загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Съемка в пасмурную погоду

Киносъемка при естественном освещении

Основные элементы света на натуре

Солнце и небосвод, как источники естественного освещения, создают те же основные виды света, что и искусственные источники света.

Рисующий свет образуют прямые лучи солнца. Рисующий характер света сохраняется и в том случае, если солнечные лучи несколько рассеиваются дымкой или неплотными облаками.

Заполняющий свет создается безоблачным или частично покрытым облаками голубым небосводом.

Рассеянный свет возникает в солнечную погоду в результате отражения от земли и окружающих предметов, а в пасмурный день его источником является закрытое сплошной облачностью небо. Однако и в этих условиях наблюдается частичное отражение света.

Моделирующий свет создают с помощью подсветов-отражателей, которые при цветной съемке могут быть выкрашены в соответствующий цвет, или приборами моделирующего света (при необходимости с цветными осветительными фильтрами).

Контровой свет — чаще всего тот же солнечный свет, направленный сзади и сверху объекта съемки. Использование солнца в качестве источника контрового света вынуждает (если не поставлены другие задачи, например, — получение силуэтного изображения) применять подсветы-отражатели.

Фоновый свет на натуре создается как прямыми лучами солнца, если они не перекрываются окружающими предметами, так и заполняющим светом от неба и рассеянным светом.

Периоды естественного освещения

Условия естественного освещения определяются положением солнца на небосводе, погодными факторами и отражением света от земли и окружающих предметов. Эти условия вызывают различные интенсивность, контраст и спектральный состав естественного освещения.

Высота солнца над горизонтом различна для разных широт, времени года и суток.

В зависимости от угловой высоты солнца принято естественное съемочное освещение условно делить на сумеречное, или режимное; эффектное (утреннее и вечернее); нормальное дневное; зенитное (рис. 20).

Рис. 20. Изменение съемочного освещения с высотой солнца: I — режимное, или сумеречное, освещение; II — эффектное утреннее (или вечернее); III — нормальное дневное; IV— зенитное

Сумеречное освещение наступает сразу после захода (до восхода) солнца и длится до тех пор, пока оно не опустится за горизонт на угол 6° (при восходе — начиная с положения ниже горизонта под углом 6°и до момента восхода). В этот период освещенность на открытых участках позволяет читать. В южных широтах сумеречное время непродолжительно, оно возрастает в северных широтах (белые ночи), а в Заполярье осенние и весенние сумерки длятся сутками и неделями.

В период сумерек часто используют кроме естественного и искусственное освещение объекта съемки. Основная задача, да и трудность, при этом заключается в том, чтобы сохранять постоянной разницу в освещенности первоплановых объектов и неба. А так как освещенность небосвода непрерывно (и довольно быстро) изменяется необходимо соответственно изменять и силу света осветительных приборов, перекрывая их лучи затенителями или отодвигая приборы подальше от объекта.

Режимная съемка требует быстроты и четкости в ее проведении. Во избежание ошибок следует несколько раз проводить экспонометрические замеры, ни в коем случае не полагаясь на операторское чутье, которым особенно отличаются начинающие кинолюбители.

Эффектное освещение приходится на период между восходом солнца и достижением им высоты над горизонтом (угловой высоты) 13—15°. Соответственно вечернее эффектное время длится, пока солнце опускается с высоты 13 15" и до его захода. Это время съемок

характеризуется более высокой освещенностью вертикальных поверхностей объекта, чем остальных, и довольно большим контрастом освещения. По мере увеличения угловой высоты восходящего солнца изменяется и спектральный состав света. Цветность солнечного света изменяется от красно-оранжевого до желто-золотистого (при угловой высоте свыше 15°).

Утренние часы весьма благоприятны для цветных съемок пейзажей. Рисующий свет низко расположенного солнца дополняется менее интенсивным светом голубого небосвода. Утреняя воздушная дымка придает изображению характерный для этого времени дня розово-голубой или голубоватый оттенок.

Достаточнохорошо получаются снятые в утренние часы средние групповые планы, однако определенные трудности возникают при съемке крупных планов-портретов. Дело в том, что бьющие в лицо солнечные лучи заставляют человека щуриться, морщиться, напрягаться, здесь уже не до выявления характера персонажа. В этих условиях целесообразно использовать боковой свет солнца при подсветке затененной части лица.

Наиболее благоприятным временем для съемки крупных планов (как при искусственном освещении) следует считать такое, когда источник света — в нашем случае солнце посылает лучи на объект съемки под углом 35 55°. Этому условию отвечает нормальное дневное освещение.

Нормальное дневное освещение наступает с момента, когда солнце поднимается над горизонтом на угол 15° и длится, пока угловая высота его составит 60°. В этот период вертикальнее и горизонтальные поверхности объекта освещены примерно одинаково и контраст освещения сравнительно невысок.

Совершенно очевидно, что раз высота солнца над горизонтом для различных широт неодинакова, то и продолжительность нормального дневного освещения будет определяться географическим положением данного района. Эти сведения приведены в табл. 4.

Примечание. Время указано приближенное, округленное до 1 ч. С мая по август в Батуми, Ташкенте, Тбилиси и с мая по июль в Астрахани, Одессе, Элисте наблюдается зенитное освещение, которое длится примерно 2 ч до и после полудня.

Направление съемки следует выбирать так, чтобы солнечные лучи падали на объект сверху и сбоку. При съемке крупных и даже средних планов необходимо подсвечивать тени.

Присмотритесь, какие неприятные тени лежат на лицах людей на пляже, когда фотограф-любитель выстраивает их для снимка на память. Сколько радости испытывает потом владелец фотоаппарата, когда каждый с уверенностью узнает себя на снимке: Это — я!

Радость понятна, но такой уровень мастерства может принести удовлетворение разве что в первые дни пользования фото- или кинокамерой. Поэтому при съемке портретов и в любительских условиях нужно применять подсветы-отражатели. Их можно изготовить из листов алюминия размером 0,5X0,75 м. Очень удобны отражатели из фольги, наклеенной на материю, так как они занимают очень мало места.

Фанерный щит, выкрашенный алюминиевой краской или покрытый мятой фольгой, выполняет роль направленно-рассеянного отражателя. Именно эти подсветы и подходят больше всего для съемки средних и крупных планов людей, благодаря равномерно освещенному световому пятну, которое удается с их помощью получить на объекте.

Наконец, рассеивающий отраженный свет создают подсветы из белой материи или бумаги. Такие подсветы не слепят глаза и в то же время образуют на них блики, выполняют и главную задачу — смягчают тени.

Подсветы обычно располагают со стороны тени, при этом необходимо иметь в виду, что подсвет с очень большой отражающей способностью может создать на объекте лишние тени или нарушить характер освещения, изменив его, например, от светотеневого, как было задумано ранее, к светотональному.

Подсвет-отражатель позволяет использовать солнце как источник контрового света. В этом случае объект располагают так, чтобы солнце находилось сзади него и сверху. Подсвет же (их может быть два) освещает объект так, чтобы устранить тень, но в то же время не пересветить световой контур, ради которого и затевалась съемка с контровым расположением солнца.

Хорошо подчеркивает объем и отделяет фигуры людей от фона контровое солнечное освещение в сочетании с рассеянным светом (рис. 21).

Время нормального дневного освещения весьма благоприятно для архитектурных съемок (рис. 22). Рисующий солнечный верхне-боковой свет выявляет объем и архитектурные детали сооружения, а сочетание света, тени и цветов — фактуру объекта. При съемке в безоблачную погоду тень становится цветной.

Зенитное освещение наступает при угловой высоте солнца свыше 60°. Оно наблюдается в южных районах, например на Черноморском побережье СССР, и занимает время примерно 2 ч до и после полудня. В этот период съемочного времени наиболее освещены горизонтальные поверхности объектов, а контраст освещения возрастает сравнительно с тем, который наблюдается при нормальном дневном освещении.

Находясь в зените, солнце так освещает объекты, что горизонтальные тени от них очень коротки, а вертикальные, наоборот, имеют значительную длину.

Рис. 21. Пример освещения полуденным контро-вым и рассеянным светом (фото В. Егоровского)

В безоблачные дни цветная пленка воспроизводит тени с синевато-голубым оттенком (например, под козырьками подъездов), а горизонтальные поверхности — желтоватыми.

Повышенный контраст и необычное распределение светов и теней делают зенитное освещение малоблагоприятным для киносъемки, в особенности портретов. В целом же высокое расположение солнца отличается тем, что при таком освещении оператор практически не связан в выборе направления съемки.

В зависимости от высоты солнца изменяется и спектральный состав его света. Особенно заметно растет цветовая температура (см. главу 5) солнечного света на вертикальных поверхностях, изменяясь с восходом от 3200 до 6800К , когда угловая высота равняется 60°. На горизонтальных же поверхностях цветовая температура возрастает за тот же период не столь значительно: от 6000 до 6400 К.

Изменение спектрального состава солнечного света с увеличением высоты солнца над горизонтом объясняется различием в поглощении его лучей разной длины волны при прохождении сквозь атмосферу.

Рис. 22. Боковой солнечный свет подчеркивает объем и архитектурные детали сооружения (фото В. Егоровского)

Сильнее поглощается и рассеивается коротковолновое излучение — синие лучи; красные же лучи, относящиеся к длинноволновой части спектра, испытывают меньшее поглощение и рассеивание. Поглощение и рассеяние солнечных лучей тем больше, чем толще слой атмосферы они пронизывают. Путь же лучей сквозь атмосферу при низком солнце значительно больше, чем при полуденном.

В тенях свет создается небом, его цветовая температура мало зависит от положения солнца и определяется в основном погодными условиями, меняясь от 600 до 12 000 К.

При съемке в солнечную погоду лучшие результаты получаются, когда применяют малочувствительную пленку. Если такой пленки нет у оператора, он вынужден значительно диафрагмировать объектив, что, как известно, целесообразно лишь до определенных значений диафрагмы (см. главу 5), так как, начиная с диафрагм 1:11, общая резкость изображения будет ухудшаться. Во избежание этого следует применять нейтрально-серые светофильтры (они входят в комплект большинства любительских кинокамер).

Реклама