загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Оригинал магнитной перезаписи

Музыка

Музыка в кинофильме способствует выявлению его идеи, создает у зрителя эмоции, настроения, отвечающие тому или иному эпизоду. При взаимодействии с изображением, речью, шумами, ритмом и темпом монтажа музыка несет функцию самостоятельного выразительного средства фильма. В игровых кинофильмах она активно вторгается в действие, способствует раскрытию характеров персонажей, их чувств, мыслей.

В большинстве научных и документальных лент звучит компилированная музыка, подобранная к уже готовому изображению. Метод последующего озвучения кинофильма музыкой характерен и для любительской практики.

Музыка должна быть органичной, соответствующей изображению либо по совпадению, либо по контрасту. Однако совершенно не обязательно, чтобы она звучала с первого и до последнего кадра кинофильма, хотя чаще всего именно так и бывает. Музыку приглушают лишь в моменты, когда вступает диктор. Какие-то эпизоды больше выигрывают, если будут озвучены только шумами или голосом диктора, в других случаях наибольшая выразительность достигается, когда одновременно (в соответствующих пропорциях по громкости) звучат и речь, и музыка, и шумы.

Внутрикадровая и закадровая музыка

Внутрикадровая музыка определяется содержанием кадра. Она должна звучать синхронно с движениями исполнителя, особенно тромбониста, ударника, скрипача и др. Если не видны руки пианиста или они показаны при быстрой игре на общем, а иногда и среднем планах, несинхронность незаметна. Важно, чтобы музыка звучала при движениях пальцев музыканта.

Кадры, в которых должна звучать внутрикадровая музыка, снимают обычно синхронно или под трансляцию музыкальной фонограммы.

Закадровая музыка обладает значительно большими выразительными возможностями. В ней проявляется авторский замысел (а также вкус и взыскательность); такая музыка способна подчеркнуть духовность героя или, наоборот, разоблачить его.

Мелодия популярного в 30-е годы слащавого танго О, донна Клара! звучит кощунственно неуместно в кадрах лагерного крематория в кинокартине Судьба человека. Несоответствие музыки и изображения подчеркивает бесчеловечность варварской сцены уничтожения ни в чем не повинных людей. Это танго звучит за кадром во врем я- работы пленных в каменоломне, его мелодия проходит лейтмотивом и в других эпизодах, ассоциируясь с грозящей людям, смертью.

Совсем непросто определить, какая музыка больше всего способствует раскрытию той или иной темы. Если такую музыку подобрать не удается, лучше обойтись вообще без нее, использовав натурные звуки, или применить откровенно фоновую музыку, передающую атмосферу данного эпизода. В этих случаях музыка не должна быть слишком яркой или широко распространенной.

Особое чувство меры и такт необходимы при использовании произведений классиков. Один хорошо снятый любительский кинофильм был посвящен передовому свиноводческому совхозу. Неожиданно на изображении откормленных животных, благодушно поглядывающих в зал, раздались величественные аккорды... Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. Разумеется, авторами фильма руководили благие намерения, но допустили они полнейшую бестактность — результат явного невежества.

Характер музыки правильнее всего продумывать еще на стадии литературного сценария, что, к сожалению, бывает довольно редко и не только в любительском кино. К готовому изображению ее подбирают в зависимости от характера эпизода и его длительности. Обычно звучание одного фрагмента закадровой музыки составляет от 40 с до 2 мин. В отдельных случаях время звучания может быть и меньше, но если она звучит дольше 2 мин, то начинает надоедать. Длину музыкальных фрагментов подбирают с точностью до 0,2 с звучания.

Запись музыки

Музыку переписывают с имеющихся магнитных фонограмм или грампластинок. Фонограмму музыки монтируют встык или так, чтобы обеспечивались плавные переходы (наплывы) от одного музыкального фрагмента к другому. В последнем случае музыку записывают на двух магнитофонах в шахматном порядке, а затем при перезаписи вводят поочередно. Однако для облегчения работы на перезаписи целесообразно предварительно свести обе фонограммы на одну общую фонограмму музыки.

Для получения наплыва длина предшествующего музыкального фрагмента должна быть несколько больше расчетной, это позволит плавно убирать одну и вводить новую музыку. Драматургия фильма, его ритмическое построение могут требовать не плавных, а резких музыкальных переходов. В этом случае музыкальную фонограмму монтируют встык, смене изображения соответствует такое же резкое изменение характера музыки. Музыкальный отрывок нового эпизода начинает звучать непосредственно с темы, а не с подхода к ней.

Для получения музыкального акцента должны измениться не только мелодия, но и ритм и темп музыки. Эффект не будет получен, если, например, один вальс сменится другим.

Когда надо продлить звучание выбранной мелодии, повторяют отдельные ее части или сокращают музыкальные куски с помощью таких купюр, которые не нарушают рисунка музыки.

Подбор музыки к кинофильму — дело непростое. На профессиональных киностудиях этим занимаются муз-оформители , люди с музыкальным образованием. Однако при наличии музыкального слуха и вкуса, умении слушать и анализировать хорошую музыку к профессиональным кинофильмам, этим искусством может овладеть и кинолюбитель. Решающую роль при этом, разумеется, играет практика.

Есть интересный опыт некоторых самодеятельных киностудий, записывающих небольшие инструментальные группы или сольных исполнителей из самодеятельных коллективов своих же домов культуры.

Реклама