загрузка...
Фотолюбитель | Двухканальный регулятор освещенности
Полуавтоматический стереодиапроектор
Стереоскоп — хорошо, а стереопроекция — лучше. Это очевидно, и не только потому, что первое — средство индивидуального показа, а второе — коллективного. Проекционным стереоизображением можно наслаждаться так же, как реальным. Более того, благодаря гипертрофии стереоизображения зритель получает впечатление значительно более сильное, чем при прямом наблюдении натуры.
Это, конечно, не означает, что проекционное стереоизображение всегда эффектно и эстетично. Отнюдь. Стереопсис — явление, находящееся на стыке оптики и физиологии и дающее порой причудливые эффекты. Например, желая увеличить глубину пространства, вы увеличиваете базис съемки — и получаете вместо городского пейзажа типичный макет с людьми-лилипутами. Или другое : на экране берег моря с соснами, в воде — бараньи лбы, солнечная (лунная) дорожка. Прекрасное ощущение пространства, между соснами хоть гуляй. Вы подходите ближе к экрану — и пространство сжимается, отходите — опять растягивается. Но при этом те деревья и валуны, что совпадают с плоскостью рампы, экраном, там и остаются. А если пройти вдоль экрана, поперек зала, то лунная дорожка будет поворачиваться, оставаясь всегда направленной на вас.
Харьковское машиностроительное объединение ФЭД выпускает малой серией стереопроектор Этюд-Стерео , вполне добротную конструкцию для дома, для семьи. Существуют различные варианты доработки этого стерео-диапроектора для использования его в музейной, клубной, лекционной, учебной работе. Рассмотрим сначала возникающие при этом требования к прибору.
Необходимость получения максимального светового потока, так как при коллективном просмотре требуется экран большего размера, чем при индивидуальном.
Смена изображений на экране должна происходить без дополнительной регулировки. Бичом стереодиапро-екции является почти неизбежная необходимость регулировки горизонта и параллаксов на экране при каждой смене изображений. Порой на это уходит больше времени, чем на демонстрацию. Зрителю надоедает ждать, он снимает поляроидные очки, потом надевает их с опозданием, не успевает всмотреться, раздражается и т. д. Причина этого явления в основном в отсутствии точной базировки передвижной рамки проектора и отчасти в неточном монтаже снимков в стереорамке.
Обратный ход демонстрации при лекционной и научной работе также необходим.
Дистанционное управление диапроектором желательно, а при лекционной работе просто необходимо.
С целью увеличить световой поток и повысить надежность проектора были заменены лампы КГМ220-230-200 (220В , 200 Вт) на КГМ24-150 (24 В, 150 Вт). Недостатком ламп КГМ220-230-200 является большой размер тела накала. Оно плохо поддается регулировке. Кроме того, тонкие длинные нити тела накала при нагреве удлиняются и дают провисы, что при наклоне проектора может привести к замыканию части нити тела накала, а в дальнейшем — к выходу лампы из строя. Площадь тела накала лампы КГМ24-150 в четыре раза: меньше, что позволяет за счет тщательной регулировки значительно повысить световой поток приблизительно до 180 ЛМ. Наклоны включенного проектора для этих ламп не опасны.
мм . При монтаже на эти штифты устанавливают рамку и оба кадра стереопары; кадры приклеивают к рамке. При этом базисное расстояние и горизонтальность базисной линии (прямой, соединяющей главные точки обоих снимков) выдерживаются с высокой точностью. При съемке же обычным фотоаппаратом выдержать горизонт сложнее. В этом случае отклонения компенсируются опытным путем при установке стереопары на диск. Таким образом, процедуру выравнивания снимков стереопар по горизонту (совмещение базисной линии стереопары с базисной линией объективов стереопроекторов) осуществляют не при демонстрации, а при монтаже стереопары и сборке дискового магазина. Смену магазина производят за 20—40 с .
К недостаткам этого варианта может быть отнесена ограниченность емкости магазина (12 снимков при диаметре диска 500 мм). Но другие известные варианты, например карусель или бесконечная цепь, настолько сложны технологически, что их применение целесообразно лишь при крупносерийном производстве.
Рис. 119. Полуавтоматический стереодиапроектор
Магазин же проектора ОПИ с падающими снимками не имеет обратного хода. В домашних условиях целесообразно применение дискового магазина в сочетании с обычной передвижной рамкой. Таким образом, изготовление предлагаемого полуавтоматического стереодиапроектора заключается в дооснащении стереопроектора Этюд-Стерео (рис. 119) дисковым магазином с точным скачковым приводом (12-лопастным мальтийским механизмом), с дистанционно управляемым электродвигателем на 43 об /мин и электромагнитным автоматическим фиксатором диска. Питание проекционных ламп напряжением 24В обеспечивается отдельным блоком питания.
10% В при токе нагрузки до 14 А, частота преобразования 20—30 кГц, магнитопровод трансформатора из феррита М2000НМ1. Сам блок питания помещен в экран из пермаллоя.
Магазин представляет собой легкосъемный диск диаметром 500 мм, по периферии которого расположено 12 стереодиапозитивов, точно смонтированных в рамках. Рамки базируются нижними (базовыми) кромками на установочной планке. Симметрично относительно каждой планки на расстоянии 300 мм равномерно через 30°± 2 (±0,1 мм) расположено 12 конических отверстий с углом наклона 60е. В эти отверстия входит конический конец штыря фиксатора. Диск сидит на оси 12-лопастного колеса мальтийского механизма, водило — на оси редукторного электродвигателя. На корпусе проектора перед диском установлены два упора с роликами, определяющими положение диска со снимками в направлении вдоль оптической оси. Положение упоров фиксируется гайками с контргайками с одной стороны и накатными гайками — с другой. Управление механизмом производится с выносного пульта. Тумблер на пульте переключает прямой и обратный ход поворота диска со снимками. Кнопка на пульте отводит фиксатор и включает электродвигатель на промежуток времени, необходимый для поворотов диска на один шаг. Как показал опыт, пользователь без труда обучается удерживать кнопку требуемое время. Это позволяет значительно упростить схему и уменьшить габариты пульта.
Механизм работает следующим образом: в исходном состоянии электродвигатель и катушка электромагнита фиксатора обесточены . Конический конец штыря фиксатора входит в коническое отверстие диска, точно фиксирует диск от поворота на оси и прижимает его к роликовому упору в направлении вдоль оптической оси. Палец водила находится вне паза колеса.
При нажатии кнопки на пульте напряжение 220В поступает на электромагнит фиксатора и на обмотки электродвигателя. Штырь фиксатора, преодолевая усилие пружины, выходит из конического отверстия и освобождает диск. Электродвигатель приходит во вращение, палец водила входит в паз колеса и поворачивает его.
При нахождении пальца водила вблизи выхода из паза цепь размыкается (автоматически или при отпускании кнопки), но электродвигатель, обладающий значительной инерцией, продолжает вращаться, водило выходит из паза, а диск занимает требуемое положение. Одновременно обесточивается обмотка электромагнита фиксатора, штырь под действием пружины входит в коническое отверстие диска и прижимает его к роликовым упорам. При этом диск со снимками вновь оказывается зафиксированным в направлении как вдоль оптической оси, так и в перпендикулярном направлении, демонстрация стереоизображения идет без дополнительной регулировки.
Для смены диска достаточно отпустить на несколько оборотов накатные гайки упора, отвернуть винт с накатной головкой на оси диска, отвести фиксатор нажатием на рычаг и снять диск с оси.
Установку диска производят в обратном порядке. При этом следует иметь в виду, что диск на проекторе должен всегда находиться в зафиксированном положении. В противном случае при случайном пуске двигателя палец водила может не попасть в паз колеса. Это нежелательно, хотя к немедленной аварии не приведет.
В комплект Этюд-Стерео входит экран размером 1200 X 1200 мм, изготовленный из алюминированной ткани. С учетом соотношения сторон стереокадра 31:24= 1,29 на этом экране можно получить изображение размером не более 1200X930 мм. С переходом на лампы КГМ24-150 световой поток повышается и экран может быть несколько увеличен (ориентировочно — до размера 1600X1200 мм). Изготовить экран можно из любого ровного листового материала (стекло, органическое стекло, гетинакс, ровный оргалит и т. п.), окрасив его алюминиевой краской с повышенным содержанием пудры. Возможно также применение крупноматированного стекла в качестве рирэкрана.
|