загрузка...

 

загрузка...
Фонограмма     |     Запись и перезапись фонограммы с эффектами

Запись с эфира и с радиотрансляционной линии

Запись с радиоприёмника. Современные широковещательные радиоприемники имеют длинноволновый, средневолновый, коротковолновый и ультракоротковолновый диапазоны. Возможность устойчивого приема зависит от времени года и суток, а также от географического расположения населенного пункта.

Длинноволновый диапазон (ДВ) охватывает участок частот 150—408 кГц (2000—735 м). В этом диапазоне работают в основном радиостанции центрального вещания Советского Союза и мощные радиостанции, транслирующие передачи республиканского вещания. Прием радиостанций в этом диапазоне возможен на расстоянии до нескольких тысяч километров и мало зависит от времени года и суток Однако этот диапазон насыщен атмосферными помехами, уровень которых возрастает при удалении от передающей станции. Особенно сильное мешающее действие помех проявляется в летние месяцы Э то ограничивает возможности качественной записи программ дальних радиостанций. Удовлетворительно записать в этом диапазоне можно лишь передачу мощной местной станции.

Средневолновый диапазон (СВ ) охватывает участок частот 525—1600 кГц (571,4—187 м). В этом диапазоне работают радиостанции центрального, республиканского и областного вещания Советского Союза, а также радиостанции ряда европейских стран. Качество и громкость приема радиостанций в СВ диапазоне в значительной степени зависят от времени года и суток. Зимой качество приема лучше, чем летом, а вечером — лучше, чем днем. Атмосферные помехи в этом диапазоне проявляются меньше, чем на длинных волнах, но все же они довольно значительны. При благоприятных условиях (например, в зимние вечера) прием радиостанции в этом диапазоне возможен на расстоянии до нескольких тысяч километров.

Коротковолновый диапазон (KB) охватывает участок частот 3,95—12,1МГц (75,9—24,8 м). В этом диапазоне работают радиостанции всех стран мира. Качество приема этих радиостанций зависит от времени года, суток и длины волны. В дневное время дальние радиостанции лучше принимать на более коротких, а ночью — на более длинных волнах. В KB диапазоне нередко наблюдают замирание (периодическое ослабление громкости принимаемой программы). В зависимости от состояния по низированных слоев воздуха на большой высоте над землей замирания могут быть малозаметными или очень глубокими, вплоть до полного прекращения прохождения волн на время до нескольких часов. Очень часто вследствие взаимодействия сигналов нескольких станций передача сопровождается свистом высокого тона, который четко фиксируется магнитофоном. Преимуществом коротких волн является возможность приема громких хотя и нерегулярных сигналов очень далеких станций.

Ультракоротковолновый диапазон (УКВ ЧМ) охватывает участок частот 65,8—73 МГц (4,56—4,11) м). Этот диапазон используют только для местного высококачественного вещания. В крупных городах одновременно передаются две и больше программ. Прием в УКВ диапазоне почти не подвержен действию помех, однако дальность приема весьма ограничена (примерно до 100 км) и зависит от рельефа местности и высоты установки приемной антенны.

Качество звучания зависит также от класса приемника, на котором ведется прием. Приемники высшего класса могут воспроизводить максимальную полосу частот в УКВ диапазоне 40-15 000 1ц, в остальных диапазонах 40—7000 Гц, приемник I класса - соответственно 60-12 000 и 60-6000 Гц, приемник II класса — 100— 12 000 и 100—5000 Гц, а приемник III класса—150—70U0 и lou —

При передаче музыкальных программ на ДВ, СВ и KB диапазонах запись характеризуется хорошо заметными искажениями, связанными в основном с ослаблением высоких частот. Достаточно хорошей получается запись речевой передачи. Качественные музыкальные записи можно получить только при приеме в УКВ диапазоне.

Запись звуковой программы с широковещательного радиоприёмника выполняется достаточно просто. Обычно все современные приемники имеют выходную розетку для подключения магнитофона. Как правило, она соединена с резистором детектора приемника, поэтому напряжение на нее подается в пределах 20—50 мВ. Может оказаться, что подключение магнитофона к приемнику заметно снизит громкость передачи и приведет к появлению дополнительных искажений. Это может произойти в том случае, если входное сопротивление магнитофона недостаточно велико, т. е. не согласовано с выходным сопротивлением детектора. Для согласования сопротивлений необходимо искусственно увеличить входное сопротивление магнитофона. Проще всего это сделать, включив в соединительную линию, идущую к магнитофону, последовательно дополнительный резистор. Сопротивление резистора подбирается экспериментальным путем и обычно составляет 300—720 кОм.

В некоторых моделях радиол, например Ригонда-102, установлены две розетки Магнитофон-1 и Магнитофон-П. К первой розетке подключают магнитофон с низким входным сопротивлением (транзисторный), ко второй — с высоким входным сопротивлением, обычно более 400 кОм (ламповый).

В старых типах приемников отсутствуют розетки Магнитофон, но имеются розетки Дополнительный громкоговоритель. В разных приемниках они подключены к различным участкам принципиальной схемы. В одних приемниках — это вторичная обмотка выходного трансформатора, к которой подсоединена звуковая катушка громкоговорителя (или группа громкоговорителей). Иногда их подсоединяют к отдельной дополнительной обмотке того же трансформатора. Во всех рассмотренных случаях напряжение на вход магнитофона поступает после выходного усилителя приемника, который может внести искажения в запись, в частности, при неправильной установке ручки регулятора тембра.

Как уже указывалось выше, качественную запись с приемника можно получить, подсоединяя магнитофон непосредственно к выходной розетке детектора. Если подобной розетки в данном приемнике нет, то ее можно поставить, используя стандартный разъем СГ-3. Следует иметь в виду, что недостаточная экранировка соединительных концов розетки может послужить причиной появления фона переменного тока, помех и даже самовозбуждения усилителя.

Если сигналы на магнитофон подаются после УНЧ приемника, то уровень записи можно регулировать ручкой Громкость приемника и регулятором уровня в магнитофоне. Всегда лучше устанавливать меньшее усиление в приемнике и большее в магнитофоне. При очень большом усилении в приемнике могут возникать искажения за счет перегрузки его усилителя, а при малом усилении появляются помехи, наведенные в соединительных линиях. Поэтому при записи следует устанавливать средний уровень громкости. Иногда целесообразно предусмотреть выключение акустической системы приемника (обычно оно не предусмотрено). Если просто отключить нагрузку выходного трансформатора приемника, то на его первичной обмотке резко возрастет переменное напряжение, что может вызвать пробой обмотки. Вследствие этого снижается выходная мощность приемника и появляются заметные на слух искажения. По этой причине при выключении акустической системы приемника необходимо нагружать выходной трансформатор на эквивалент сопротивления звуковой катушки динамической головки.

Производя запись с приемника, нужно позаботиться о правильной его настройке. Небольшая неточность может послужить причиной значительных искажений. Особенно сильно неточность настройки ухудшает качество воспроизведения сигналов высоких частот, которые вообще ослабляются при записи с радиоприёмника. Настройку на радиостанцию желательно производить по оптическому индикатору, не руководствуясь только слуховыми впечатлениями. При работе в диапазоне УКВ неточная настройка вызывает появление неприятного на слух шипения. В крупных городах вести запись с приемника труднее из-за большого уровня промышленных помех.

Известную помощь в борьбе с радиопомехами на СВ и ДВ диапазонах может оказать магнитная антенна, которая имеется во всех современных радиоприемниках. Магнитная антенна характеризуется направленным действием. Выбирая положение (поворот) этой антенны, в некоторых случаях можно подобрать наилучшие условия приема. Практически магнитную антенну можно расположить по максимальному уровню громкости приема или по минимальному действию помех. Целесообразно выбирать последнее положение, так как ослабление уровня громкости приема можно всегда компенсировать увеличением усиления в приемнике или магнитофоне.

Перед записью ламповый приемник следует заблаговременно включить, чтобы дать возможность прогреться его деталям. Недостаточно прогретый приемник может оказаться через некоторое время несколько расстроенным. Желательно приемник и магнитофон располагать возможно дальше друг от друга, так как при приеме гармонических сигналов генераторов стирания и подмагничивания магнитофона передача может сопровождаться непрерывным свистом.

Малогабаритные транзисторные приемники из-за крайне узкого диапазона частот (200—3500 Гц) обычно для записи не используют. Можно применить транзисторные радиоприемники прямого усиления, выполненные в виде приставки к магнитофону. К достоинствам такой приставки относятся достаточно высокое качество звука из-за широкой полосы пропускания и отсутствия помех, шумов и искажений, простота устройства и компактность.

На рис. 8 изображены две принципиальные схемы такой приставки. Особенностью схемы, изображенной на рис. 8, а, является работа детектора при начальном токе смещения, что несколько повышает его чувствительность. В схеме, изображенной на рис. 8, б, введена отрицательная обратная связь по току во втором каскаде. Данные магнитной антенны для выбранного диапазона можно взять из описания карманных приемников. Для улучшения избирательности катушку магнитной ленты наматывают секциями по 30—40 витков. Расстояние между секциями 2—3 мм.

Налаживание приставки заключается в подборе коллекторных токов транзисторов в пределах 1,2—2,5 мА путем изменения сопротивления резисторов R2 и R4 Соединение с магнитофоном производят коротким. проводом, подключаемым ко.входу Звукосниматель при приеме сильных сигналов близких станций или ко входу Радио при приеме слабых сигналов удаленных станций. Следует предусмотреть подключение приемника приставки к внешней антенне. На практике подобные приставки, использовавшиеся радиолюбителями для записи, получили хорошую оценку. На расстоянии 50—70 км от мощной радиостанции прием осуществлялся устойчиво и качественно.

Запись стереофонической радиопередачи. Запись стереофонической передачи имеет определенные особенности. В нашей стране используется система стереофонического радиовещания с полярной модуляцией.

В отличие от обычной монофонической системы с использованием частотной модуляции колебаний несущей частоты в стереофоническом радиовещании с полярной модуляцией частота передатчика модулируется комплексным стереосигналом, представляющим собой полярно-модулированные колебания поднесущей частоты 31,25 кГц. В полярно-модулированных колебаниях положительные полупериоды частоты промодулированы по амплитуде сигналом левого канала, а ее отрицательные полупериоды — сигналом правого канала. При передаче амплитуда несущей частоты ослабляется в 5 раз, т. е. на 14 дБ. Общий частотный спектр полярно-модулированных колебаний состоит из суммы сигналов левого и правого каналов, занимающих звуковую область (30—15 000 Гц), и спектра амплитудной модуляции несущей частоты разностью этих сигналов, расположенных в надзвуковой области (31,25—46,25 кГц).

Ежедневно по 4-й программе на волне 4,16 м московское радио в течение нескольких часов передает музыкальную программу стереофонического вещания. Регулярные стереофонические передачи проводятся также в Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Таллине, Саратове, Казани, Свердловске, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке, Горьком; подготавливается техническая база для стереофонического вещания в Вильнюсе, Тбилиси, Баку, Ереване, Ташкенте и в других крупных городах.

Стереофоническое радиовещание ведется на УКВ диапазоне, выбор которого продиктован сравнительно малым уровнем помех и возможностью получения широкой полосы пропускания, определяющей частотный диапазон передачи.

Стереофонический радиоприёмник, настроенный на выбранную волну радиостанции (передающей стереопрограмму ), выделяет частотно-модулированный сигнал. После усиления по промежуточной частоте и детектирования на выходе частотного детектора выделяются полярно-модулированные колебания, т. е. комплексный стереосигнал, который поступает на вход преобразующего устройства — стереодекодера (СД). Основная функция стереодекодера — восстановление поднесущей частоты с последующим декодированием полярно-модулированных колебаний в сигналы левого и правого каналов.

Низкочастотная часть приемника состоит из двух УНЧ, согласованных по усилению и частотным характеристикам и нагруженных соответственно на громкоговорители правого и левого каналов. Усилители имеют сдвоенные регуляторы громкости и тембра, а также регулятор стереобаланса для выравнивания громкости в обоих каналах. Упрощенная структурная схема стереофонического приемника показана на рис. 9.

В результате неполного подавления амплитудной модуляции на выходе стереодекодера кроме полезного низкочастотного сигнала появляется спектр сигналов надзвуковых частот до 46,25 кГц, а также гармоники поднесущей частоты 62,5 и 93,75 кГц. При прослушивании стереопрограммы сигналы этих частот не воспринимаются человеческим слухом. Однако при записи стереопрограммы на магнитофон сигналы надзвуковых частот, попадающие на вход усилителя записи, могут образовывать биения с высокочастотным сигналом подмагничивания головки записи, частота которого обычно выбирается в пределах 50—100 кГц. Эти биения в паузе могут прослушиваться в виде свиста на одной или нескольких частотах либо в виде хрипов, ухудшающих разборчивость речи.

Проверку магнитофона для записи стереофонических радиопередач проводят следующим образом. Ко входу усилителя записи подключают звуковой генератор и устанавливают уровень его напряжения равным максимальному звучанию сигнала на выходе стереодекодера. Затем включают магнитофон в режим записи и плавно изменяют частоту звукового генератора от 30 Гц до 100 кГц. После этого, переключив магнитофон в режим воспроизведения, внимательно прослушивают произведенную запись. Результаты испытаний можно считать удовлетворительными, если частота сигнала плавно возрастает от 30 Гц до 15 кГц, после чего сигнал пропадает. Если в некоторые моменты времени, соответствующие подаче сигнала над звуковых частот на вход магнитофона, прослушиваются отдельные звуки, то это свидетельствует о том, что продукты сигналов высокой частоты и подмагничивания магнитофона расположены в звуковой области частот.

При записи на стереомагнитофон входы стереоканалов усилителя записи можно подключить к выходу УНЧ стереоприемника. Частичное подавление надзвуковых частот в этом случае может быть достигнуто, если частотная характеристика УНЧ имеет крутой спад на частотах выше 15 кГц. Однако при таком подсоединении, как уже указывалось, уровень записи и ее качество зависят от положения ручек регуляторов громкости и тембра в УНЧ.

Для качественной записи стереофонических программ используют несколько способов искусственного подавления сигналов надзвуковых частот с использованием различных фильтров, подключаемых к выходу стереодекодера [8].

В современных высококачественных радиоприемниках предусмотрена возможность записи стереопрограммы на магнитофон. В радиоле высшего класса Виктория-001-стерео стереомагнитофон подключают непосредственно к выходу стереодекодера, имеющего соответствующие фильтры. Отечественная промышленность освоила выпуск тюнеров (Ласпи-001-стерео>, Вега-004-стерео и Рондо-101-стерео), которые позволяют с высоким качеством принимать радиопередачи в УКВ диапазоне. Тюнер рассчитан на совместную работу с любым аппаратом, имеющим стереофонический УНЧ, в том числе со стереофоническим магнитофоном. В тюнерах также предусмотрены фильтры для подавления сигналов надзвуковых частот. При записи стереофонический магнитофон подсоединяют непосредственно к выходу тюнера.

Следует отметить, что стереофонические передачи можно принимать с помощью обычного монофонического приемника, имеющего блок УКВ, и специальной стереоприставки, которую включают после частотного детектора приемника. Приставка содержит полярный детектор, в котором происходят разделение звуковых каналов и выделение низкочастотных сигналов. К одному из выходов приставки подсоединяют УНЧ, образующий один канал, а к другому — дополнительный усилитель с выносной акустической системой (второй канал). Следует напомнить, что допустимое рассогласование амплитудно-частотных характеристик усилителей не должно превышать 4—6 дБ.

Для записи стереофонической передачи в монофоническом варианте вход магнитофона можно подключить к частотному детектору (точка 1 на рис. 9). В этом случае на магнитофоне запишется комплексный стереосигнал. Необходимо иметь в виду, что при переходе от монофонической передачи к стереофонической отношение сигнал/шум в месте приема ухудшается более чем на 20 дБ. Поэтому запись стереофонической передачи целесообразно проводить при достаточно высоком уровне принимаемых сигналов.

Запись с трансляционной линии. Благодаря надежности и отсутствию помех запись с трансляционной линии имеет существенные преимущества по сравнению с записью непосредственно с эфира.

Качественные показатели трансляционного вещания достаточно высокие, звуковые сигналы передаются по линии в полосе частот от 50 до 10 000 Гц, т. е. вещание ведется по I классу качества.

Следует отметить, что в небольших населенных пунктах трансляция вещательной программы нередко ведется с местного радиоузла, где она принимается с радиоприёмника. Полоса частот передаваемого сигнала в таких линиях не превышает 4,5 кГц.

По действующим нормам напряжение в радиотрансляционных линиях составляет 30В (в Москве и некоторых других городах — 15 В). При записи от радиотрансляционной линии с напряжением 30В ручку регулятора уровня приходится устанавливать в положение, соответствующее началу регулирования. Но и в этом случае запись может получиться с заметными на слух искажениями. Дело в том, что регулятор уровня записи обычно включается не на входе, а после одного-двух каскадов предварительного усиления. При подаче на вход магнитофона сигнала с напряжением 30В первые каскады могут оказаться перегруженными, хотя индикатор и не покажет превышения максимально допустимого уровня записи. Поэтому, если при записи ручка регулятора уровня была установлена в начальное положение регулирования, а при воспроизведении прослушиваются, искажения, то уровень подаваемого сигнала следует уменьшить. Проще всего это сделать, включив в незаземленный провод соединительного шнура резистор сопротивлением 0,25—2 МОм. Его подбирают таким образом, чтобы требуемый уровень записи получался при установке регулятора уровня примерно в среднее положение. Уровень сигнала, подаваемого на вход магнитофона, можно уменьшить также с помощью делителя, схема которого изображена на рис. 10.

Если сопротивление резистора R1 и емкость конденсатора C1 выбрать равными 47 кОм и 150 пФ при напряжении в линии 15В или соответственно 100 кОм и 30 пФ при напряжении 30 В, то максимальная амплитуда звукового сигнала, подаваемого на вход магнитофона, будет составлять примерно 250—300 мВ. Подключать трансляционную линию в этом случае следует ко входу магнитофона Звукосниматель. Перемещая движок резистора R2, находят положение, при котором запись получается без заметных искажений.

С помощью конденсатора C1 можно подобрать желаемый тембр звучания записываемой программы. Это бывает необходимо при ослаблении сигналов на высоких частотах при сравнительно большом удалении абонентской точки от радиотрансляционного узла.

Пользуясь индикатором уровня магнитофона, можно для любой программы установить определенное положение, которое должна занимать ручка регулятора уровня при записи. Это положение будет всегда постоянным, так как в трансляционной сети поддерживается примерно одинаковый максимальный уровень передачи. Следует отметить, что речевая передача всегда передается с несколько меньшим уровнем, чем музыкальная.

Запись с трехпрограммного громкоговорителя. Наибольшие возможности представляет для записи трехпрограммное радиовещание, которое осуществляется во многих городах Советского Союза 1, Используя трехпрограммный громкоговоритель, можно вести запись передач первой программы Всесоюзного радио, второй программы (Маяк) и еще одной радиопрограммы (в Москве это 3-я союзная программа, а в других городах — республиканская или местйая ).

Упрощенная структурная схема трехпрограммного громкоговорителя показана на рис. 11. Вторая и третья программы передаются по трансляционной сети на частотах 78 и 120 кГц, промодулированных звуковыми сигналами. Полоса частот при приеме этих сигналов 100—6300 Гц.

Трехпрограммные громкоговорители имеют гнезда для подключения магнитофона. Гнезда выведены параллельно звуковой катушке громкоговорителя. Сигнал на них подается через выходной трансформатор. Запись передач по первой программе лучше осуществлять, подключив магнитофон непосредственно к розетке абонентской точки. Это позволит избавиться от искажений сигнала, которые вносит выходной трансформатор громкоговорителя. Для уменьшения уровня фона переменного тока регулятор громкости громкоговорителя желательно установить в положение максимальной громкости. В этом случае следует предусмотреть возможность переключения вторичной обмотки трансформатора на эквивалентное сопротивление звуковой катушки головки громкоговорителя. Однако эти гнезда соединены с выходным каскадом УНЧ, поэтому использовать их для качественной записи нежелательно. Лучше установить на задней стенке корпуса громкоговорителя стандартный разъем СГ-3 и соединить его с нагрузкой детектора. В этом случае сигнал с нагрузки детектора следует подать на вход Радио магнитофона.

Запись звукового сопровождения телевизионной передачи. Все современные телевизоры (кроме телевизоров III класса) как черно-белого, так и цветного изображения имеют специальный разъем для подключения магнитофона. Сигнал на этот разъем снимается с детектора (дробового детектора) звукового блока телевизора. Выходное напряжение детектора 20—50 мВ. Как и при записи с радиоприемника, звуковой сигнал с телевизора следует подавать на вход Радио магнитофона. Можно подключить магнитофон и к гнездам Телефон, которые соединены с вторичной обмоткой выходного трансформатора звукового блока телевизора параллельно звуковой катушке громкоговорителя. Именно так предусмотрена возможность записи на магнитофон в телевизорах III класса. О качественных недостатках записи с этих гнезд говорилось выше. На рис. 12 показаны упрощенная структурная схема звукового блока телевизора и возможные точки подключения магнитофона.

Частотная модуляция и УКВ диапазон, который используется для передачи звука в телевидении, в принципе позволяют получить высококачественную запись, однако. к ачество записи существенно зависит от класса телевизора.

Диапазон воспроизводимых частот тракта звукового сопровождения в телевизорах I класса составляет 60—12 500 Гц. Частотный детектор и ограничитель, применяемый в телевизорах этого класса, эффективно подавляют внешние и внутренние помехи и паразитную амплитудную модуляцию, что обеспечивает качественную запись звуковых программ. Телевизоры II класса (в том числе все цветные) и телевизоры III класса имеют частотный диапазон тракта звукового сопровождения соответственно 80—12 500 Гц и 125—7100 Гц.

При записи с телевизора особое значение приобретает точная ориентировка антенны (особенно если используется комнатная антенна). В большинстве случаев искажения звука возникают только из-за неправильного положения антенны.

Следует отметить, что настройка телевизора по каналам изображения и звука производится одной ручкой. Поэтому возможны случаи, когда при правильной настройке изображения звук воспроизводится с некоторым искажением и фоном, и наоборот, когда удается добиться качественного звуковоспроизведения, качество изображения ухудшается. В этом случае при записи, естественно, телевизор настраивается по качеству звука.

При подключении магнитофона к детектору регуляторы уровня и тембра звукового блока телевизора на качество записи не влияют. Предусмотрены возможность отключения акустической системы телевизора и прослушивание звукового сопровождения через головные телефоны.

Иногда можно воспользоваться телевизором для записи радиопередач, передаваемых по каналу звукового сопровождения во время демонстрации испытательной таблицы. По каналам Центрального телевидения в это время передается вторая программа радиовещания (Маяк).

В заключение следует сказать, что запись с телевизора может представлять особый интерес. При демонстрации кинофильмов можно записать различные шумы и звуки, необходимые при озвучении любительских фильмов, постановок спектаклей и пр.

Запись с радиоприемника, трансляционной сети, телевизора представляет для радиолюбителя богатейшие возможности пополнения фонотеки.

Программы вещания для записи. Центральное общесоюзное вещание в настоящее время проводится по пяти основным программам при комплексном использовании всех диапазонов радиоволн. Первая союзная программа (основная) предназначена для населения европейской части Советского Союза, Урала и Средней Азии. Для обеспечения основной программой всей остальной территории СССР, имеющей 11 часовых поясов, местные радиовещательные станции ретранслируют ее в трех вариантах, учитывающих разницу временных поясов.

Вторая программа Маяк (информационно-музыкальная) передается на средних и коротких волнах и ретранслируется местными радиовещательными станциями на метровых волнах. Третья программа (литературно-музыкальная) передается только в 15 крупных городах европейской части СССР 1.

Четвертая программа (музыкальная) передается по УКВ ЧМ станциям. По этой программе ведется стереофоническое вещание. Пятая программа (круглосуточная) в значительной мере (около 50%) дублирует программу Маяк.

Кроме центрального общесоюзного вещания в республиках, краях и областях осуществляются местное вещание и ретрансляция передач центральной программы.

Для систематической ориентации с программами передач следует в первую очередь ознакомиться с волновым расписанием радиостанции центрального радиовещания, публикуемым в еженедельном обозрении Говорит и показывает Москва.

Реклама