загрузка...
Фильтры фотографий | Выбор светофильтра
Красные светофильтры
Относятся к наиболее контрастным. Они резко разделяют тона цветных объектов: все цвета до желт о- ранжевого передают почти черными, слегка ослабляют желто-оранжевые и наиболее светлым передают красный цвет. Когда при съемке телеобъективами удаленных объектов необходимо отчетливо передать даль, наиболее эффективным является красный светофильтр, уступающий по действию только инфракрасному. Но при съемке с красным светофильтром исчезает такой выразительный элемент передачи пространства, как воздушная перспектива, синее или голубое небо передается очень темным, почти черным. Такими же передаются теневые места объекта. На фоне темного неба резко выделяются облака, которые часто выглядят неестественно белыми.
Если съемки происходили при солнечном освещении и небо было безоблачным, то такой снимок создает эффект лунного освещения (белые облака нарушили бы ночной эффект). Одно из наиболее эффектных применений светофильтра — превращение дневного объекта в ночной .
Красный светофильтр менее подходит для портретной съемки: кожа лица, даже загорелая, передается излишне светлой, губы обесцвечиваются, выглядят обескровленными, но такие дефекты, как веснушки, краснота носа, становятся незаметными.
Наиболее распространен красный светофильтр К-5,бх (марка стекла КС-11).
Инфракрасные светофильтры необходимы при съемке на инфракрасной пленке, сенсибилизированной к крайним красным и инфракрасным лучам. В результате такой сенсибилизации эти лучи, не вызывающие зрительного ощущения, воздействуют на фотоэмульсию.
Собственная чувствительность инфрахроматической пленки к сине-фиолетовой области спектра значительно превышает чувствительность к инфракрасным . Поэтому снимок, полученный без светофильтра, не будет отличаться от снятого на обыкновенной несенсибилизированной пленке.
Независимо от того, экспонировалась ли пленка в расчете на сине фиолетовую чувствительность (экспозиция для инфракрасной явно недостаточна) или на инфракрасную
(экспозиция для сине-фиолетовой чувствительности пленки окажется весьма завышенной), в обоих случаях действие инфракрасных лучей не будет ощущаться. Вот почему, в противоположность другим пленкам, на которых можно снимать со светофильтром и без него, для получения изображения в инфракрасных лучах на инфрахроматической пленке обязательно применение инфракрасного светофильтра (кроме случая съемки в темноте). Этот светофильтр выделяет в излучении источника света и пропускает крайние красные и инфракрасные лучи, полностью поглощая видимую часть спектра.
В зависимости от степени сенсибилизации инфрахрома-гического материала к инфракрасной области спектра при съемке применяются темно-красные светофильтры КС-14, КС-15, КС-18, КС-19, пропускающие крайние красные-лучи, начиная с длины волны соответственно 620, 650, 680 и 700 нм, и инфракрасные.
Непрозрачные на просвет инфракрасные светофильтры ИКС-1, ИКС-2, ИКС-3 (их называют еще черными) пропускают только инфракрасные лучи, начиная соответственно с длины волны 800, 840 и 860 нм, а у светофильтров ИКС-5, ИКС-6 и ИКС-7 ближняя граница пропускания начинается соответственно с 820, 900 и 940 нм. Дальняя граница воздействия инфракрасных лучей ограничивается чувствительностью инфрахроматической
Для правильного выбора светофильтра следует учитывать ближайшую границу чувствительности пленки и прозрачность светофильтра. Например, для съемки на пленке Йнфрахром-760, И-810 достаточно воспользоваться светофильтром КС-15, граница пропускания которого начинается с 650 нм. Примерно такие же результаты можно получить и с более светлым красным светофильтром КС-14 с ближней границей пропускания 620 нм и даже с оранжевым. Важно лишь полностью исключить воздействие видимых лучей на собственную чувствительность инфрахроматической пленки. Применение в данных случаях более плотного светофильтра КС-19 не всегда увеличивает эффект действия инфракрасных лучей, но требует значительного увеличения экспозиции. А если для съемки на этих же пленках применить такие светофильтры, как ИКС-3 или ИКС-5, граница прозрачности которых начинается там, где оканчивается чувствительность пленки Инфрахром-760 и И-810-2, то это будет равносильно; съемке с крышкой на объективе.
Поскольку чувствительность инфрахроматических пленок проявляется только в присутствии соответствующих светофильтров, т. е. пленка и светофильтр представляют собой как бы неразрывное целое, не имеет смысла определять кратность светофильтра. Необходимо учитывать неточность данных чувствительности в ед. ГОСТ и содержание инфракрасных лучей в источнике света. К тому же наше зрение, как и обычный фотоэлектрический экспонометр, не реагирует на инфракрасные лучи и не в состоянии оценить их интенсивность, поэтому экспозицию (выдержку) надежнее определять сравнением с экспозицией для одного и того же объекта, снимаемого на пленке известной чувствительности, например на изохроматической Фото-65.
Как и при определении кратности светофильтров, пользуются методом равных плотностей. После получения экспозиционных клиньев на инфрахроматической и изохроматической пленках при дневном или искусственном свете в зависимости от освещения при съемке находят равные по плотности негативы. Число, показывающее соотношение экспозиций обеих пленок, является поправочным фактором, с помощью которого уточняется экспозиция при съемке на инфракрасной пленке. Поправочный фактор, как и кратность светофильтра,—о твлеченное число, показывающее, во сколько раз нужно увеличить, снимая на инфракрасной пленке, экспозицию, нормальную для изохроматической пленки. Найденный поправочный фактор сохраняет свою величину во всех случаях съемки при свете ламп накаливания и других искусственных источников света: соотношение видимой и инфракрасной части излучения у них постоянное.
Такого постоянного определенного соответствия нет в солнечном излучении. Оно изменяется в зависимости от высоты солнца, степени облачности и других атсмосферных явлений. Поэтому поправочный фактор, найденный при солнечном освещении, может быть безошибочно использован только при съемке в тех же условиях, при которых происходило определение фактора. Ориентировочный фактор удлинения экспозиции для пленки Инфрахром-760 по сравнению с экспозицией для пленки Фото-65 равен 5—6. При сильной облачности экспозицию, определенную при солнечном освещении, следует увеличить в 4—5 раз, а при съемке в пасмурную погоду — в 8— 10 раз.
Необходимо значительно увеличить экспозицию при съемке в тени. В этом случае объект освещается только светом неба, а в его излучении содержится лишь незначительная часть инфракрасных лучей, и объект в результате слабо освещен этими лучами.
Инфракрасные лучи легко пронизывают даже плотную воздушную дымку, туман. Поэтому объекты, удаленные •от места съемки на десятки и даже сотни километров, например горные цепи, равнины, сохраняют в изображении четкую проработку деталей. Более того, становятся видны детали, которые глаз в натуре не различает. Повышается и контраст изображения. Лишь плотный влажный туман, образованный водяными капельками диаметром, в несколько раз большим длины инфракрасных лучей, непроницаем для них.
Съемка в инфракрасных лучах при солнечном освещении позволяет легко получить лунный эффект. При этом экспозицию по сравнению с нормальной следует уменьшить в 2—4 раза. Облака при съемке с инфракрасным светофильтром передаются излишне светлыми , что снижает лунный эффект. Поэтому небо должно быть безоблачным. Серое пасмурное небо выглядит сравнительно светлым и при съемке через инфракрасный светофильтр, а без темного неба ночной эффект не возникает. Иллюзию ночной съемки нарушает также светлый горизонт при черном небе. Во избежание этого выбирают точку съемки, при которой линия горизонта перекрывается ближними планами. Отсутствие полутонов (полутеней), более темные, чем при солнечном освещении, теневые части объекта усиливают контрастность освещения и приближают его к лунному .
Отличительной чертой съемки в инфракрасных лучах является передача зелени травы, листьев деревьев и кустарников настолько светлыми, что они кажутся покрытыми инеем или снегом. Такая передача зелени придает пейзажу необычный, иногда даже фантастический вид.
Светлая передача зелени получила название эффекта Вуда. Объясняется он тем, что инфракрасные лучи отражаются белой клетчаткой листа и проходят через зеленую часть растений — хлорофилл, который в данном случае действует как светофильтр, прозрачный для инфракрасных лучей. Отсюда и другое название эффекта Вуда — хлорофилловый эффект. Зелень хвойных деревьев, хотя и передается на фотоснимках светлее, но не в такой степени, как лиственных.
Водные поверхности морей, озер, рек передаются чернильно-черными с относительно светлыми берегами. Вода поглощает инфракрасные лучи (лишь слой воды толщиной в 1 мм проницаем для них).
Обычную портретную съемку, разумеется, не следует проводить на инфрахроматической пленке. Ее используют только в тех сравнительно редких случаях, когда с помощью ретуши трудно удалить те или иные недостатки кожи, например веснушки, желтые, коричневые
пятна и т. п. При съемке на инфрахроматической пленке уменьшается сходство, изменяется и выражение лица. Оно становится безжизненным, словно гипсовая маска. На лице исчезают недостатки кожи, однако губы передаются бесцветными, бескровными, глаза — темными, черными, иногда меняется цвет одежды.
Инфрахроматическая пленка дает возможность снимать в темноте. С этой целью инфракрасные (черные) пленочные или стеклянные светофильтры укрепляют перед лампой накаливания или импульсной лампой, и излучение источника света становится невидимым. Черные светофильтры используют при съемках на собраниях, в театре, чтобы не привлекать внимания объектов съемки.
Голубые (светло-сине-зеленые) светсфильтры сравнительно редко применяются. Голубой светофильтр Г-1,4Х не обладает резко выраженным поглощением. Оно начинается в области красных лучей, которые ослабляются примерно наполовину, плавно снижается в области оранжевых и желтых, почти заканчиваясь вблизи желто-зеленой части спектра. Хотя голубой светофильтр и осветляет фиолетовые, синие и голубые цвета, все же лучи и этих цветов слегка поглощаются им.
При пейзажной съемке голубой светофильтр усиливает действие воздушной дымки и, тем самым, воздушной перспективы, но снижает контраст изображения, особенно при съемке против света (контражуре): освещенность теневых мест, создаваемая подсветкой неба, остается без изменения, а освещенность, создаваемая солнцем, заметно снижается вследствие ослабления длинноволновой части солнечного излучения. Эта сторона действия голубого светофильтра заслуживает особого внимания. При восходе и заходе солнца, когда небо окрашивается в желтые, оранжевые и красноватые цвета, однотонно передаваемые в изображении, голубой светофильтр может улучшить передачу оттенков этих цветов.
В свете ламп накаливания голубой светофильтр ослабляет оранжево-красную часть излучения и этим способствует более правильной тональной передаче цветов на пленке Фото-250, Орво NP-27. При портретной съемке без голубого светофильтра лица, особенно бледные, передаются очень светлыми, такими же передаются губы, а синие глаза — очень темными. Голубой светофильтр позволяет получить более естественную их тональную передачу. Но в то же время на лице выступают такие не-достаки , как веснушки, красные пятна и т. п. Не исключается опасность и излишне светлой передачи глаз.
Синий светофильтр СС-4 относится к контрастным светофильтрам. Он поглощает лучи с длиной волны 480— 700 нм и оказывает более сильное действие на изображение, чем голубой. Фотография, снятая со светофильтром СС-4 при солнечном освещении, скорее выглядит как снятая в пасмурную погоду.
На рис. 26 приведены кривые поглощения желтых, желто-зеленых, синих, красных и инфракрасных светофильтров.
|