загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Монтажные переходы

Комбинированные съемки

Этот вид съемок позволяет получать изображение путем изменения режима работы киноаппарата (повышенная или пониженная частота съемки, обратное движение пленки, наклонное положение кинокамеры), а также применения многократного экспонирования кадра, его дорисовки и домакетки, перспективного совмещения и с помощью специальной техники.

Комбинированные съемки позволяют получать чудеса, способствующие раскрытию замысла кинофильма и, что не менее важно, делают безопасными съемки трюков, рискованных при обычной съемке. С помощью комбинированных съемок в павильоне получают кадры извержения вулканов, наводнения, воздушных боев и т. п.

С помощью комбинированных съемок выполняются саморисующиеся схемы, графики, надписи.

Комбинированные кадры, сохраняя стиль картины, призваны наряду с другими выразительными средствами, как говорят, работать на основную тему, на замысел кинопроизведения. Они оправданы лишь в том случае, когда обычной съемкой не удается получить нужное изображение, когда оно недостаточно выразительно или требует слишком большой затраты сил, средств и времени.

Съемка с пониженной частотой

Такую съемку чаще называют замедленной. Обычная частота съемки узкопленочных кинокамер 16 кадр/с (рассчитанных на пленку 8 мм Супер—18 кадр/с). С этой же частотой работают и кинопроекторы при нормальном показе фильма, поэтому все движения объектов на экране выглядят, естественно, такими, какими они были во время съемки.

Если применить съемку с пониженной частотой, например 8 кадр/с, объекты на экране будут двигаться в два раза быстрее. Такая съемка применяется в случаях, когда надо придать большую выразительность изображению бури, урагана. При этом быстро несутся по небу облака, притемненные с помощью светофильтров в мрачные тучи. Съемка с пониженной частотой подчеркивает стремительность движения при погонях, автомобильных гонках и т. п.

В научно-технических кинофильмах такой вид съемки позволяет разглядеть на экране медленное, порой еле заметное глазом движение механизмов, например при чистовой обработке деталей больших размеров.

Эффектнее выглядят и некоторые гимнастические упражнения, в частности опорные прыжки, снятые несколько замедленно на 12 кадр/с .

Следует иметь в виду, что с понижением частоты съемки экспозиция увеличивается и, чтобы не было передержки, уменьшают диаметр диафрагмы. Необходимые поправки можно найти в табл. 13.

Съемка с повышенной частотой

Этот вид съемки (для любительских кинокамер наибольшая частота — 64 кадр/с) позволяет рассмотреть на экране явления, протекающие со слишком большой скоростью для нашего глаза. Речь идет о движениях механизмов или, что чаще привлекает любителей, спортсменов во время состязаний или тренировок. Очень четко выглядят снятые подобным образом движения (скажем, электромонтажника при сборке миниатюрных деталей). Такие фильмы служат прекрасным наглядным пособием при обучении молодых рабочих.

Съемку с повышенной частотой (24 кадр/с) применяют в хроникальных эпизодах, если движения человека, которого снимают, несколько суетливы. Нередко этот прием используют на крупных планах, где особенно заметна мимика лица.

Снятые ускоренно, с нижней точки, морские волны приобретают величавость и мощь. Более плавным становятся панорамы, а также кадры, снятые из движущегося автомобиля. В последнем случае менее заметны тряска и толчки, а кроме того, несколько удлиняются кадры, которые при обычной частоте съемки слишком быстро промелькнули бы на экране.

А вот если снять с повышенной частотой команду, покидающую спортивную площадку после проигрыша, эпизод будет выглядеть комично.

Наконец, съемку с повышенной частотой применяют при имитации автомобильных или железнодорожных катастроф с помощью моделей и макетов.

Повышение частоты съемки уменьшает экспозицию и требует соответствующего увеличения диаметра диафрагмы, так как в противном случае неизбежна недодержка. Необходимые данные для внесения поправок содержатся в таблице.

Следует иметь в виду, что изменение значения диафрагмы приводит к изменению глубины резко изображаемого пространства и что в связи с этим часть особенно близко расположенных объектов может оказаться не в фокусе. Если в их числе будут сюжетно важные объекты, следует вместо большего раскрытия диафрагмы включить дополнительное освещение или, если это отвечает замыслу эпизода, произвести съемку на натуре при значительном диафрагмировании объектива.

Обратная съемка и стоп-прием

Обратная съемка. Прямым ходом пленки является ее движение в фильмовом канале сверху вниз. Если изменить направление движения пленки на обратное, то и движение на экране тоже станет обратным, так как кадры, снятые с началом движения, пройдут через кадровое окно кинопроектора в последнюю очередь. Если таким способом снять человека, спрыгнувшего с забора, то на экране увидим, как он без видимых усилий вскочит на забор. Особенно забавным будет, если человек взлетит на забор, стоя спиной к нему.

Обратная съемка позволяет получить ряд комических моментов. За завтраком чайник втягивает чай из стаканов, бутерброды во время еды увеличиваются в размерах, нарезанный хлеб превращается под ножом в целую буханку, да и весь завтрак начинается с того, что его участники, пятясь, подходят к столу, заставленному использованной посудой, которую хозяйка, также пятясь, принесла из кухни.

Однако комедийный эффект не единственная и не главная область применения обратной съемки. Ее используют при создании самопишущихся надписей, саморисующихся схем, графиков, чертежей. Обратная съемка, что особенно важно, делает совершенно безопасным ряд трюков, выполнение которых при обычной съемке было бы связано с немалым риском для жизни актеров.

Танки отъезжают от лежащих перед их гусеницами людей, а на экране мы видим, как стальные громады вот-вот раздавят людей. Автомобиль, снятый с пониженной частотой, отъезжает от препятствия, в готовом же фильме он стремительно налетает на него, без всякого, впрочем, риска для его пассажиров.

В кинокамерах, имеющих механизм обратного хода, пленку заряжают на приемную кассету. Если часть пленки уже была проэкспонирована, нужное количество чистой пленки пропускается вперед при закрытом объективе. Следует точно определить по счетчику кадров или секундомеру, какое количество пленки отмотано для обратной съемки, так как, если при этом снять больше, чем было отмотано, неизбежно произойдет вторая экспозиция отснятых ранее кадров.

Однако устройство обратного хода пленки имеется лишь в некоторых типах любительских кинокамер, поэтому нужного эффекта добиваются, снимая перевернутым киноаппаратом. Обработанную пленку переворачивают и • подклеивают к кадрам, снятым обычным путем. Этот совет, к сожалению, применим только при съемке на 16-мм пленку с двусторонней перфорацией. Съемка же на пленку с односторонней перфорацией (а это все 8-мм пленки и некоторые 16-мм) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробнее.

Вырежем кадры, снятые перевернутой кинокамерой (рис. 33) и попробуем подклеить их, предварительно перевернув. Изображение располагается нормально, но перфорационные отверстия окажутся с другой стороны и, следовательно, в кинопроектор такую пленку зарядить невозможно. Очевидно, пленку надо еще раз повернуть на 180°, на этот раз вокруг продольной оси. Теперь перфорации всех кадров совпадают и фильм можно демонстрировать, но в том же рисунке обнаруживаются две особенности: изображение стало зеркальным и эмульсия этого куска пленки обращена в противоположную сторону по сравнению с остальной пленкой. Это заставит поправлять фокусировку кинопроектора в местах, где эмульсии пленки обращены в разные стороны.

Рис. 33. Обратная съемка перевернутой кинокамерой на пленку с односторонней перфорацией: а — средний кадр (человек в очках); б — изображение заняло правильное положение, но заряжать пленку в проектор нельзя, так как после переворота кадра перфорации оказались на другой стороне; в — средний кадр повернут вокруг вертикальной оси. Перфорации совпадают, но изображение стало зеркальным, и эмульсия оказалась с противоположной стороны (обозначена жирной линией с правой стороны пленки)

От зеркальности изображения избавляются, снимая через зеркало, укрепленное возле объектива. Для съемки перевернутой кинокамерой целесообразно изготовить приспособление — скобу или планку, с помощью которой крепить аппарат к штативу в перевернутом виде.

Стоп-прием — остановка киноаппарата во время съемки. Все действующие лица при этом замирают, а режиссер производит необходимые подмены, после чего съемку возобновляют. Так, на человеке может оказаться другой костюм, котенок превратится в бульдога и т. п.

Стоп-прием применяется для большей наглядности при рассказе об устройстве какой-нибудь машины. В результате мы видим на экране, как машина сама разбирается и собирается вновь. Ее составные части в строгом порядке располагаются так, что их можно хорошо разглядеть. В таком же порядке производится и сборка машины.

Еще большей наглядности можно добиться, если во время остановки съемки к основным частям машины прикреплять белую или черную (в зависимости от цвета машины) стрелку из плотной бумаги. Если съемку вести под дикторский комментарий, стрелку можно прикреплять к нужной детали в соответствующий момент пластилином. Однако если речь идет не о разборке, а о показе основных частей действующей машины, температура которых может быть высокой, лучше использовать герме-тик , сырую резину и т. п.

И еще очень важная область применения стоп-приема — безопасность съемки трюков. Актер должен перебежать улицу, проскочив перед самым носом машины. Трюк, рискованный даже с участием опытных водителей, становится совершенно безопасным. Актер перебегает улицу, когда поблизости нет машин, и замирает на противоположной стороне. Это и есть самая трудная часть задачи, ибо актер не шевелится, пока не возобновится съемка, а это произойдет в тот момент, когда к месту, где пробежал актер, подъедет автомашина. Тогда актер продолжит движение. Такой эпизод снимают с пониженной частотой, с тем чтобы на экране мчались и человек и машины.

Реклама