем как мелькание. Установлено, что минимальная частота — 48 мельканий в секунду. Если в кинопроекторе установлен однолопастный обтюратор, то даже при частоте проекции 24 кадр/с частота 24 мелькания в секунду будет в два раза меньше минимальной и просмотр кинофильма с помощью такого кинопроектора будет утомлять зрителей.
Применив в тех же условиях двухлопастный обтюратор, можно сделать мелькания незаметными, так как световой поток при той же частоте проекции — 24 кадр/с — будет пересекаться не 24 раза в секунду, а 48. Однако такой обтюратор не обеспечит нормальный показ кинофильма при частоте проекции 16 кадр/с . В этом случае применяют трехлопастный обтюратор, в результате получают те же 48 мельканий в секунду.
Следует иметь в виду, что увеличение числа лопастей обтюратора, снижая мелькание, приводит в то же время к световым потерям и меньшему освещению экрана. Поэтому в кинопроекторах с такими обтюраторами устанавливают более мощные проекционные лампы.
Кинопроекционный объектив состоит обычно из 4— 6 линз с разрешающей силой на краю поля кадра 50 — 60 лин/мм и коэффициентом пропускания света 0,8—0,9.
В 16-мм кинопроекторах применяют 4—6-линзовые анастигматы с относительным отверстием 1:1,2 и фокусным расстоянием 35—50 мм. В 8-мм кинопроекторах используют трехлинзовые апланаты с относительным отверстием 1:1,4 и фокусным расстоянием от 18 до 25 мм. Применяют также и объективы с переменным фокусным расстоянием: 1,2/18—30 мм (Русь) или 1,4/15—25 мм (Квант).
Нормальная частота проекции 8-мм фильмов — 16 кадр/с, Супер-8 — 18 кадр/с, 16-мм немых — 16 кадр/с и 16-мм звуковых — 24 кадр/с .
Отечественные кинопроекционные аппараты
Промышленность выпускает любительские кинопроекторы, рассчитанные на кинопленку 8 мм, Супер-8 и 16 мм. Кинопроекторы Русь, Волна-М и Волна-3 рассчитаны на проекцию кинофильмов, снятых на пленках двух форматов: 8 мм и Супер-8 при несложном переходе от одного формата к другому. Все три проектора предназначены для демонстрирования немых кинофильмов или озвученных на отдельной магнитной пленке. Синхронизация изображения и звукового сопровождения осуществляется с помощью синхронизаторов Синхро-8М, СЭЛ-1 и др. В проекторах типа Волна предусмотрена автоматическая зарядка пленки в лентопротяжный тракт.
Во всех трех моделях применяется механизированная — с помощью штатного электродвигателя — перемотка пленки обратно на подающую бобину. Причем в модели Волна-3 для обратной перемотки фильма не требуется разряжать лентопротяжный тракт, что позволяет оперативно повторить какую-то часть фильма или перемотать его на начало для повторного или последующего демонстрирования.
Кинопроекторы Украина, Радуга-2 предназначены для показа 1.6-мм немых и звуковых кинофильмов с оптической или магнитной фонограммой. Радуга-2 является дальнейшей модификацией кинопроектора Радуга, выпускаемого с 1969 г. В его корпус вмонтирован громкоговоритель, вместо которого можно подключать выносной громкоговоритель и, кроме того, — специальный пульт, обеспечивающий дистанционное управление кинопроектором. В комплект входят два различного размера киноэкрана, выносной громкоговоритель, два пульта дистанционного управления и др.
Готовится к выпуску новая модель 8-мм кинопроектора Русь-340, являющаяся дальнейшим развитием модели Русь. В новом проекторе будет, в частности, применена автоматическая зарядка фильма в лентопротяжный тракт.
|