загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Киносъемочные аппараты

Системы узкопленочного кинематографа

Любительский кинематограф — это кинематограф на узкой кинопленке.

Узкой называют такую кинопленку, ширина которой меньше ширины 35-мм кинопленки, являющейся основным форматом в профессиональном кинематографе. Применяемые современные узкие кинопленки имеют ширину 16 и 8 мм.

Преимущества узких кинопленок заключаются в их компактности, дешевизне и общедоступности. Кинофильм на 16-мм кинопленке весит в 6 раз меньше 35-мм, а 8-мм — меньше 35-мм почти в 24 раза.

Съемочная, проекционная и вся вспомогательная аппаратура, предназначенная для узкой кинопленки, значительно проще в обращении, чем аналогичная аппаратура для 35-мм кинопленки. Затраты на изготовление узкопленочного кинофильма во много раз меньше.

Кроме эксплуатационных удобств, узкопленочный кинематограф имеет ряд технических преимуществ. Короткофокусная оптика узкопленочных киносъемочных аппаратов благодаря малому масштабу изображения дает большую глубину резко изображаемого пространства, что гарантирует от недостатков фокусирования изображения и обеспечивает съемку с большим раскрытием диафрагмы объектива при меньшем уровне освещенности объектов.

Узкопленочная 16-мм систем

Узкая кинопленка шириной 16 мм (рис. 1, а) появилась в 1923 г. и первоначально предназначалась для съемки только любительских кинофильмов. Ее изготовляли на негорючей ацетатной основе, что имело исключительно важное значение, так как 35-мм кинопленку выпускали в то время на горючей нитроцеллюлозной основе

Негорючая (точнее, огнебезопасная) ацетатная основа пленки не выдерживала нагрузок, которым подвергается 35-мм кинофильм в кинопроекторе. В узкопленочном 16-мм кинопроекторе нагрузки на кинопленку значительно меньшие.

Проявление узкопленочных фильмов производилось по методу обращения с получением позитивного изображения на той же кинопленке, на которой осуществлялась съемка. Процесс копирования позитива и его проявления исключался. Это также было удобно в кинолюбительской практике.

Ввиду огнебезопасности и удобства транспортировки, узкопленочные кинофильмы, переведенные с 35-мм кинонегативов, широко демонстрировались кинопередвижками в небольших зрительных залах.

Рис. 1. Форматы узкой кинопленки: а— 16 мм; б—8 мм (2X8 мм) обычный формат; в — 8 мм тип С (Супер-8)

В настоящее время кинематограф на узкой 16-мм кинопленке получил большое распространение и стал также профессиональным. На узкую кинопленку снимают телевизионные, хроникально-документальные, учебные и научные кинофильмы. Прогресс в технологии изготовления кинопленок позволил значительно повысить их качество, что дало возможность использовать 16-мм кинопленку и в производстве художественных кинофильмов, рассчитанных для показа на экранах средних размеров. Художественные фильмы творческого объединения Экран и телевизионную кинопериодику также снимают на 16-мм кинопленку.

Кинофильмы на 16-мм кинопленке можно переводить на 35-мм кинопленку с помощью оптического кинокопировального аппарата. Качество изображения в таких кинофильмах вполне удовлетворительное.

Узкопленочная 8-мм система

В середине 1931 г. фирма Истмен-Кодак изготовила самую узкую из современных кинопленок шириной 8 мм (см. рис.... 1, б). Такая кинопленка образуется при разрезании 16-мм кинопленки пополам. Предварительно ее подвергают перфорированию, которое обеспечивает получение перфорации между каждыми двумя соседними кадрами. Следовательно, 8-мм кинопленка имеет перфорации лишь с одной стороны, а шаг кадра уменьшается ровно вдвое по сравнению с 16-мм кинопленкой.

Появление 8-мм кинопленки и особенно миниатюрной киносъемочной аппаратуры для нее произвело подлинную революцию в любительском кинематографе. Значительная часть кинолюбителей перешла на работу с этой кинопленкой.

Киносъемку производят чаще всего на обращаемую кинопленку 2X8 мм (общей шириной 16 мм). Сначала снимают на одной ее половине, затем кассету в киносъемочном аппарате переставляют так, чтобы снимать на вторую половину кинопленки. После лабораторной обработки на кинопленке 2X8 мм получают сразу позитивные изображения. Разрезание ее пополам дает две катушки 8-мм фильма-позитива, который проецируют на экран 8-мм кинопроектором.

Несмотря на малые размеры кадра, кинофильмы, снятые на 8-мм обращаемую черно-белую или цветную кинопленку, получаются вполне удовлетворительного качества, а крупные планы просто хорошими и даже отличными. Умение правильно использовать 8-мм кинопленку заключается прежде всего в том, чтобы меньше снимать общими планами и создавать фильмы из монтажных сочетаний крупных и средних планов.

С развитием звукового кино 8-мм кинофильмы стали снабжать совмещенной фонограммой, по большей части — магнитной, которая размещается между краем кинопленки и перфорациями, или же звук записывают на отдельную магнитофонную ленту, а магнитофон синхронно связывают с кинопроектором.

Способ получения 8-мм кинофильма путем простого разрезания вдоль кинопленки 16-мм формата нельзя признать вполне удачным. Главный недостаток этой системы в нерациональном использовании площади кинопленки.

Большую часть ее занимают перфорации, а под изображение кадра отводится всего лишь 41,1% площади пленки. Поэтому встал вопрос об усовершенствовании системы 8-мм кинематографа.

Система 8 мм тип с (супер-8)

В 1965 г. фирма Истмен-Кодак объявила об окончании разработки новой системы кинематографа на кинопленке Супер-8. В нашей стране эта система получила название 8 мм тип С (см. рис. 1, в).

В системе Супер-8 ширина кинопленки осталась прежней, но перфорационные отверстия получили новую форму, а шаг кадра увеличился на 0,42 мм. Площадь кадра за счет этого стала почти в 1,5 раза больше, что улучшило качество изображения.

Звуковая магнитная дорожка расположена на ней вдоль свободного края, а не за перфорациями, как в старом 8-мм фильме. Это было вызвано необходимостью предотвратить часто случающееся повреждение фонограммы грейфером, протягивающим кинопленку как в съемочном, так и в проекционном аппаратах.

Размер кадра в съемочном аппарате для кинопленки Супер-8 равен 4,22X5,69 мм (вместо 3,55X4,9 мм), а площадь проецируемого кадра составляет 21,5 мм2, вместо 14,3 мм2. Частота проекции кинофильма равна 18 или 24 кадр/с.

Современная техника магнитной записи и воспроизведения звука позволяет получать достаточно высокое качество звучания при скорости хода ленты 76,2 мм/с, что соответствует скорости хода фильма Супер-8 при частоте 18 кадр/с. Разница в качестве воспроизведения этого же фильма с частотой 24 кадр/с — 101,6 мм/с практически неуловима. Частоту 24 кадр/с используют при переводе оригинального материала, снятого на формате Супер-8, на формат 16 мм, где принята частота 24 кадр/с.

У кинопленки Супер-8, так же как и у обычного 8-мм кинофильма, на каждый кадр приходится одна перфорация. Однако если у 8-мм кинопленки перфорации находятся против линии раздела кадров, то у кинопленки Супер-8 перфорации расположены против середины каждого кадра. Так сделано для того, чтобы улучшить склейку отдельных кусков кинопленки при монтаже фильма и исключить разрезание кинопленки по перфорациям. Кинопленку Супер-8 выпускают в специальных кассетах, рассчитанных на использование в киносъемочных аппаратах, снабженных системой автоматического диафрагмирования объектива, что упрощает процесс съемки.

Кассету вкладывают в киноаппарат, после чего можно сразу же снимать без необходимости определять правильную экспозицию, которая устанавливается в киноаппарате автоматически.

Кассета Супер-8 вмещает 15 м кинопленки. Ее корпус выполнен из легкой непрозрачной пластмассы. Рулоны неэкспонированной и экспонированной кинопленки расположены внутри кассеты соосно, т. е. бок о бок. Зарядку кассет производят на фабрике, изготовляющей кинопленку.

Проявлять кинопленку рекомендуется в фирменных кинолабораториях, что помимо гарантии качества химико-фотографической обработки дает возможность возвращать (регенерировать) серебро, содержащееся в светочувствительных слоях кинопленки. Это очень важно ввиду дефицита серебра.

Конструкции большинства 8-мм кинопроекторов позволяют демонстрировать 8-мм кинофильмы как обычной, системы, так и Супер-8. При переходе от одного формата к другому необходимо лишь заменить рамку кадрового окна или фильмовый канал.

Становится все более очевидным, что формат кинокадра Супер-8 утвердился в качестве международного стандарта. В настоящее время киносъемочная аппаратура для обычного 8-мм формата заменяется новыми киноаппаратами для кинопленки Супер-8.

Реклама