загрузка...
Помощь радиолюбителю | Дистанционное регулирование баланса
Псевдоквадрафонические эффекты
В описанном варианте четырехканального усилителя сигналы на тыловые громкоговорители формируются по двум схемам: при нажатых кнопках Моно В4 или Псевдостерео В5 путем противофазной подачи сигналов на тыловые усилители мощности, сформированных на выходе трансформатора Tpl предварительного усилителя тыловых каналов, или при нажатой кнопке Стерео ВЗ путем подачи на тыловые усилители мощности разностных противофазных сигналов левого и правого стереоканалов. Некоторое расширение возможностей усилителя в режиме Псевдостерео достигается изменением граничной частоты фазовращателя.
Принятые схемы формирователей псевдоквадраэффектов значительно увеличивают зону восприятия стереопрограммы и создают некоторую пространственную картину при прослушивании обычных монофонических записей.
Опыты с квадрафоническим усилителем показали, что путем несложной его доработки, которая в основном затрагивает изменение первоначальной коммутации блоков, замены блока тылового предусилителя на новый и введение дополнительных переключающих и сигнализирующих элементов можно значительно увеличить число возможных тембровых окрасок звучания в псевдоквадрафоническом режиме.
Рис. 48. Часть структурной схемы модернизированного усилителя.
На рис. 48 приведена часть принципиальной схемы усилителя, в которой изменена коммутация включения предварительного тылового усилителя 4. В конструкцию вводятся новые детали: конденсаторы С22, С23, переключатели В11, В12, сигнальные лампы Л14, Л15 и электромагнитные реле Р6, Р7.
Если кнопка В11 не нажата (положение кнопки В12 не имеет значения), входы усилителя. 4 подключены к выходам 12 предварительных фронтальных усилителей 3 и 5. Схемы формирования сигналов на фронтальные и тыловые громкоговорители в режимах Моно, Псевдостерео, Стерео и Квадра остаются идентичны принятым в усилителе первой конструкции.
При замыкании переключателя В11 срабатывает реле Р6, Р7 и входы усилителя 4 подключаются соответственно: правый канал--к выходу усилителя 3, левый — к выходу усилителя 5 через блок фазовращателя 6. При этом, если переключатель В12 замкнут, нижний по схеме конец обмотки 1 трансформатора Tpl соединен с общим проводом и на тыловые громкоговорители в режиме Моно или Псевдостерео поступают противофазные сигналы. Однако тембр звучания тыловых громкоговорителей теперь будет зависеть от положения регуляторов тембра предварительного фронтального усилителя 3. Это дает возможность одновременно изменять тембр звучания как фронтальных, так и тыловых громкоговорителей без дополнительных манипуляций темброблоком тыловых каналов.
Если переключатель В12 разомкнуть, то на тыловые громкоговорители в режимах Моно и Псевдостерео будут поступать разностные сигналы, сформированные из сигнала правого канала и преобразованного в блоке 6 сигнала левого канала. Полученные по такой схеме формирования тыловых сигналов эффекты в режимах Моно и Псевдостерео дают две различные по характеру звуковые картины. Эти эффекты проявляются в некоторой дополнительной локализации по глубине и в диагональном перемещении звуковых источников в зависимости от их спектрального состава. Эти эффекты наиболее выразительны при прослушивании музыкальных инструментов с большим количеством обертонов (гитара, аккордеон, электроорган и др.).
В режиме Стерео сигнал левого канала поступает на тыловой предварительный усилитель 4 после блока фазовращателя 6. При этом контакты ВЗв должны быть разомкнуты. Этот эффект позволяет значительно расширить зону стереоэффекта как по фронту, так и по глубине.
Режим Квадра по четырехканальной схеме реализуется, как и в первой конструкции, замыканием переключателя В9 (на рис. 4о он не показан) и не зависит от положения дополнительных переключателей В11 и В12.
В модернизированной конструкции предварительный тыловой усилитель целесообразно выполнить по схеме, приведенной на рис. 49. Первый каскад выполнен на транзисторе Tl (Т2) по схеме с общим эмиттером и имеет коэффициент усиления по напряжению около 15 дБ. Второй каскад собран по схеме эмиттерного повторителя на транзисторе Т3 (Т4). Регуляторы баланса тыловых каналов R32, R34 подключаются непосредственно ко вторичной обмотке трансформатора Tpl. Регуляторы тембра тыловых каналов собраны по обычной схеме. Переменные резисторы R28, R30 регулируют амплитудно-частотную характеристику сигнала в области высоких частот, а резисторы R29, R31 — в области низких. Каскад на транзисторе Т5 (Т6) необходим для компенсации затухания, вносимого регуляторами тембра, Его коэффициент усиления по напряжению около 20 дБ.
В схеме используются следующие дополнительные детали: электромагнитные реле РЭС-9 (паспорт РС4514.200), сигнальные лампы 6,3 ВХ0.22 А, электролитические конденсаторы С22, С23 фирмы Тесла, а также трансформатор Tp1 от магнитофона Комета-206, в котором первичная обмотка уменьшена до 300 витков.
|