загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Электрическое смешение звуковых сигналов с помощью микшера

Оригинал магнитной перезаписи

В начале этой главы на рис. 50 приводилась принципиальная схема перезаписи — сведения фонограмм речи, музыки и шумов на одну общую фонограмму фильма — оригинал магнитной перезаписи.

Перезапись производят синхронно с изображением. Это сложный творческий процесс, связанный также с немалыми чисто техническими трудностями. В результате перезаписи должно быть достигнуто наилучшее соотношение между уровнями громкости всех компонентов звука.

Музыку, естественно, приглушают, когда говорит диктор, но если ее приглушить недостаточно, она будет мешать сосредоточиться на том, о чем идет речь. Если совсем увести музыку, это насторожит зрителя — наверное, сейчас диктор сообщит нечто чрезвычайно важное и неожиданное (так, в цирке перед исполнением опасного трюка разом смолкает музыка). Уровень же музыки должен быть таким, чтобы она, не мешая слушать диктора, способствовала раскрытию смысла эпизода или отвечала его характеру. В одном случае музыка вступает громко с началом эпизода, в другом громкость ее нарастает постепенно, и тогда она как бы исподволь готовит новую тему.

Так же обстоит дело и с шумами. Надо заметить, что не всякие шумы хорошо сочетаются с музыкой. Так, например, стук пишущих машинок хорошо сплетается с музыкальным стаккато, а шум электросварки на фоне музыки звучит как досадная помеха. Тут автору фильма следует решить, что предпочесть: музыку или шумы.

Технические трудности связаны с точностью зарядки фонограмм в магнитофоны и с одновременностью пуска четырех магнитофонов (три на воспроизведение и один на запись) и кинопроектора. Иногда магнитофон с записью музыки заменяют электропроигрывателем.

Дикторский текст записывают на пленку заранее или во время перезаписи. Так поступают на многих профессиональных киностудиях. Если диктор совершил ошибку, кинопроектор и звукозаписывающую аппаратуру останавливают, магнитные ленты и кинопленку отматывают назад. После этого аппаратуру включают на воспроизведение и в том месте, где была сделана ошибка, снова включают синхронную запись.

Во время перезаписи, каким бы способом ее ни производили, должна быть обеспечена точная привязка любого участка изображения к соответствующему участку фонограммы. Кинолюбители решают эту задачу с помощью промышленных или самодельных синхронизаторов; о некоторых из них говорится в этой главе.

Оригинал магнитной перезаписи или сложную фонограмму получают различными способами.

Способ воспроизведение — запись. При этом способе запись производят поэпизодно. Закончив перезапись очередного фрагмента, аппаратуру останавливают, пленку и магнитные ленты без нарушения синхронности отматывают назад. После этого аппаратуру включают на воспроизведение, а с началом нового эпизода записывающий магнитофон на ходу переводят в режим записи. Дикторский текст читают перед микрофоном или используют записанную заранее речевую фонограмму.

Способ наложения. Сложную фонограмму можно получить путем последовательной перезаписи отдельных фонограмм или наложением новой записи на уже имеющуюся. Наложение одной записи на другую предусмотрено во многих магнитофонах. С помощью специальной кнопки Трюк отключается стирающая головка и вместо нее к генератору высокой частоты магнитофона подключается эквивалентное сопротивление. Схема эта очень проста (рис. 52) и может быть осуществлена в магнитофоне, не имеющем режима наложения, силами кинолюбителя.

Наложение можно осуществить и простым отведением магнитной ленты от стирающей головки на 1—2 мм, для чего на нее надевают кольцо из картона соответствующей толщины.

Наложение на готовую фонограмму новой записи (ее называют магнитным смешением) имеет ряд недостатков, в частности ошибка при новой записи приводит в негодность и первую запись. Так, если во время наложения речи с микрофона на фонограмму музыки диктор оговорится, придется заново записать музыку, после чего приступить опять к наложению на нее речи. Правильнее будет записать отдельно диктора и, если фонограмма речи не будет содержать ошибок, производить наложение.

Рис. 52. Схема дооборудования магнитофона кнопкой Трюк для наложения записи

Рис. 53. Электрическая схема двухканальиого микшера: I — вход для высокоомного микрофона; II — вход для магнитофона или электропроигрывателя. Выход подключается к гнездам Микрофон магнитофона

Еще один недостаток — щелчки, прослушиваемые при наложении. Кроме того, при наложении первая запись ослабляется магнитным полем тока подмагничивания записывающей головки. Особенно это заметно на высоких частотах. Необходимо также учитывать, что суммарная запись звучит громче ее составляющих, что может привести к перегрузке усилителя и, следовательно, к искажениям.

Реклама