загрузка...
Сборник статей | СТК Крыма
Школа электроники
Слово школа у меня лично ассоциируется с учебным заведением, в котором его питомцы получают багаж самых элементарных знаний. Для каждого из нас школа была начальным пунктом на пути познания. Поэтому, услышав впервые Московская городская школа радиоэлектроники, я мысленно представил себе нечто подобное.
Однако первое же знакомство со школой радиоэлектроники не оставило от этого представления камня на камне. Прежде всего, и это меня буквально поразило, оказалось, что больше половины учеников школы — люди с высшим образованием! Это — инженеры-электрики, химики, механики, решившие в дополнение к своей основной специальности пройти здесь курс промышленной электроники. Многие пришли сюда после окончания техникумов, а уж десятилетка — необходимый образовательный минимум для поступающего.
Школа радиоэлектроники ДОСААФ была создана в Москве в 1963 г. За десять лет существования она дала знания и навыки семи с лишним тысячам . своих выпускников. Цифра внушительная, не правда ли? Сейчас здесь занимается 1470 человек. Об уровне подготовки окончивших школу говорит тот факт, что большинству радиотелемехаников присваивается четвертый разряд, а радиооператорам — второй класс. Выпускников школы охотно приглашают на работу строительные организации, узлы связи, экспедиции. Они летают бортрадистами на воздушных лайнерах, бороздят моря и океаны, трудятся на разных объектах. Отлично зарекомендовала себя воспитанница школы бортрадистка летноиспытательной станции НИИГВФ Ольга Петрова. На нефтепроводе Дружба трудится большой отряд окончивших эту школу. А супруги Рыбкины работают сейчас в Иране. Они передают свой опыт и знания будущим специалистам этой страны. Выпускники московской школы не уступают по своему профессиональному мастерству специалистам,, получавшим образование в других учебных заведениях. И это — несмотря на сжатые сроки обучения: радиооператоров, например, здесь готовят в течение 10 месяцев. В чем же секрет высокого качества обучения в школе радиоэлектроники?
Прежде всего, конечно, в удачном подборе квалифицированных педагогов, хорошем оснащении школы учебно-наглядными пособиями и четкой организации учебного процесса. Но все эти слагаемые не обеспечили бы, наверное, такого успеха, не будь усилия сотрудников и обучающихся объединены и умножены творческим соревнованием. Социалистическое соревнование здесь органически вгшсывается в учебный процесс. Учащиеся берут на себя обязательства — добиваться более высокой успеваемости, создавать новые учебные пособия, активно участвовать в общественной жизни.
Из индивидуальных социалистических обязательств складываются обязательства группы. Группы соревнуются между собой. Учащихся, показавших лучшие результаты, отмечает в приказе начальник школы. Выписку из этого приказа посылают на предприятие, где работает учащийся. Среди тех, кто заслужил это поощрение, можно назвать токаря мебельного комбината Е. И. Калягина, слесаря комбината твердых сплавов А. Е. Чижняка, техника института теплотехники С. Г. Файдюка, инженера завода Хроматрон Н. Ф. Неумывайкина.
Соревнуются и преподаватели. Каждый из них принимает на себя индивидуальные социалистические обязательства, которые носят конкретный характер. При подведении итогов учитываются такие критерии работы преподавателя, как общая успеваемость в группе, качество подготовки к занятиям, доходчивость изложения материала, оказание помощи отстающим, создание новых учебных пособий, участие в политико-массовой работе и т. д. По каждому критерию специальная комиссия выставляет баллы (от 1 до 4). Характерно, что при максимальном числе баллов 15 пока никому не удавалось набрать более 14. Это свидетельствует о высокой требовательности к соревнующимся.
Среди передовиков соревнования — преподаватели С. П. Магит и Л. И. Соляров, мастера А. А. Куличенков, Е. М. Половинкин, Л, И. Воронин. Много сил отдают сотрудники и учащиеся улучшению учебной базы — созданию новых пособий, совершенствованию оборудования. Нельзя не отметить интересное начинание — борьбу за продление жизни учебных пособий за счет бережного отношения к ним. Выполнение этого пункта обязательств принесло школе в прошлом году почти 6 тысяч рублей экономии.
Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу, призывающее, ознаменовать четвертый, определяющий год пятилетки Новыми успехами в выполнении решений XXIV съезда КПСС, было воспринято коллективом школы с большим воодушевлением. Включившись в социалистическое соревнование, развернувшееся в организациях ДОСААФ, коллектив школы принял новые социалистические обязательства, направленные на повышение уровня организаторской и массово-политической работы и улучшение показателей в учебе. В обязательствах на 1974 г. есть пункты: обеспечить успеваемость в целом не ниже 4,2 балла; максимально использовать все виды учебно-наглядных пособий, изготовить ряд новых пособий; провести смотр-конкурс на создание лучшей лаборатории, класса; закончить подготовку группы радиооператоров к маю (вместо июля по плану) и др.
Поскольку каждый из пунктов обязательств подкреплен конкретными делами (например, ускорения процесса обучения радиооператоров предполагается достичь за счет разделения обучающихся на подгруппы — по степени усвоения материала — и организации занятий по индивидуальным планам), не приходится сомневаться, что они будут выполнены. Да и примеры прошлых лет подтверждают, что здесь не бросают слов на ветер. По итогам соревнования среди организаций ДОСААФ Москвы школа радиоэлектроники в прошлом году заняла второе место. Она награждена дипломами и вымпелами за высокие показатели в социалистическом соревновании в честь 50-летия Советской власти, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. XXIV съезда КПСС, 50-летия СССР. Было бы, однако, ошибкой считать, что все в жизни школы гладко и состоит из одних лишь успехов. Нельзя не сказать и о трудностях, которые порой мешают расширить подготовку необходимых народному хозяйству специалистов радиоэлектроники. Начать, видимо, стоит с помещения — школа размещена в тесных и сырых комнатах, к тому же находящихся в четырех разных местах.
Другая трудность — высокий процент отсева учащихся. Вызвано это в основном тем, что на школы ДОСААФ не распространяются льготы, которыми пользуются обучаемые без отрыва от производства в других учебных заведениях. Некоторые руководители предприятий не создают своим работникам условий для занятий в школе радиоэлектроники, считают, что учеба — это их личное дело. И вот посреди учебного года учащегося переводят в другую смену, а то и посылают в длительную командировку. Даже обращение начальника школы В. П. Штурбина к иным администраторам не всегда помогает. Несмотря на эти трудности и вопреки им, дружный коллектив школы делает свое большое и полезное дело. Весьма точная и исчерпывающая оценка его деятельности содержится в письме выпускников одной из групп (а таких писем множество): Мы без отрыва от производства получили хорошие знания. Учебная программа соответствует уровню современной передовой техники. Замечательным является само существование школы, очень полезной, очень нужной. Вряд ли к этому надо что-либо добавлять.
|