загрузка...

 

загрузка...
Фонограмма    

Запись и перезапись фонограммы с эффектами

При озвучении любительских кинофильмов, звуковом оформлении спектакля самодеятельного коллектива, выпуске радиогазет на предприятиях и в учебных заведениях, при организации домашних вечеров отдыха и т. п. любителям приходится осуществлять комбинированные записи с наложением, использовать частотную обработку записанной программы, создавать при записи и перезаписи фонограмм те или иные звуковые эффекты.

Комбинированная запись. Комбинированная запись обычно состоит из основного материала, например дикторского текста, фоновой музыки или шумов и т. п. Уровень фоновой записи должен быть несколько ниже основного, иначе разборчивость речи будет невысокой. На практике соотношение уровней основной и фоновой записей приходится подбирать в каждом отдельном случае.

Простейший способ получения комбинированных записей — это наложение записи на запись. Такая возможность предусмотрена во многих современных магнитофонах. Музыку или шумы, составляющие фон, записывают, как обычно, на магнитофон. После этого ленту возвращают в исходное положение и к магнитофону подключают микрофон. В местах, где следует наложить текст, с помощью специальной кнопки Трюк отключают стирающую головку (см, рис. 2). Новая запись накладывается на уже имеющуюся.

Чтобы исключить возможные ошибки при чтении, а также для того, чтобы избавиться от мешающих шумов в помещении записи, дикторский текст желательно записать заранее. В этом случае для наложения текста используют второй магнитофон. Использование микрофона в момент записи затрудняет контроль, так как громкоговоритель магнитофона приходится отключать. Поскольку запись осуществляется с подмагничиванием, первая запись в местах наложения оказывается ослабленной, особенно ее высокочастотные составляющие. Это следует учитывать при выборе уровня фоновой записи.

В магнитофонах старого выпуска, в которых отсутствует возможность наложения, имеет смысл установить подобную кнопку, На плате магнитофона устанавливают переключатель, отключающий от генератора тока стирания при записи с наложением стирающую головку и подключающий к нему ее эквивалент. В качестве последнего можно использовать стирающую головку с теми же параметрами, что и основная, либо резистор сопротивлением 300—600 Ом.

Основная трудность, с которой приходится сталкиваться при записи методом наложения, это невозможность контроля и коррекции фонограммы в процессе записи. Кроме того, при включении и выключении стирающей головки на магнитную ленту могут записаться помехи, которые при воспроизведении будут прослушиваться как щелчки.

В какой-то мере этот недостаток может быть уменьшен с помощью переменного резистора R1 30 кОм (рис. 13), включенного в цепь высокочастотного подмагничивания головки записи (универсальной головки). Установив на магнитофоне фонограмму, на которую нужно наложить текст, переводят движок переменного резистора в

нижнее (по схеме) положение, нажимают кнопку Трюк и включают магнитофон. на запись (контакты переключателя В2 соединены с кнопкой Трюк). В нужный момент включают второй магнитофон с фонограммой текста и движок переменного резистора плавно вводят и также плавно возвращают в исходное положение после окончания наложения.

Значительно лучшие результаты получаются при использовании двух переменных резисторов, один из которых включен в цепь подмагничивания головки записи (универсальной головки), а другой — в цепь головки стирания [9]. Такое включение позволяет поочередно записывать различную звуковую информацию, обеспечивая плавный переход от одного фрагмента к другому.

Более сложный, но и более совершенный способ получения комбинированных записей — это запись с помощью микшерного устройства, предназначенного для смешивания сигналов от нескольких источников звуковых частот. Микшеры делятся на пассивные и активные, но в каждом из них обычно предусматривается возможность независимой регулировки уровня любого звукового сигнала, поданного на его вход,

Пассивные микшеры только ослабляют уровни входных сигналов. Они содержат небольшое число деталей, просты по конструкции и могут быть изготовлены даже начинающими радиолюбителями. Активный микшер содержит один или несколько усилителей, поэтому с его помощью можно не только изменять соотношение уровней сигналов от различных источников напряжения звуковой частоты, но и усиливать их.

Промышленность выпускает два типа микшеров: пассивный на резисторах и активный на транзисторах Электрон. Оба микшера на три канала. Следует отметить, что регуляторы микшера Электрон имеют слепую шкалу делений, что затрудняет работу.

Схема простейшего пассивного микшера показана на рис. 14. Первый вход этого микшера можно использовать для подключения высокоомного микрофона, ко второму молено подключать звукосниматель или линейный выход другого магнитофона. Выход микшера соединяют со входом Микрофон того магнитофона, на котором осуществляется комбинированная запись. Уровни сигналов от микрофона и звукоснимателя или магнитофона регулируются с помощью переменных резисторов R1 и R2 соответственно. Следует отметить, что делать пассивный микшер с большим числом входов нецелесообразно, так как даже при двух входах он ослабляет сигнал от микрофона примерно в 3 раза.

Схема простого активного микшера показана на рис. 15. Он также рассчитан на работу от источников напряжения звуковой частоты. Однако благодаря введению усилителя, собранного на транзисторе 7, этот микшер можно подключать ко входам. Микрофон или Радио любого магнитофона. Для работы с этим микшером нужен низкоомный микрофон. Как и в рассмотренном выше пассивном микшере, уровни сигналов, подаваемых на оба входа микшера, можно раздельно регулировать с помощью переменных резисторов R3 и R7. Микшерный пульт может быть построен и по более сложной схеме. В таком пульте помимо регуляторов уровней в каждом входном канале имеется также и общий регулятор суммарного сигнала на выходе. Кроме того, могут быть введены корректирующие цепи, меняющие частотный спектр сигнала, а также обрезные фильтры, резко ограничивающие частотный диапазон в целях устранения шумов на низких и высоких частотах. В приведенных выше схемах микшеров общий регулятор уровня на выходе устройства не предусмотрен. Предполагается, что он будет заменен регулятором уровня магнитофона.

Частотная обработка записываемого сигнала. Запись и перезапись фонограммы от различных источников звуковых сигналов осуществляются, как правило, без частотной коррекции записываемого сигнала. Однако не всегда с помощью регуляторов тембра магнитофона можно достичь желаемого звучания при воспроизведении. Поэтому иногда следует применять частотные фильтры и корректоры, исправляющие недостатки или улучшающие общее качество звучания записываемой программы.

Для обработки звуковых сигналов обычно применяют частотный корректор, который входит составной частью в усилительный блок звуковоспроизводящего устройства либо выполняется в виде отдельного усилителя. Корректор позволяет осуществить как относительный спад, так и подъем частотной характеристики в области нижних и высоких частот.

Заметное на слух изменение тембра происходит в том случае, когда корректор изменяет усилие в данной полосе частот не менее чем на 6 дБ (в 2 раза). Однако такое изменение усиления во многих случаях оказывается недостаточным.

На основе многочисленных опытов установлено, что наиболее широкие возможности при обработке записываемой программы дает корректор, позволяющий изменять усиление на нижних и верхних звуковых частотах в пределах ±15—20 дБ. Этот интервал регулирования тембра достигается на крайних частотах рабочего диапазона (40—60 и 12 000—15 000 Гц) по отношению к усилению на средней частоте (1000 Гц). Такой корректор используют при перезаписи грампластинок и магнитных фонограмм.

При использовании корректора нельзя забывать, что чрезмерный подъем и спад сигналов в области как низших, так и высших частот могут существенно исказить характер записываемой программы. Спад на высших частотах (от 2—3 кГц и выше) придает звучанию программы тусклость, звук становится приглушенным, ухудшается разборчивость речи. Излишнее же усиление на высших частотах приводит к подчеркиванию шипящих и свистящих звуков речи, к неестественно резкому, раздражающему слух звучанию музыки.

Ослабление на низших частотах (от 100—200 Гц и ниже) лишает звучание сочности, нарушает красоту тембра, а чрезмерное усиление вызывает ощущение неприятного бубнящего звучания.

Существенную помощь может оказать корректор при комбинированной записи фонограммы. Одна из трудностей, с которыми приходится сталкиваться при монтаже сложной фонограммы, это снижение четкости речи при ее совмещении с музыкой или шумами. Маскирующий эффект при таких сочетаниях действует исключительно неблагоприятно для речи. Например, если речь изобилует низкими частотами, а совмещаемая с ней музыка также звучит в низком регистре, то одним подбором соотношений уровней добиться желаемого результата трудно. Используя частотный корректор при перезаписи, можно создать благоприятное частотное соотношение между музыкой и речью, не нарушая четкости их звучания.

В общем случае при наложении речи на музыку уровень музыки несколько снижают, в результате чего в фонограмме перестают прослушиваться низкие частоты. Поднимая с помощью корректора характеристику на низких частотах в музыкальной фонограмме и одновременно на высоких частотах в речевой, можно получить достаточно выразительное звучание каждой составляющей сложной фонограммы.

Необходимость использования корректора может обусловливаться также акустическими особенностями воспроизведения записанной фонограммы. Например, если при передаче радиогазеты, звукового сопровождения любительского фильма или спектакля речь, записанную с номинальным уровнем, воспроизвести с большей громкостью, то при ее восприятии будет субъективно ощущаться подъем низких частот, в результате чего будет искажаться естественное звучание речи. Чтобы устранить этот неприятный эффект, необходимо корректором обеспечить необходимое затухание главным образом на низких, а иногда и на высоких частотах. Затухание на высоких частотах вводят для поддержания общего баланса между высокочастотными и низкочастотными компонентами речи, когда имеет место значительное затухание на низких частотах.

Среди большого разнообразия схем регулирования тембра для звукозаписи наиболее подходят плавные регуляторы двустороннего действия. Такие регуляторы, как было сказано, позволяют осуществить относительный спад и подъем частотной характеристики на низких и высоких частотах тракта по отношению к условной средней частоте (1000 Гц). Обычно такое корректирующее устройство содержит два усилительных каскада, между которыми установлены цепи регулировки, позволяющие независимо регулировать сигналы на низких и высоких частотах.

На рис. 16 приведена одна из наиболее распространенных схем корректора. Эта схема с незначительными изменениями типична для большинства корректирующих устройств, и принцип действия ее, по-видимому, известен большинству читателей.

Кроме частотного корректора при записи и перезаписи могут быть использованы и другие корректирующие устройства, в частности так называемый режекторный (заграждающий), фильтр. С помощью такого фильтра можно удалить нежелательные сигналы на определенных частотах, которые иногда возникают в тракте звуко-передачи при перезаписи грампластинок и магнитных фонограмм.

Отличительной особенностью схем режекторных фильтров является значительная крутизна затухания в сравнении с обычными звеньями RC других фильтров. При определенном выборе сопротивления R и емкости С на одной частоте токи в элементах звеньев будут равны по значению и противоположны по направлению, следовательно, ток в нагрузке будет равен нулю и фильтр ослабит сигнал на этой частоте. Набор режекторных фильтров, вырезающих определенную полосу частот, позволяет расширить возможности частотной обработки сигнала при записи и перезаписи.

Режскторпый фильтр, представленный на рис. 17, состоит из двух двойных Т-образных заградительных фильтров. Первый фильтр (элементы R1—R3, C1—C3) настроен на частоту около 50 Гц и подавляет наведенные сигналы переменного тока сети питания, а также составляющие колебаний, вызванных вибрацией электродвигателя проигрывателя. Подавление поверхностных шумов пластинки осуществляется вторым фильтром (элементы R4—R6, C4—С6), настроенным на частоту 5—7 кГц. Потенциометр R6 позволяет менять ширину полосы подавляемых частот. Если шум пластинки незначителен, то фильтр можно отключить с помощью выключателя В 1.

Как и все корректирующие устройства, режекторный фильтр включается между источником звуковых частот и магнитофоном.

Необходимо отметить, что, применяя те или иные частотные фильтры для звукозаписи, перед радиолюбителем открывается широкое поле деятельности в получении различных эффектов, достигаемых комбинацией этих устройств.

Для создания указанных эффектов частотный диапазон сигналов сужают фильтрами, например, до полосы 300— 3000 Гц.

Эффект искусственной реверберации. Искусственной реверберацией называют реверберационный сигнал, вводимый в звуковой сигнал при его передаче по электроакустическому. тракту. Эффект реверберации создается с помощью специального устройства — ревербератора, подключаемого к тракту. Принцип действия ревербератора заключается в том, что сигнал от источника звукового сигнала подается на устройство, в котором на этот сигнал тем или иным способом накладывается последовательность его повторений, уровень которых убывает по мере увеличения времени запаздывания. Полученный на выходе устройства сложный (реверберирующий) сигнал подмешивается затем в тракт звукозаписи в необходимом соотношении относительно уровня основного сигнала, создавая звуковой эффект, соответствующий повышенной естественной реверберации в помещении.

Особенно широко применяются эффекты искусственной реверберации при записи музыки и художественной речи в специализированных студиях звукозаписи. В любительских условиях искусственную реверберацию можно использовать для создания звуковых эффектов при перезаписи шумов и речи. Используя искусственную реверберацию при перезаписи различных фонограмм, оптимальный художественный эффект достигается при разном значении реверберации. Так, при перезаписи жанровой, лирической песни или романса эффект реверберации должен быть минимальным, при перезаписи эстрадной музыки или массовых песен, наоборот, его можно увеличить. При перезаписи музыкальных фонограмм введение реверберации не всегда бывает оправданным с художественной точки зрения. Художественная выразительность эффекта подчеркивается при использовании его в отдельные моменты звучания произведения.

Очень эффектной может получиться запись музыкального произведения, если в фонограмму солирующего инструмента при перезаписи ввести реверберацию.

При озвучении кинофильма или звуковом оформлении спектакля нередко возникает потребность подчеркнуть акустическую обстановку места действия, происходящего, например, в большом зале, на городской площади или в горном ущелье. Для этой цели при подготовке фонограммы с записью речи, шумов, пения или музыки также используют эффекты искусственной реверберации или эха. Следует помнить, что в фильме и в спектакле эти эффекты могут нести не только характер внешнего оформления, но и использоваться как средство усиления драматического действия. Известно, например, что шепот, записанный с большим временем реверберации, производит большое впечатление. Кроме того, на фоне музыки, записанной с реверберацией, наблюдается более четкая разборчивость речи, чем при наложении на музыку, записанную без реверберации. Однако чрезмерное увлечение реверберацией может ухудшить четкость звучания отдельных реплик,- монолога или диалога, так как чем длительнее время реверберации, тем менее разборчивой становится речь.

Используя при записи и перезаписи искусственную реверберацию, следует помнить, что ее эффект становится менее заметным с понижением громкости воспроизведения. Поэтому, если предполагается воспроизводить фонограмму с малой громкостью, то уровень реверберации при записи должен быть сравнительно большим, и; наоборот, при воспроизведении фонограммы с большой громкостью эффект будет заметен при малом уровне реверберации. В общем случае выбор времени и степени реверберации при записи и перезаписи различных программ во многом зависит от вкуса и опыта,, от понимания задачи звукозаписи.

В любительском практике звукозаписи получили распространение магнитные и пружинные ревербеваторы. Компактные и поэтативные-магнитные ревербераторы применяют при записи и перезаписи магнитных фонограмм для создания эффектов искусственной реверберации и эха при выступлениях вокалистов, ансамблей электромузыкальных инструментов и пр.

В любительских условиях в качестве ревербератора можно использовать любой магнитофон, имеющий раздельные усилители записи и воспроизведения, соединив выход усилителя воспроизведения (УВ) со входом усилителя записи (УЗ) по схеме, показанной на рис. 18.

Уровень сигнала в цепи обратной связи такого ревербератора зависит от уровня записываемого сигнала и коэффициента усиления УВ. Подбор необходимого уровня осуществляется регулятором громкости УВ и отдельным регулятором глубины реверберации (1 кОм).

Время запаздывания повторного сигнала зависит от скорости магнитной ленты и расстояния между записывающей и воспроизводящей головками.

Если учесть, что предельное время запаздывания повторного сигнала не должно превышать 50 мс, то при стандартной скорости ленты 19 см/с расстояние между рабочими зазорами головок должна быть 1,15 см. В указанных выше аппаратах эти расстояния превышают расчетные, и все же получить эффект реверберации при существующих расстояниях вполне возможно. Дело в том, что предельное запаздывание зависит от вида звучания. Так, указанное время 50 ме соответствует критическому запаздыванию для речи. Для музыкальных произведений предельное запаздывание гораздо больше, чем для. р ечи, и может доходить до 150—200 мс в зависимости от характера и стиля исполняемой музыки. Поэтому при использовании промышленных магнитофонов для получения эффекта реверберации наилучшие результаты можно получить при исполнении медленной, плавной музыки, протяжной песий и крайне замедленной речи.

Чтобы обеспечить возможность выбора времени задержки от 30 до 200 мс (при максимальной скорости движения ленты 19 см/с) в:

магнитофоне, который предполагают использовать в качестве ревербератора, следует предусмотреть плавное перемещение головки записи по направляющим вдоль тракта движения ленты.

При слишком большом расстоянии между головками записи и воспроизведения, что соответствует большому времени пробега ленты между ними при малых скоростях, будет наблюдаться эффект многократного эха. Такое устройство может еще больше расширить границы применения искусственной реверберации при обработке записываемой программы.

Пружинные ревербераторы компактны, конструктивно крайне просты и дешевы в изготовлении. По этим причинам они находят применение главным образом в бытовых звукоусилительных установках: приемниках, радиолах, магнитофонах, УНЧ и электромузыкальных инструментах. Задерживающим элементом в этих ревербераторах служит спиральная пружина, свободно натянутая между двумя опорами. Принцип действия этого ревербератора прост. На одну сторону пружины воздействует возбудитель, преобразующий подведенные электрические сигналы в механические колебания пружины. На другом конце пружины механические колебания с помощью выходного преобразователя (датчика) вновь преобразуются в электрические сигналы, задержанные во времени [11].

В тракт звукопередачи реверберационные устройства могут подключаться по различным схемам. Если необходимо прореверберировать всю записанную программу, ревербератор подключают в разрыв соединительной линии тракта перезаписи (рис. 19, а).

Рассмотрим подключение ревербератора на примере реверберационной приставки Эхо. Поскольку чувствительность этой приставки велика (3—5 В), на ее Вход 1 следует подавать сигнал с выхода магнитофона, предназначенного для подключения внешнего громкоговорителя. Напряжение на вход магнитофона, работающего в режиме записи, необходимо снимать с гнезда приставки Внешний громкоговоритель (в приставке эти гнезда соединены со вторичной обмоткой выходного трансформатора).

Чтобы повысить качество перезаписи, выходные гнезда необходимо отключить от вторичной обмотки и подключить параллельно резистору R14 в цепи управляющей сетки лампы Л 2 (см. схему приставки). В этом случае напряжение на выходе приставки составит 0,1—0,2В и его следует подавать на вход Звукосниматель магнитофона. С помощью регулятора уровня приставки время послезвучания можно изменять, подбирая его для каждой фонограммы, в отдельности.

Учитывая, что качественные параметры ревербераторов ниже, чем параметры аппаратуры записи, а также то обстоятельство, что эффект реверберации, как правило, вводится в отдельные моменты, ревербератор обычно подключают параллельно тракту записи (рис. 19,5). В этом случае представляется возможность раздельной регулировки как прямого, так и реверберационного сигналов, однако для этого, конечно, необходимо иметь дополнительный регулятор уровня и смеситель в микшерном устройстве.

При любом включении ревербератора оперативную регулировку уровня реверберированного звука рекомендуется производить с помощью регулятора, включенного после ревербератора. Регулировка входного сигнала, подаваемого на ревербератор, должна иметь лишь установочный характер, в противном случае процесс затухания звука и ревербераторе может существенно изменяться.

Интересные возможности обработки открываются при последовательном включении с ревербератором различных устройств, например фильтра или частотного корректора, с помощью которых можно изменять рсверберационную окраску на отдельных участках спектра. Эффект транспонирования звуковых частот. Эффект транспонирования, заключается в искусственном смещении естественного диапазона речи или музыки в сторону его повышения или понижения. Например, грампластинку с записью пения проигрывают с большим или меньшим числом оборотов относительно поминального. В первом случае певец поет высоким голосом, в другом — низким (изменяется, естественно, и тональность музыкального сопровождения).

Эффект транспонирования можно осуществить с помощью перезаписи магнитной фонограммы. Для получения, например, низкого голоса, фонограмму с записью обычной речи перезаписывают с пониженной скоростью, а воспроизводят с обычной. И наоборот, для повышения тональности звучания речи фонограмму перезаписывают с повышенной скоростью, а воспроизводят с номинальной.

Подобным образом могут быть получены различные музыкальные эффекты. Например, замедленная запись отдельных музыкальных инструментов при последующем воспроизведении с номинальной скоростью может дать такую высоту звука, которая обычно этим инструментом никогда не достигается.

В отдельных случаях может потребоваться пение с аккомпанементом, чтобы голос казался высоким, игрушечным, а музыкальное сопровождение оставалось естественным. Для этого предварительно записывают с номинальной скоростью музыкальное сопровождение, а затем эту фонограмму воспроизводят с замедленной скоростью и подают сигнал на головные телефоны певцу или с малым уровнем на громкоговоритель, установленный в помещении записи (такой прием записи называется записью под фонограмму) [12].

Исполнитель поет, подстраиваясь под замедленный темп музыкального аккомпанемента. Запись пения ведут на той же замедленной скорости, с которой воспроизводят аккомпанемент. Затем обе фонограммы воспроизводят с номинальной скоростью, получаемые сигналы смешивают и записывают. В результате музыка в новой записи будет звучать естественно, а голос певца — в необычном тембре и ритме.

Структурная схема записи под фонограмму приведена на рис. 20. С помощью транспонирования можно изменять также тональность различных шумов и звуков,, например звук медленно пролетающего самолета можно преобразовать в звук молниеносно пронесшегося реактивного самолета. Или, наоборот, звон тонкого колокольчика превратить в басовый удар многопудового колокола. Для транспонирования звука двукратное изменение скорости ленты, например с 19,05 на 9,53 см/с (или наоборот), как правило, оказывается чрезмерным. Поэтому достаточно изменить скорость на 20—30% номинальной. Для этого на ведущий вал двигателя магнитофона надевают соответствующую по диаметру насадку. Если звуку необходимо придать специфическую вибрирующую окраску, то насадка должна быть овальной или эксцентричной. Для этого же можно попробовать намотать на ведущий вал некоторое количество витков лейкопластыря.

Монтаж магнитных фонограмм. Часто в любительских условиях монтаж фонограмм ограничивается перезаписью отдельных номеров в нужной последовательности при переводе на другую скорость записи при упорядочении домашних фонотек.

Бесконечно разнообразны задачи и приемы монтажа при создании фонограммы для озвучения любительских фильмов и звукового оформления спектакля, при подготовке радиогазеты, фонограммы для проведения вечеров отдыха, при записи выступлений на собраниях, митингах и т. д.

Имея достаточный навык, можно укоротить записанное музыкальное произведение, вырезая из записи отдельный фрагмент, или, наоборот, удлинить звучание, например, песни, включая повторно один из куплетов. В речевой записи можно исключить абзац, фразу и даже отдельное слово или вставить ошибочно пропущенное слово.

Естественно, что при использовании для монтажа ножниц исходная фонограмма должна быть записана только на одну из дорожек магнитной ленты. Результат монтажа фонограммы определяется точностью его выполнения, а точность монтажа в свою очередь зависит от длины монтируемого участка ленты с записью. Особые трудности возникают при монтаже очень коротких звуков или при монтаже фонограммы, выполненной на малых скоростях движения ленты. Некоторого упрощения монтажа можно достигнуть перезаписью монтируемой фонограммы на повышенную скорость. После монтажа фонограмму снова перезаписывают при первоначальной скорости. Так, при скорости 9,5 см/с один слог занимает на ленте длину около 2 см, а длина коротких щелчков — намного меньше. При скорости 19 см/с эти размеры увеличиваются в 2 раза, чем объясняется сравнительная простота монтажа на высокой скорости. Разрезать ленту надо на паузах, останавливая магнитофон в нужных местах на слух. Для этого можно использовать кнопку Кратковременный стоп. Это устройство обеспечивает быстрый пуск и остановку магнитофона, что облегчает поиск на ленте начала и конца записи для монтажа или ее перезаписи. Кроме того, в некоторых магнитофонах имеется ручка Откат ленты (медленный возврат), что также облегчает нахождение начала и конца фрагмента записи. Если пауза короткая, то для точного определения ее местонахождения на ленте при выключенном двигателе вручную, придерживая правую и левую катушки, медленно передвигают ленту мимо головки воспроизведения. После нахождения места паузы точно над щелью головки на ленте мягким карандашом наносят штрих. В этом месте ленту разрезают очень важно, чтобы ножницы, которыми производится монтаж, не оказались случайно намагниченным!. В этом случае в местах склейки будут прослушиваться щелчки. Ножницы следует время от времени размагничивать дросселем. Рекомендуется использовать для монтажа специальные ножницы, выполненные из немагнитного материала (латунные, бронзовые).

Нее современные ленты, как уже указывалось, имеют лавсановую псиону. При монтаже соединение отрезков такой ленты производят с помощью липкой ленты (вручную или с помощью специальных приспособлений). В качестве простейшего приспособления можно использовать привернутую к магнитофону металлическую пластинку, имеющую паз шириной 6,25 мм и глубиной около 1 мм. Иногда посередине пластинки делают под определенным углом узкий пропил для разрезания лепты. В некоторых типах катушек такой паз выполнен непосредственно на щечках, что очень удобно в домашних условиях.

Концы магнитной ленты располагают встык. На место склеивания со стороны ленты без магнитного слоя накладывают отрезок липкой ленты, которую затем прижимают к магнитной ленте. После склеивания края липкой ленты аккуратно подрезают по ширине магнитной ленты.

Следует отметить, что при недостаточно аккуратном соединении, а также при плохом качестве липкой ленты может происходить замазывание рабочей поверхности сердечников магнитных головок липким слоем. Липкая лента чувствительна к температуре. После продолжительного прогрева магнитофона места соединения могут вытягиваться, становиться непрочными.

При отсутствии липкой ленты магнитную ленту на лавсановой основе можно сращивать клеем № 88. Концы соединяемых отрезков ленты разрезают под углом, на участке 4—5 мм тонкой кисточкой аккуратно смазывают клеем и дают подсохнуть 25—30 с. Затем накладывают один конец на другой и сжимают пальцами. Через 40— 50 с острым лезвием удаляют с краев остатки клея. После этого кисточку надо тщательно промыть в бензине или ацетоне.

Ленты на диацетатной и триацетатной основах склеивают с помощью специальных клеев. Составы клеев указаны в соответствующей литературе [2]. При склейке концы ленты необходимо отрезать под углом 45—60° и наложить так, чтобы они перекрывали друг друга не более чем на 5—10 мм. Чтобы при многократных проигрываниях склеенная лента не разошлась, надо избегать встречных склеек, при которых склеенный конец ленты с магнитным слоем направлен в сторону магнитной головки.

К началу и концу смонтированной фонограммы подклеивают специальную ленту без магнитного слоя, так называемый ракорд. Ракорд позволяет предохранить фонограмму от обрыва при зарядке. Его приклеивают к фонограмме клеем для магнитных лент или соединяют с помощью липкой ленты.

Для обозначения концов магнитных фонограмм выпускают рекордные ленты различных цветов. Цветной слой матовый, что позволяет делать на нем надписи.

Принято обозначать фонограммы, записанные с разными скоростями, ракордами различных цветов. К началу ленты с фонограмма.

Реклама