загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Комбинированные съемки

Микросъемка

Микросъемка осуществляется через микроскоп, при этом изображение получается увеличенным в 10 и более раз.

Профессиональная микросъемка производится на специальных микрокиносъемочных установках, однако она возможна и в любительских условиях. Для этих целей используют кинокамеры с зеркальным или светоделен-ным визиром, желательно 16-мм.

Существуют различные способы съемки с помощью микроскопа. Самый простой, дающий удовлетворительные результаты, — способ съемки без объектива киноаппарата. В этом случае действительное изображение на кинопленке создается только оптической системой микроскопа объектив + окуляр. Киноаппарат укрепляют на достаточно массивном кронштейне, обеспечивающем перемещение его вдоль оптической оси объектива микроскопа. Тубус микроскопа и окуляр выдвигают, объектив кинокамеры удаляют и соединяют ее с микроскопом светонепроницаемым разъемом в виде цилиндра, раздвижного меха и т. п.

Наводку на резкость осуществляют перемещением кинокамеры вдоль оптической оси объектива микроскопа, проецирующего изображение на кинопленку.

Киносъемка требует применения более мощной электролампы для освещения микрообъекта, чем обычное микроскопирование. В этом случае объект изображается в виде силуэта, плотность которого зависит от толщины самого объекта. Такое освещение называют освещением по методу светлого поля, ибо фон выглядит светлым.

На просвет снимают капли жидкостей, полупрозрачные срезы биологических препаратов и различных материалов.

Если световые лучи направляются на объект под большими углами, в объектив попадает лишь та их часть, которая отражается частицами микрообъекта, фон при этом выглядит темным, а сами частицы светлыми. Такое освещение называется освещением по методу темного поля. Его можно получить, если закрыть штатный конденсор микроскопа снизу светонепроницаемой диафрагмой. Ее вырезают из тонкого листового металла (рис. 31) и окрашивают черной матовой краской. Диафрагму закладывают в кольцевой паз конденсора. Посадочный диаметр ее (около 32 Мм) подгоняется по месту. Диафрагма задерживает центральный пучок света, наружные же лучи, пройдя через конденсор, отклоняются так, что освещают только сам препарат, оставляя темным окружающее поле.

Рис. 31. Диафрагма для создания освещения по методу темного поля

Микросъемка с освещением по методу темного поля требует более мощных источников света.

Для микросъемки применяют контрастные высокочувствительные пленки. Во всех случаях для определения правильной экспозиции необходимо делать пробные съемки.

Подводная съемка

Подводную съемку осуществляют как специальными киноаппаратами, так и обычными, заключенными в водонепроницаемый бокс с иллюминатором.

Основная особенность подводной съемки связана с тем, что вода имеет больший (1,33) сравнительно с воздухом (около 1) коэффициент преломления. Поэтому объектив кинокамеры, так же как и глаз аквалангиста в маске, должен быть отделен от воды слоем воздуха. В противном случае изображение будет нерезким. Свет на пути к объективу проходит сквозь три среды: вода — стекло — воздух. Проходя из более плотной среды в менее плотную, световые лучи отклоняются так, что предмет кажется расположенным на 1 /4 расстояния ближе, чем он находится на самом деле. Именно на это укороченное расстояние и следует наводить объектив кинокамеры.

Под водой масштаб изображения увеличивается, угловое поле уменьшается в 1,25 раза, что эквивалентно увеличению фокусного расстояния объектива. Так, объектив с f = 25 мм ведет себя в воде, как объектив с f = 33,2 мм, а объективы с f = 35,50 и 75 мм как бы становятся объективами с f = 46,6; 66,5 и 100 мм, т. е. их фокусные расстояния увеличиваются (эквивалентны увеличенным) в 1,33 раза. Это обстоятельство заставляет проводить подводную съемку короткофокусными широкоугольными объективами.

Другая особенность подводной съемки заключается в сильном рассеянии света, вызванном наличием в воде взвешенных частиц песка или водорослей. Рассеяние света приводит к снижению контраста и ухудшению резкости изображения.

Еще одна особенность — фильтрующее действие воды, проявляющееся в том, что сквозь нее легче проходят лучи коротковолновой части видимого спектра: зеленые и голубые. Это обстоятельство необходимо учитывать при цветной съемке.

Условия освещенности в воде. В воду проникает прямой солнечный свет и рассеянный свет от небосвода. Последний проникает в воду с относительно небольшими потерями на отражение (5—10 %). Количество же солнечного света, поступающего в воду, зависит от угла стояния солнца над горизонтом. Начиная с угла 20° и больше, в воду проникает около 80 % света.

Кроме потерь на отражение, освещенность в воде падает за счет рассеивания и поглощения. В частности, после волнения потери в воде возрастают за счет наличия в ней пузырьков воздуха.

С ростом глубины солнечный свет поглощается и рассеивается и на определенной глубине в воде остается только рассеянный свет. Глубина эта зависит от прозрачности воды, которая определяется с помощью так называемого диска Секки — белого круга диаметром 30 см. Этот круг опускают горизонтально в воду до полного исчезновения из поля зрения и замеряют глубину его погружения.

Затем опущенный с некоторым запасом диск поднимают и фиксируют глубину, на которой он стал различим снова. Определенная таким образом средняя глубина и является прозрачностью воды, измеряемой в метрах.

Прозрачность Балтийского моря в зависимости от волнения составляет 7—13 м, Белого моря 6—8 м, Каспийского (в южной части) 9—11 м, Черного моря до 28 м (вдали от берегов), Средиземного 50—60 м, озера Байкал 40—45 м. Прозрачность рек обычно составляет 2—3 м.

Цветовой оттенок воды меняется в зависимости от отдаленности от берегов, где она зеленоватая и голубая в центральной части. В замутненной воде преобладает желтоватый цвет.

Уровень освещенности в воде зависит от ее прозрачности. В воде с прозрачностью 10 м он уменьшается примерно в 2 раза через каждые 3 м и в воде с прозрачностью 20 м — через 4,5 м.

Съемка при естественном освещении. Наиболее благоприятные условия для съемки — высокое стояние солнца, примерно 75°, от 12 до 17 ч по летнему времени. По мере погружения появляется разница в восприятии цвета глазом и воспроизведении его цветной пленкой. Так, на глубине 10 м глаз различает желтую, зеленую и синюю окраску объектов, кинопленка же, начиная с глубины 3—5 м, передает только зеленые и синие цвета. Вполне вероятно, что такое цветоискажение и не нарушит художественной выразительности снимаемой сцены игрового фильма, в научной же кинокартине передача цветов должна быть максимально точной.

Рис. 32. Красный светофильтр применяют на небольших глубинах при условии, что суммарный путь света: I + II не превышает 5—6 м

Улучшают цветопередачу красные светофильтры, но они поглощают много света, поэтому их применяют лишь на небольших глубинах и при выполнении условия, при котором суммарный путь света от поверхности воды до объекта и от объекта до объектива кинокамеры не должен превышать 5—6 м (рис. 32).

Цветные киносъемки при безоблачном небе в холодной прозрачной воде в открытом спокойном море производят на глубине нескольких десятков метров, а возле берегов не глубже 6—10 м. Съемку на черно-белую пленку возле берега можно производить до глубины 30 м.

Рассеяние света в воде вызывает, как и при съемке в горах, снижение резкости и контрастности изображения, поэтому при съемках на черно-белую пленку применяют желтые (ЖС-16, ЖС-17) и оранжевые (ОС-12, ОС-14) светофильтры, которые задерживают синие (больше других рассеиваемые) лучи.

Съемка с применением искусственного освещения.

Съемку на цветную кинопленку при прозрачности воды 15—20 м, прочих благоприятных, условиях и освещенности на поверхности около 100 000 лк можно проводить на глубине до 25 м. Однако при этом часто применяют подсветку отдельных элементов. При большей глубине погружения или худших световых условиях освещают всю снимаемую сцену.

Интересные результаты дает ночная съемка с применением искусственного освещения, так как свет привлекает к кинокамере обитателей моря. В качестве источников света используют лампы накаливания, располагая их по возможности ближе к объекту съемки.

Частичная цветовая коррекция при съемке на пленку, сбалансированную к дневному свету, достигается за счет того, что в свете ламп накаливания преобладают красные лучи, которых как раз и недостает на глубине.

При съемке на пленку, сбалансированную к свету ламп накаливания, цветовая коррекция достигается применением корректирующих светофильтров, подбор которых можно осуществить пробной съемкой.

При съемках на небольших глубинах для подсветки отдельных элементов или небольших участков применяют светильники небольшой мощности, укрепляемые на кинокамере. Источники тока размещают в лодке или, что дает гораздо больше свободы действия, закрепляют на поясе оператора.

Общие рекомендации при подводной съемке. Экспонирование производится с помощью обычных фотоэлектрических экспонометров, помещенных в водонепроницаемые футляры. Однако оно дает лишь ориентировочные результаты, поэтому необходимо производить пробы с записями, позволяющими привязать данную пленку к экспонометру.

Освещение при подводной съемке должно быть таким, чтобы между объектом и киноаппаратом не было освещенного слоя воды, ибо в этом случае будет заметна очень интенсивная световая дымка. Чтобы выполнить это условие, иногда приходится создавать искусственную тень от лодки, плота, плавающих матов. При естественном освещении следует избегать съемки сверху вниз, так как при этом снижается контрастность изображения.

Применение короткофокусных объективов необходимо не только из-за большого углового поля, но и потому, что такие объективы позволяют вести съемку с небольших расстояний при достаточно большой глубине резко изображаемого пространства.

При съемках с движения заметны толчки, вызванные работой ног оператора в ластах, поэтому лучше постараться применить буксировку оператора.

Бокс для киноаппарата предпочтителен с положительной плавучестью, так как в случае потери кинокамеры он самостоятельно всплывает на поверхность. Чтобы не запотевали иллюминаторы, особенно в холодную погоду, в бокс закладывают мешочек с силикагелем.

Съемка с телевизионного и проекционного экранов

Любители нередко снимают с обычных экранов какие то полюбившиеся им сцены или даже полностью короткометражные кинофильмы.

Съемки, как правило, производятся без каких-либо синхронизирующих и фазирующих устройств, и тем не менее вполне удовлетворительные результаты получаются, если съемка производится с выдержкой в 2 раза большей, чем время проекции, т. е. когда частота съемки, по крайней мере, в 2 раза меньше частоты проекции. Так, при частоте проекции 24 кадр/с . съемку следует вести с частотой 12 или 8 кадр/с.

Так как яркость обычных киноэкранов сравнительно невелика, снимать следует на высокочувствительную пленку с диафрагмой не более 1:4. Лучшие результаты получаются, если есть возможность проводить съемку с экрана небольшого размера.

Любители осуществляют съемки и с телевизионных экранов. При этом необходимо учитывать, что телевизионное изображение строится последовательно по строкам, причем не в один кадр, а в два полукадра. За время одного полукадра (1:50 с) электронный луч прочерчивает нечетные, а за время следующего полукадра четные строки, таким образом, за 1/25 с будут построены оба полукадра, дающие изображение, состоящее из всех 625 строк разложения.

На время обратного хода луча, прочерчивающего строку, подается гасящий импульс. Гасится луч и после завершения каждого полукадра. Вот это гашение экрана может оказаться заметным на отснятой пленке, если не будет правильно подобрана частота съемки. Она должна быть такой, чтобы выдержка несколько превышала время построения полукадра. Если это условие не выполне-г но, на экране будут заметны темные горизонтальные полосы, смещающиеся по вертикали. Эти полосы и соответствуют гашению электронного луча на время его обратного хода к началу следующего полукадра.

Так как время построения одного телевизионного кадра равно 1/25 с , съемку нужно проводить с частотой 12 кадр/с. Если кинокамера допускает съемку с частотой 16 или 8 кадр/с, снимать надо с частотой 8 кадр/с.

Для съемки с телевизионного экрана следует применять высокочувствительные пленки, например ОЧ-180. Цветные кинопленки обладают слишком малой светочувствительностью, и поэтому их практически не применяют.

Следует также иметь в виду, что кадры, снятые с телевизионного экрана, не обладают высокой четкостью изображения. Показ отснятого кинофильма, разумеется, следует производить с частотой проекции, равной частоте, с которой он снимался.

Реклама