загрузка...
Сборник статей | Май шагает по стране
Светомузыкальные установки широкого применения
Наша страна вполне заслуженно признана родиной светомузыкального искусства. Первое в мире произведение со световой партией (Прометей) было написано в России А. Н. Скрябиным. Научная глубина и смелость отличали поиски таких экспериментаторов, как Г. Гидони, А. Дымшиц, П. Кондрацкий, В. Анисимов, А. Варшавский и др. Особенно широко развернулись светомузыкальные исследования в СССР сейчас. Об этом уже писалось на страницах журнала Радио (ем. Радио, 1972, Л& 1).
В настоящее время в обширной области светомузыкальных экспериментов наметилось два основных направления: первое — создание оригинальных светомузыкальных произведений (или световых сопровождений к уже существующим произведениям) с помощью клавишных светомузыкальных инструментов (СМИ) или средств кинотехники; второе — конструирование автоматических светомузыкальных установок (АСМУ) для воспроизведения так называемой программированной светомузыки.
Первое направление представляет собой основу светомузыкального искусства, второе имеет прикладной характер — декоративное оформление интерьеров, функциональная светомузыка и т. д. Работы современных зарубежных специалистов в области светомузыки подчинены в основном коммерческим целям. Поэтому за рубежом более широкое распространение получили именно автоматические светомузыкальные установки.
В публикуемой ниже статье дается обзор зарубежных светомузыкальных АСМУ прикладного декоративного характера.
Обзор зарубежных работ
Центральным узлом любого АСМУ является оптическое устройство, позволяющее воспроизводить на экране некоторый набор Красочных световых эффектов. Эти эффекты и сами по себе (без звука) могут оказывать определенное эмоциональное воздействие. Вынеся же на пульт управления таким оптическим устройством регуляторы яркости, цвета, скорости изменения форм можно по желанию управлять их динамикой как в клавишных светомузыкальных инструментах. В АСМУ, как известно, автоматическое устройство, которое изменяет параметры света, управляется музыкой. Из всех параметров звука легче всего поддаются анализу частота и интенсивность. Для этого звуковой сигнал подают на вход электрических фильтров с последующим его детектированием и интегрированием.
С изменением регистра звучания чаще всего связывается изменение дветности динамического света. В различных АСМУ порядок связывания цветов и регистров •(низкий, средний, высокий) неодинаков, так как ни в самой природе, ни в восприятии человека не существует жестких закономерностей цвето-регистрового ассоциирования. Так же произвольно выбирается в разных АСМУ и число звуковых каналов (от одного до восьми и более).
Иногда АСМУ выполняют в одном корпусе с обычным звуковоспроизводящим устройством, например, со звуковой колонкой, но чаще в виде отдельной приставки с проекцией на просвет. Поскольку сама по себе пульсация цветного света на плоском экране однообразна и неинтересна, экраны часто выполняются из гофрированной полупрозрачной пластмассы с рельефным рисунком. Встречаются объемные экраны в виде светящихся изнутри кристалло, кубов, цилиндров и шаров.
Наиболее широкий выпуск разного рода АСМУ налажен сейчас в США, Англии. Японии, ФРГ и Франции. Но лишь в ФРГ и Франции продолжают выпускать АСМУ, подобные описанным выше. В США. Англии и Японии имеются десятки радиотехнических фирм, накопивших большой опыт производства АСМУ, ими налажен выпуск более сложных установок, позволяющих получить движение света на экране. Игра света на плоскости достигается распределением источников света в разных зонах экрана или использованием теневых статических трафаретов-масок с произвольным орнаментальным рисунком. Так выглядит, например, японская АСМУ Но наиболее интересный зрелищный эффект достигается при обращении к подвижным трафаретам, приводимым в движение малоскоростными микроэлектродвигателями.
Структурная схема подобных АСМУ едина: блок управления Б У — блок усиления мощности БУМ — выходное оптическое устройство ВОУ. В БУ чаще всего используются активные RC-фильтры. Конструкторы АСМУ, применяющие обычные лампы накаливания, столкнулись с одной неприятной особенностью. Дело в том, что они начинают светиться при пороговом напряжении, равном 10% номинального, то есть динамический диапазон их равен 20 дБ. В то же время у обычных звуковоспроизводящих устройств динамический диапазон равен 40—50 дБ. Таким образом, если настроить схему Б У по чувствительности так, чтобы свет отвечал тихому звучанию, световая динамика перестанет отвечать изменениям громкого звука. Если настроить схему Б У на верхний диапазон громкостей, безответно в темноте будет звучать тихая музыка. В некоторых АСМУ для исключения этого явления в Б У вводится дополнительное логарифмирование звукового сигнала или автоматическое регулирование усиления.
В ВОУ у подавляющего большинства АСМУ используются лампы накаливания, очень редко — люминесцентные лампы. Недавно английская фирма Sufavjsion начала серийный выпуск установок на лазерах. Для достижения большего ритмического разнообразия в световых эффектах американская фирма Edmund Scilntific Corp применяет в ВОУ своих АСМУ следующий оригинальный прием. Параллельно основному громкоговорителю подключают еще один мощный громкоговоритель, диффузор которого затянут тонкой гибкой пленкой. На пленке приклеены маленькие легкие зеркальца. Если на них направить свет из диапроектора (подсоединенного к АСМУ), то при воспроизведении музыки зайчики от этих зеркал станут плясать под музыку, описывая причудливые орбиты.
Обычно серийно выпускаемые АСМУ имеют небольшие размеры и мощности (до 1 кВт) и предназначены для использования в домашних условиях. Но некоторые фирмы выпускают АСМУ для эстрадных оркестров, оформления выставок, и в них мощность достигает десятков киловатт. Фирма Phylips изготавливает АСМУ Light-wall (световые стены) в беззвучном и озвученном варианте для предприятий с монотонным конвейерным трудом, чтобы обеспечить своеобразную производственную гимнастику для утомленного зрения и слуха. Некоторые фирмы снабжают мощными АСМУ больницы, залы ожидания в аэропортах, вокзалах и т. д.
Усложнение АСМУ как по алгоритмам синтезирования, так и по конструкции ВОУ сопряжено с их значительным удорожанием, и поэтому такие АСМУ за рубежом изготавливаются лишь в единичных выставочных экземплярах. Это. например, мощная АСМУ западно-германской фирмы Siemens на лазерах, создающих фантастические узоры при просвечивании ими оптически неоднородных структур. С лазерами экспериментирует английская фирма Exciting Lighting Ltd применяя метод механической развертки лазерного луча. К таким уникальным АСМУ относятся и светомузыкальные фонтаны, в которых в качестве ВОУ используются пляшущие под музыку струи воды. В грандиозное АСМУ превратил целое здание из стекла и бетона французский инженер Н. Шеффер.
Желающим более подробно познакомиться с этими устройствами автор рекомендует недавно вышедшие в свет книги: Б. М. Галеев, С. А. Андреев Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., Энергия, 1973 и сборник статей СКБ Прометей под названием Искусство светящихся звуков, Казань, Казанский авиационный институт 1973 г.
|