загрузка...
Радиокружок | Демонстрационный осциллограф
Реле времени для стеклоочистителя
Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого Доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигатели стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1. Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.
Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение Прер практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а -контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором Ml, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1. Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе С1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора Т1 (через время паузы), импульс, с этого транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его.
Электродвигатель Ml начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение Контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.
При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1—2 до 5—7 с. Для увеличения времени паузы до 10—15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.
На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора. В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 - электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, K53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 — типа КУ201 или KУ202 с любым буквенным индексом. Однопервходный транзистор Т1 (см. рис. 2)— типа КТ 117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис, 3) - типа МП106 пли МП116, транзистор Т2 типа МП 102, МП 103, МП 113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.
Конструктивно реле времени размещается в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборным щитком автомобиля таким образом, чтобы водитель имел доступ к ручке переменного резистора R2. Схематический рисунок печатной платы реле показан на рис. 4.
|