загрузка...
Любительский кинофильм | Киносъемка при естественном освещении
Съемка на промышленном предприятии
Многие любительские кинофильмы рассказывают о жизни производственного коллектива, передовом опыте предприятия. При этом следует учитывать некоторые особенности съемки на промышленных предприятиях.
Первое, что надо совершенно отчетливо себе представлять, — это то обстоятельство, что любая съемка мешает работать очень занятым людям. Поэтому организация съемки должна быть тщательно продумана заранее, с тем чтобы поменьше донимать работающих просьбами. Надо понимать, что всякое актерское задание, которое в творческом азарте дает режиссер, мешает рабочему выполнить свое плановое задание и это сказывается на результатах работы участка в целом.
В то же время человеку обязательно надо сказать, что его будут снимать, объяснить, с какой целью, а затем попросить заниматься своим делом и не обращать никакого внимания на съемочную группу.
Все переговоры с рабочим, все действия съемочной группы должны осуществляться при участии назначенного руководством завода или цеха консультанта.
При съемке полезно руководствоваться принципом: все, как есть, плюс все, как должно быть. Такая правда факта, как некрашеный станок или грязная спецовка, не украсит кадра, скорее болыйе привлечет внимание зрителя, чем сам передовой опыт, о котором будут пытаться рассказать авторы фильма. Экран обладает удивительной способностью подчеркивать недостатки, неряшливость, а цветная пленка в еще большей степени.
Во время подготовки съемки следует несколько раз включить и выключить свет, как по необходимости при его установке, так и для того, чтобы люди, которых будут снимать, несколько привыкли к нему.
Если позволяют условия, кинокамеру лучше поставить подальше, чтобы не отвлекать рабочего и снимать длиннофокусным объективом. Шум же цеха делает незаметным включение киноаппарата.
Люди довольно быстро привыкают к кинокамере и держатся перед ней, не в пример профессиональным актерам, куда более естественно и непринужденно.
Не следует начинать съемку, пока консультант не удостоверится, что все требования правил техники безопасности выполняются, рабочий пользуется необходимыми средствами индивидуальной защиты. Соблюдение этих правил подготовленны е- зрители могут и не заметить, нарушения же отметят сразу.
Выполнение правил техники безопасности обязательно и для тех, кто снимает кино. В частности, никто не имеет права включить хотя бы один осветительный прибор без цехового электрика. Даже в помещениях заводоуправления без ведома электрика нельзя подключать приборы в обыкновенные бытовые розетки. Здесь уже важна другая сторона дела. Перегрузив осветительную линию приборами, можно оставить без энергии несколько помещений. Электрик же, сообразуясь с суммарной мощностью осветительных приборов, примет решение, подключать ли их непосредственно в розетки или к ближайшему распределительному щиту.
Во время съемок полезно вести журнал, в котором отмечать, что именно и на какую кассету снято, туда же записывать краткую характеристику объекта, фамилии снимавшихся людей, помечать, как они были одеты. Все это важно, когда съемка не ограничивается одним днем или если тот или иной человек должен без временного разрыва появиться в кадре, который будет сниматься через несколько дней.
Нередко сцена, снимаемая в цехе, подсвечивается раскаленным или расплавленным металлом, сварочными огнями. Эти световые блики создают характерный для данного производственного участка рисунок, подчеркивают достоверность снимаемых кадров.
При определении экспозиции свет от этих источников во внимание не принимается.
Снимая процесс электросварки, надо заслонить само пламя дуги какой-нибудь деталью, локтем, плечом сварщика, иначе кадр будет полностью засвечен. Конечно, не исключены случаи, когда по сюжету электрическую дугу надо снять впрямую.
Не следует заставлять рабочих позировать перед кинокамерой. Если нужно сделать портрет того же сварщика, более естественным будет, чтобы он прервал работу и откинул светозащитный козырек или обратился к подошедшему мастеру. После чего снова начал сварку.
В цехе следует использовать штатив, особенно если съемку производят длиннофокусным объективом.
С рук приходится снимать в тех случаях, когда надо проследить за сложным движением детали по транспортеру, панорамируя, а иногда и сопровождая ее, идя рядом. Следует заметить, что получить при этом относительно устойчивое изображение без соответствующей практики и тренировки далеко не просто.
Снимая с рук (и не только в цехе, разумеется), надо держать кинокамеру двумя руками, плотно прижимая ее к лицу. Локти при этом прижаты к корпусу, а ноги слегка расставлены, примерно на ширину плеч.
Некоторые операторы при съемке несколько отклоняют корпус назад, считая, что так достигается большая устойчивость.
|