загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Выразительные средства кинематографа

Виды кинематографа

И ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ВИДЫ КИНЕМАТОГРАФА

Кинофильмы принято делить на виды: игровые, документальные, учебные, научно-популярные и мультипликационные.

Некоторые исследователи выделяют в отдельный вид научно-исследовательские фильмы. Научно-исследовательские, научно-популярные и учебные кинофильмы часто объединяют в род научного кино.

Игровой фильм — показ средствами кино вымышленной ситуации, в основе которой лежит художественное воспроизведение жизненного Материала. Игровой фильм по жанрам разделяется на кинороман, киноэпопею, киноновеллу. По аналогии с классической драматургией он может быть кинокомедией, кинодрамой, кинотрагедией.

Документальный фильм — рассказ о каком-либо событии, съемка которого производится без вмешательства в него. Документальный фильм может быть фильмом-портретом, посвященным выдающемуся человеку, в образной форме рассказывающим о сущности его работы, методе и результате. К документальным фильмам относятся репортажные ленты о спортивных соревнованиях, фильмы о путешествиях, фильмы-зарисовки и др.

Научно-исследовательский фильм — средство познания явлений природы. Кинокамера выступает здесь в качестве исследовательского инструмента как микроскоп, хронометр, спектрограф и т. п. Замедленная и ускоренная, макро- и микросъемка, киносъемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах дают ученому материал для анализа процессов, визуальное наблюдение которых затруднено или невозможно.

Особенность научно-исследовательской съемки заключается в том, что ее результат (как и результат самого эксперимента) может быть неизвестным заранее. Зафиксированный на пленку ход эксперимента является только кинодокументом, но не научно-исследовательским кинофильмом.

Подобно тому, как из записей, сделанных по ходу эксперимента, ученый оформляет статью для научного журнала, так и из отснятого материала путем тщательного отбора может быть смонтирован научно-исследовательский кинофильм. Такой фильм снабжают комментарием в виде дикторского текста или надписей, озвучивают при необходимости натурными звуками (а иногда и музыкой) и используют для обмена опытом между учеными, работающими в этой или смежной области знаний.

Учебный фильм, используя выразительные средства кинематографа, знания и методический опыт их автора, позволяет просто, доходчиво и вместе с тем на высоком научном уровне донести до обучаемых сложные вопросы современной науки.

Не следует, однако, считать, что сам по себе учебный фильм может кого-то чему-то научить. Фильм — это наглядное пособие, которое, к сожалению, нельзя разглядывать как висящий у доски плакат сколь угодно долго. Учебный фильм, таким образом, — прекрасное дополнение к учебнику. Дополнение, но не замена.

Научно-популярный фильм также имеет дело с научными знаниями, но в отличие от учебного и научно-исследовательского кинофильмов его задача — популяризация достижений науки в простой и ясной, доступной для массового зрителя образной форме, независимо от уровня его подготовки.

Именно простота формы, четкость изложения придают научно-популярному кинофильму столь необходимый документальный характер, без чего невозможно завоевать доверие зрителя. Достаточно зрителю заподозрить, что в ход пущены чудеса кино, о возможностях которых он хорошо осведомлен, как доверие и интерес к фильму будут потеряны, а следовательно, и средства, затраченные на его создание.

В научно-популярной кинематографии различают жанры: кинолекция, портрет-очерк об ученом, киноновелла, фильм-исследование и научно-публицистический фильм.

Несколько особо стоят фильмы, посвященные распространению передового опыта в промышленности или сельском хозяйстве. Их называют технико-пропагандистскими. Эти фильмы рассчитаны на массового зрителя и поэтому методы изложения материала делают их близкими к научно-популярным кинофильмам.

Другая категория — кинофильмы, также посвященные передовому опыту; будучи по сути технико-пропагандистскими, они не несут популяризаторской функции и рассчитаны на менее широкую аудиторию, а именно — на специалистов, поэтому и разговор с экрана идет на языке науки и техники. Такие фильмы называют технико-информационными, они могут быть посвящены, например, прогрессивным методам сварки, внедрению малой механизации, совершенствованию погрузочно-разгрузочных работ и т. п.

Мультипликационные фильмы, (от латин. multipli-catio — умножение) снимают покадрово. Различают плоскостной и объемный виды мультипликации. С их помощью создают игровые, научно-популярные, учебные мультфильмы. Мультипликация применяется также в обычных фильмах для получения самопишущихся надписей, комбинированных кадров и т. п.

Опыт свидетельствует, что кинолюбители успешно работают во всех видах кинематографа. И если первые шаги обычно делаются в виде документальных фильмов, фильмов-зарисовок, спортивных репортажей и фильмов-путешествий, то с приобретением опыта, особенно работая в коллективах любительских студий, самодеятельные кинематографисты создают подлинно художественные ленты всех видов и жанров.

Реклама