загрузка...

 

загрузка...
Телевизоры     |     Телевидение нашей стране

Общесоюзный телевизионный центр

О около тридцати лет назад на Шаболовке возле широко известной стопятядесяти метровой Шуховокой башни был построен первый Московский телевизионный центр. В нем была всего лишь одна студия площадью 300 м2, с одной единственной студийной камерой. Для передач кинофильмов использовались две кинотелевизионные камеры на иконоскопах. Изображение развертывалось на 343 строки и передавалось вместе со звуком в эфир двумя передатчиками через общую антенну, установленную наверху башни.

В то время число телевизоров в столице и пригородах составляло немногим более ста штук. Они имели зеленый (!) экран размером с почтовую открытку.

Война прервала развитие телевизионного вещания в нашей стране. Возобновились передачи 7 мая 1945 года в День радио. Через три года была проведена реконструкция Московского телевизионного центра, он начал вести передачи о разверткой изображения на 625 строк и с частотной модуляцией звукового передатчика новой телевизионной радиостанции.

Вторая реконструкция столичного телецентра проводилась в пятидесятых годах. К существовавшей студии добавились три новые (600, 200 и 150 кв. м .). Появилась возможность при максимальном использовании производственно-технических средств значительно расширить телевизионные программы. Стала применяться предварительная запись (консервирование) программ. Кроме того, был осуществлен переход сначала на двух, а затем и на трехпрограммное телевизионное вещание.

Поистине гигантский скачок вперед сделало советское телевидение за последние годы. В стране сейчас работает более 760 телевизионных радиостанций, программу центрального телевидения из Москвы смотрят жители более 130 городов страны, а число телевизоров у населения приблизилось к 20 миллионам.

Растут и запросы советского зрителя, для которого телевидение служит не только средством развлечения. По нашему телевидению проводится заочное обучение, происходит обмен опытом, передается оперативная информация о важнейших событиях в стране и в мире. Все это, а также быстрое развитие радиотехники и электроники, поставило вопрос не только о количественном, но и о качественном росте технической базы советского телевидения и в том числе о переходе телецентров крупнейших городов страны на многопрограммное вещание.

В нашей стране сейчас создается единая телевизионная сеть, объединяющая все телевизионные центры страны. Обмен программами осуществляется в ней с помощью кабельных и радиорелейных телевизионных магистралей, а также с использованием искусственных спутников Земли в качестве ретрансляторов телевизионных передач в отдаленные районы.

Чтобы создавать современные телевизионные передачи, отвечающие высоким требованиям, в большом объеме тиражировать консервированные программы для многочисленных телецентров СССР и зарубежных стран потребовалась такая мощная производственная база, какую нельзя было создать на Московском телевизионном центре на Шаболовке, исчерпавшем почти все свои производственно-технические возможности. Вот почему было принято решение построить в столице новый Общесоюзный телевизионный центр. В сравнительно короткие сроки был создай его проект и разработано новое высококачественное оборудование.

В день памяти В. И. Ленина 22 апреля 1964 года в северной части Москвы, западнее Останкинского пруда, вблизи уже строившейся в то время новой железобетонной телевизионной башни, был заложен фундамент нового Общесоюзного телевизионного центра.

Сейчас в его здании, сверкающем стеклом витражей, заканчиваются отделочные работы, ведется подготовка к пуску первой очереди нового телецентра, сдача которой в эксплуатацию приурочивается к 50-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. К тому времени войдет в строй и новая передающая станция.

Один из крупнейших в мире

Общесоюзный телевизионный центр обеспечит регулярное телевизионное вещание сначала по четырем, а затем по пяти программам. Одна из них будет полностью цветная, что однако не исключает возможности отдельных цветных передач по любой другой программе. (Как известно, передачи цветного телевидения будут вестись по совместимой системе и их можно будет принимать в цвете на цветных телевизорах и в черно-белом виде на обычных телевизорах).

Кроме того, телецентр будет давать шестую программу по междугородным линиям связи для городов, находящихся в другом временном поясе. Она будет рассчитана на зрителей этих городов, учитывать их интересы и запросы.

Согласно проекту новый Общесоюзный телевизионный центр будет вещать: по 1-й программе, союзной (черно-белой); но 2-й программе, московской (черно-белой); по 3-й программе, учебной (черно-белой); по 4-й программе, союзной (цветной); по 5-й программе, обменной (из других телецентров); по 6-й программе, только междугородной.

Общий объем передач Общесоюзного телецентра — 50 программо-часов в сутки.

Переход на многопрограммное телевизионное вещание вызвал необходимость разработки не только специальной аппаратуры, но и новой технологии ведения передач.

До последнего времени на любом телевизионном центре одновременно шли, как правило, одна-две программы. В основном это были живые передачи из студий и показ кинофильмов. При этом студийная аппаратура использовалась (и до сих нор зачастую используется) как универсальная для всех видов передач, в том числе и внешних. Передачи шли по трем звеньям: студия — аппаратная — радиостанция (краткая блок-схема изображена на рис. 1).

При переходе на двухпрограммное телевизионное вещание потребовались уже два-три аппаратно-студийных блока, и, кроме того, появилась центральная аппаратная для коммутации программ на потребителей. Но технология ведения передач в принципе оставалась прежней.

Дальнейшее увеличение числа программ (до трех и более) связано с уменьшением количества, живых передач. Сюжеты все чаще и чаще предварительно снимаются на киноленту или записываются на видеомагнитофоны. Это обеспечивает их высокое качество и возможность многократного воспроизведения. При этом трехзвенная технология телевизионного вещания становится нерациональной и неэкономичной, обрекает телевизионные студии на длительные простои из-за того, что через их аппаратные часами передаются фильмы или внешние программы.

Отсюда напрашивается вывод о необходимости использования телевизионных студий только для непосредственных (живых) передач и записи программ. Но тогда надо вводить дополнительное звено — аппаратно-программный блок для создания и выдачи па передающую станцию или распределительную междугородную аппаратную законченных телевизионных программ, составленных из кинофильмов и видеозаписей. На 4-й странице обложки изображена краткая блок-схема четырехпрограммного телевизионного центра, где использованы новые технологические принципы. Для Общесоюзного телевизионного центра такая схема разработана на шесть программ.

Аппаратно-студийные блоки Общесоюзного многопрограммного телецентра будут служить для показа только живых передач и коротких вставок в них из отрывков кинофильмов или видеомагнитных записей. Благодаря этому объем телекинопроекционной и видеомагнитофонной аппаратуры для каждой студии значительно сокращен. Их можно было бы и вовсе исключить если решить давать подобные вставки из аппаратно-программных блоков — этого нового звена технологической цепи.

Когда полнометражные видеофильмы будут показываться через программные аппаратные, а передачи из других городов и городские трансляции — через аппаратно-программные блоки и через Центральную аппаратную, студии в это время смогут использоваться для репетиций, киносъемок или видеозаписи.

Для обеспечения высокого качества передач с минимальным количеством ручных регулировок и переключений, обеспечения стабильности изображения, а также оперативного перехода с одного па другой источник одной и той же программы потребовались разработка и изготовление на предприятиях радиопромышленности СССР нового телевизионного и звукового оборудования аппаратно-студийного комплекса Общесоюзного телевизионного центра. Оно рассчитано на новую технологию телевизионного вещания по четырехзвенной схеме: студия и студийная аппаратная (или другой источник программы) — центральная аппаратная — аппаратно-программный блок — радиостанция (и распределительная междугородная аппаратная).

Каждый из шести аппаратно-программных блоков ОТЦ имеет свою дикторскую студию с двумя камерами, эпипроектор, моноскопный датчик, генератор электрического занавеса, видеомагнитофоны и кино-телевизионные камеры с телекинопроекторами для 35 мм и 16 мм кинопленки. Диктор будет читать тексты из этих студий в кадре и за кадром (без его показа). Основные технические средства каждого аппаратно-программного блока сосредоточены в его малой студии, аппаратной с телекинопроекционным и видеомагнитофонным оборудованием для передачи полнометражных фильмов, технической и режиссерской аппаратных. Режиссер-диспетчер каждого программного блока с помощью дистанционного управления сможет набирать и получать одновременно три подготовленные изображения (со звуком) из любой студии, блока внешних передач, а также от своих кинокамер и видеомагнитофонов. Во время передачи он сможет поддерживать двухстороннюю, связь с любым из трех набранных источников программ. Изображение и звук будут набираться, как правило, синхронно.

Реклама