загрузка...
Радиокружок | Изучение теоретических основ радиоэлектроники в кружке пионерского лагеря
Воспитательная работа в кружке радиоэлектроники
Работа школьников в кружке радиоэлектроники пионерлагеря открывает широкие возможности воспитательного воздействия на них. Этому способствуют многие особенности и черты кружковой работы, в корне отличающие кружок от школьного класса. Из них наиболее важны следующие:
добровольность работы;
возможность удовлетворения интереса и реализации способностей детей в области техники;
значительная доля самостоятельности и творчества в работе кружковцев;
гармоничное сочетание умственного и физического труда;
практическая направленность работы членов технических кружков и общественная полезность их труда;
коллективность труда;
общность интересов членов кружка;
совместная работа кружковцев старшего и младшего возраста;
непосредственное участие школьников в создании и улучшении условий их учебы и труда в технических кружках;
влияние работы в кружке на выбор будущей профессии.
Воспитание школьников в кружке неразрывно связано и с их практической работой, и с теоретической подготовкой. Чем лучше будет продумана система обучения и труда школьников в кружке радиоэлектроники, чем лучше будет организован их общественно полезный труд, чем больше интереса и инициативы он будет вызывать у кружковцев, тем эффективнее будут решаться главные задачи воспитания учащихся.
Однако перечисленные преимущества кружка не срабатывают сами по себе. Кружок предъявляет совершенно особые требования к личности и подготовке педагога, к его профессиональному мастерству.
Принцип добровольной работы школьников, традиционный в кружковой работе, создает благоприятную почву для воспитания у школьников инициативного и принципиального отношения к труду, к товарищам, к получаемым знаниям. Этот трудовой энтузиазм надо стремиться распространить на поступки детей, на их взаимоотношения между собой. Путем личного примера И поощряя лучших кружковцев, руководитель кружка воспитывает у школьников уважение к товарищам, добровольно берущимся за трудное дело, добровольно, а не по просьбе руководителя, ставящим себя в худшие условия ради помощи более слабым или менее опытным кружковцам.
Ребятам надо приводить примеры из исторического прошлого нашего народа и его современных будней, показывающие, что добровольцы всегда были впереди , всегда были там, где труднее и опаснее, первыми принимая на себя тяготы новых неизведанных путей. Честное и благородное имя доброволец должно быть высоко поднято в сознании кружковцев. Но в то же время руководитель должен внимательно следить и за тем, чтобы отдельные члены кружка не злоупотребляли доверием, инициативой и трудолюбием своих товарищей, не стремились проехаться за чужой счет. Это будет способствовать созданию в кружке сплоченного, дружного и трудолюбивого коллектива, способного решать большие и трудные задачи.
Большое значение в воспитании кружковцев имеет их заинтересованность и увлеченность техникой. Но руководитель не должен забывать, что зачастую этот интерес школьников вызван внешними, наиболее эффектными проявлениями техники. Внутреннее же ее содержание, связанное с необходимостью упорного и настойчивого, порой неблагодарного и неприятного труда, обычно им неизвестно. Отсюда вытекает еще одна важная задача руководителя кружка: привить ребятам уважение к рутинной стороне технического труда, понимание ее необходимости.
Учащихся следует с самого начала работы в техническом кружке не просто знакомить с достижениями старших и опытных кружковцев, но и подробно рассказывать им, каким упорным, тяжелым и длительным трудом достигались эти результаты. Демонстрируя работу изготовленного в кружке радиоэлектронного устройства, надо кратко рассказать кружковцам о технологии его изготовления, особенно выделяя наиболее трудоемкие и неинтересные работы и операции, подчеркивая в то же время их необходимость. Кроме того, следует указывать ребятам и на длительную экспериментальную работу, предшествовавшую сборке данного устройства, на допущенные поначалу ошибки и трудности, рассказывать о том, как они были преодолены. Таким образом, заранее внутренне подготавливая школьников, можно помочь им в дальнейшем избежать разочарования и малодушия, помочь сохранить уважение к себе даже после явных неудач.
Работа кружка дает возможность удовлетворить различные способности и наклонности детей. В этом, как уже отмечалось ранее, одно из преимуще ств кр ужковой работы перед обычными занятиями в школе. Разнообразие устройств, конструируемых в кружке, их различный уровень сложности и трудоемкости, необходимость самых различных теоретических и практических знаний позволяют путем продуманного подбора тем удовлетворить интересы всех членов технического кружка, независимо от их знаний, опыта и способностей. От руководителя кружка требуется хорошее знание возможностей и стремлений отдельных кружковцев. Необходимо, чтобы каждый был загружен практической работой, соответствующей его сегодняшнему уровню. Это, с одной стороны, обеспечит в кружке обстановку серьезной и вдумчивой работы, а с другой — будет препятствовать возникновен ию у о тдельных кружковцев легкомысленного отношения к кружку, которое весьма заразительно. Именно в таких условиях будут оптимально проявляться творческие способности детей.
Даже самое отдаленное приближение технических устройств, изготовляемых школьниками в технических кружках, к современным образцам промышленной продукции потребует от руководителя решения целого комплекса задач как материально-технических, так и учебно-воспитательных.
Высокое качество технических устройств, включающее в себя точность и надежность в работе, удобство в эксплуатации и эстетичное внешнее оформление, требует не только вдумчивой и сосредоточенной работы руководителя и кружковцев. Если ваш кружок поднялся до решения таких серьезных задач, это обязывает внимательно планировать и рассчитывать предстоящие операции, тщательно подбирать инструменты и способы отработки материалов, следить за чистотой рабочего места и порядком в помещении. Эстетичность в оформлении технических устройств потребует у кружковцев приобретения навыков в эскизировании , техническом рисунке и развитии художественного вкуса.
Грубейшую ошибку допускает руководитель, распускающий вожжи в кружке по мере того, как его подопечные набираются опыта и приобретают способность работать самостоятельно. Ошибка также — делать дисциплинарные поблажки избранным. В кружке все должны быть равны.
Руководитель технического кружка должен всячески поощрять любые действия кружковцев, направленные на улучшение качества практических работ, одновременно указывая школьникам, как невнимательность и небрежность в работе, отсутствие хорошо продуманного плана работы, неудачный выбор инструментов и т. п. приводят к неудачам.
Практика кружковой работы показывает, что с ростом сложности и качества изделий растет дисциплинированность школьников, их уважение к труду, умение квалифицированн о- оценивать объем труда, вкладываемого в создание тех или иных устройств и машин как самодельных, так. и промышленного производства.
Очень важно, чтобы самому школьнику нравились результаты его собственного труда.. Можно привести многочисленные примеры, когда кружковец, заинтересовавшись, и увлекшись конструированием какого-либо технического устройства, после ряда неудачных конструктивных решений или недостаточно тщательного изготовления отдельных частей устройства терял к нему интерес и кое-как доводил его до конца или же вовсе бросал работу. В таких случаях руководитель кружка должен вовремя прийти на помощь школьнику, предложить ему переделать отдельные части изготавливаемого устройства. Иногда руководителю надо проявить в этом деле настойчивость, которая в дальнейшем окупится сохранением интереса кружковца к работе, а может быть, и к своей будущей профессии. Особенно стараются учащиеся, когда видят, что изготавливаемое их руками нравится товарищам.
Руководитель кружка должен ценить и уважать тот большой труд и энтузиазм, который вкладывают ребята в свои изделия. Однако это возможно лишь в. том случае, когда технические устройства, изготавливаемые в кружке, будут обладать высокими качествами и смогут служить предметом гордости кружковцев за свой труд. Можно смело утверждать, что в тех кружках, в которых школьники изготовляют небрежные и непродуманные технические устройства, не имеющие достаточного практического применения, руководители не ценят и не уважают труд ребят. И кружковцам такая работа не приносит ни удовлетворения, ни сколько-нибудь значительной пользы. Наверняка рано или поздно школьники, занимавшиеся в таких кружках, будут жалеть о затраченных впустую силах и времени.
Значительная доля самостоятельности и творчества в работе членов технического кружка облегчает воспитание у них критического отношения к своим действиям, самоанализа и самоконтроля. Без этих ценных качеств, вырабатываемых долго и с немалым трудом, невозможно успешное развитие творческих способностей школьников. Здесь основной задачей руководителя является создание условий, облегчающих и ускоряющих приобретение этих полезных привычек.
Некоторые руководители технических кружков, стремясь увеличить долю самостоятельности и творчества в работе кружковцев, часто предоставляют им неограниченную свободу действий. Не обладая необходимыми навыками в конструировании, не владея в достаточной степени инструментами, способами обработки материалов и приемами труда, ребята приступают к изготовлению малопродуманных технических устройств. Впоследствии бывает, что они кое-как дотягивают изделия до конца или же, видя несовершенство и низкое качество своей работы, теряют к ней всякий интерес. Вряд ли члены кружка получают пользу от такого творчества. Скорее всего, наоборот, оно принесет им вред: именно так кружковцы привыкают к безответственной и небрежной работе. Особенно это относится к начинающим. Рекомендация здесь может быть такой: самостоятельность кружковцев может возрастать не иначе как прямо пропорционально знаниям и умению. Подчеркиваем: самостоятельность — но не отсутствие дисциплины!
Большое воспитательное значение в работе школьников в технических кружках имеет сочетание умственного и физического труда. Очень важно, чтобы все технические мысли, желания и стремления подростка находили свое материальное воплощение вначале в виде рисунков и простейших самоделок, а в дальнейшем в виде эскизов, чертежей, схем и конструкций неуклонно усложняющихся технических устройств. Это будет укреплять материальную основу технической мысли школьника, учить его конкретизировать и детализировать ее, воплощать в реальность.
Хорошо известно, как быстро пропадает интерес у многих школьников к таким техническим кружкам, в которых в основном проводится теоретическое обучение и реферативная работа (доклады, лекции, беседы, выпуски различ-ногр рода бюллетеней, газет, изготовление стендов и т. д.).
Конечно, все это полезно, но в обязательной совокупности с живой практической работой в области техники, с физической работой. Физический труд, не говоря о других его положительных результатах (укрепление физического состояния организма школьника, приобретение навыков приспособляемости и выносливости организма к разным условиям), оказывает значительное моральное воздействие на ребят. Он является надежным средством практической проверки мыслей и стремлений учащихся, показывая им правильность или ошибочность их проектов, планов и расчетов. Школьнику очень важно видеть и осязать результаты своего труда, которые дают ему возможность поверить в свои силы, заражают жаждой созидательной деятельности.
Ошибочна тенденция некоторых руководителей технических кружков и отдельных кружковцев любой ценой избегать лишнего физического труда. Как правило, они уменьшают трудоемкость или сложность практических работ, подбирая и комбинируя детали и узлы устаревших промышленных устройств, что ведет к снижению качества и эстетичности изделий. Надо не уменьшать объем физического труда школьников, а рационализировать и облегчать его, поднимать производительность и эффективность физического труда, повышать его качество путем механизации наиболее трудоемких процессов, разработки и применения различных технических приспособлений, внедрения в работу кружка новых, более совершенных способов обработки материалов.
Кружковцам надо показывать красоту физического труда, увлекать их точностью выполнения работ, искусством обработки материалов и отличным владением инструментами. При этом, конечно, большое внимание должно уделяться состоянию и развитию инструментальной базы технического кружка. Лучшие достижения кружковцев в практической работе (образцово выполненные технические устройства в целом, высококачественно изготовленные отдельные детали и узлы конструкций, прекрасно выполненные отделочные работы и т. д.) надо делать предметами гордости кружка.
Руководитель кружка должен уважать и ценить физический труд кружковцев не на словах, а на деле, создавая в кружке условия для его развития и совершенствования. Надо воспитывать в школьниках отношение к физическому труду не как к простой бездумной механической работе — своего рода тяжкой необходимости,— а как к труду, требующему такого же понимания, подготовки и мобилизации способностей человека, как труд умственный. Школьников надо учить творческому подходу к физическому труду, приучать их постоянно думать о его совершенствовании. И каждый, пусть малый и незначительный, шаг того или иного кружковца, направленный на повышение качества, увеличение производительности или облегчение физического труда, следует всемерно поощрять.
Значительное воспитательное влияние оказывает на школьников практическая направленность и общественная полезность их работы. Переход учащихся от детских игр и забав к непосредственному созданию материально-духовных ценностей очень важен в их жизни. Именно в этот период формируется их общественное . Это требует от руководителя кружка тщательного продумывания тематики практических работ кружковцев и правильной организации их труда. В техническом кружке школьник, может быть, впервые в своей жизни собственным трудом создает что-то, имеющее практическую ценность не только для него, но и для других,— в данном случае для пионерлагеря. Недаром ребята, выполняя свои первые работы, очень волнуются. Они чувствуют, что их труд, их знания и изобретательность уже нужны обществу. Это понимание своей общественной роли воодушевляет ребят, они становятся требовательнее к себе, к своей работе. С ростом практической направленности работ кружковцев и общественной полезности их труда возрастает интерес ребят к своему труду, растет ответственность за порученное дело.
Любое техническое устройство, изготовленное в кружке, каким бы простым и незначительным оно ни было, должно иметь практическую ценность и применяться в работе лагеря или в пропагандистской деятельности кружка. При этом на изготовленных кружковцами устройствах и конструкциях, которые остаются и используются в кружковой работе или в лагере, желательно прикрепить небольшие ярлычки с указанием имен авторов, года и места изготовления. Учащиеся должны видеть, что результаты их труда ценят и берегут. Это будит в детях здоровое честолюбие, вызывает желание трудиться с еще большим старанием.
Коллективность труда ребят, общность их интересов создают исключительно благоприятные условия для образования дружного, целеустремленного и работоспособного коллектива. Однако не следует думать, что это придет само по себе, автоматически. Руководитель кружка должен проводить значительную воспитательную работу: постоянно и внимательно вникать во взаимоотношения между кружковцами и своевременно, тактично, используя свое педагогическое мастерство, авторитет и уважение школьников, оказывать соответствующее влияние на них.
Прежде всего это относится к взаимоотношениям между старшими, опытными членами кружка, с одной стороны, и новичками, с другой. Часто конструирование сложных и трудоемких устройств осуществляется не отдельными ребятами, а группами по нескольку человек. Конечно, во главе такой группы обычно стоит наиболее знающий и опытный кружковец. Очень важно влияние, которое оказывает старший член кружка на своих маленьких товарищей по работе: ведь они совсем недавно пришли в кружок, у них еще нет никаких знаний, опыта, навыков. Резкость и прямолинейность в суждениях, часто свойственные юношескому возрасту, отсутствие терпеливого и всестороннего изучения ошибок в работе начинающих кружковцев и причин, их вызывающих, нередко приводят к порче отношений между членами кружка.
Руководитель не должен пускать это дело на самотек. Юному наставнику нужно объяснить, что прежде чем делать выводы о работе своих товарищей, следует вникнуть в причины их ошибок. Он должен самокритично оценить свое руководство ребятами — все ли им сделано в обучении и инструктировании доверенных ему кружковцев, чтобы избежать недостатков в работе новичков. Ему надо помочь выяснить причину плохой работы. Может быть (да и почти наверняка), она вызвана не халатностью и безответственностью младших кружковцев, а их незнанием и недостаточным умением. Впрочем, вредна и другая крайность — нетребовательность к работе товарищей, беспринципность или, наконец, порочное стремление некоторых старших кружковцев лучше сделать самому. Высокая требовательность, принципиальность и, вместе с тем, доброжелательность и справедливость, готовность оказать посильную помощь и поделиться своими знаниями и опытом — лучшая основа для создания прочных товарищеских отношений в кружке.
Проводя воспитательную работу со старшими и опытными ребятами, руководитель не может не оказывать непосредственного влияния и на младших кружковцев. Рассказывая о достижениях старших членов кружка, надо воспитывать у новичков гордость за своих товарищей, вложивших большой труд в развитие кружка. Руководителю технического кружка необходимо настойчиво, со всей строгостью бороться с проявлениями и безответственного и небрежного отношения к работе, ленью и недисциплинированностью. При этом, резко осуждая провинившихся ребят в глазах коллектива кружка, руководитель должен дать возможность этим кружковцам загладить свою вину, честным и настойчивым трудом заслужить уважение товарищей. Исключение из кружка против воли самого учащегося — из ряда вон выходящая мера. Крайне трудно представить себе обстоятельства, при которых она могла бы быть оправдана.
|