загрузка...
Помощь радиолюбителю | Внешние источники четырехканального усилительно-коммутационного устройства
Конструкция, детали, монтаж и наладка
Общая компоновка усилителя и детали. Усилитель смонтирован на шасси размерами 450X300 мм из листового дюралюминия толщиной 2 мм, укрепленного по периметру уголками. В подвале шасси (рис. 23) расположены выпрямительные диоды, плата стабилизаторов напряжения, блоки стереодекодера, приемника с фиксированной настройкой и фазовращателя. Остальные блоки и силовой трансформатор размещены сверху шасси (рис. 24).
На лицевой панели усилителя расположены следующие ручки управления: в верхней части (слева направо) — регулятор громкости по фронту R16, R17, регулятор баланса по фронту R8, R10, регуляторы тембра по высоким R18, R20 и низким R19, R21 частотам по фронту, регулятор громкости по тылу R26, R27, регулятор баланса по тылу R32, R34, регуляторы тембра по высоким R28, R30 и низким R29, R31 частотам по тылу, переключатель источников входных сигналов В1; в нижней части — выключатель сети В10, переключатели В7 и В8 для отключения фронтальных и тыловых усилителей мощности, переключатель В6 для ступенчатого изменения граничной частоты фазовращателя, переключатель В9 режима Квадра, шес-тикнопочный переключатель приемника с фиксированной настройкой, переключатель В2 Запись — воспроизведение, трехкнопочный переключатель режимов Моно В4, Псевдостерео ВЗ и Стерео В5.
Рис. 23. Расположение деталей усилителя (вид со стороны подвала шасси).
Рис. 24. Расположение деталей усилителя (вид сверху).
Под ручками управления громкостью, балансом и тембром установлена пластинка размером .35X290 мм из прозрачного органического стекла, имеющая с тыльной стороны расположенные в шахматном порядке линзочки (использовано декоративное органическое стекло от арматуры ламп люминесцентного освещения). С внутренней стороны декоративная пластинка окрашена цапонлаком: левая половина в красный цвет, правая — в зеленый. Левая и правая половины декоративной пластины подсвечиваются двумя гирляндами лампочек 6,3 ВХ0.22 А (по три штуки в гирлянде). Гирлянды включены параллельно лампам Л10 и ЛИ (в схеме на рис. 10 эти лампы не показаны). Таким образом при включении фронтальных и тыловых усилителей раздельно с помощью переключателей В7 и В8 высвечиваются соответствующие органы управления усилителя.
Индикация рода работы усилителя производится с помощью специальной трафаретки, выполненной фотографическим способом и установленной симметрично над ручками управления. Слева направо выполнены следующие надписи: Фронт (Л 10), Тыл (ЛИ), Моно (Л5), Псевдостерео (Л6), Узкая полоса (Л 12), Стерео (Л7), Квадра (Л13), УКВ Стерео (Л9), AM (Л1), АМ/ЧМ (Л2), ЭПУ (ЛЗ), Магнитофон (Л4), Запись (Л8).
Лицевая панель усилителя оклеена фанеровкой под орех и отделана молдингами из полированного дюралюминия. После полировки молдинги покрыты масляным лаком 4 С. Кнопки переключателей В6, В7—В9 и ручка управления В1 выточены из латуни, а наружные поверхности их хромированы. Кнопка выключателя сети В10 склеена из разноцветной листовой пластмассы толщиной 2 мм (красная и черная), наружная поверхность которой отполирована. В качестве ручек управления громкостью, балансом и тембром использованы малые ручки от телевизора Темп-6.
Шестикнопочный переключатель радиоприемника с фиксированной настройкой выполнен на базе кнопочного переключателя рода работ от телевизора Темп-6. Переделка переключателя сводится к замене двух фиксирующих планок одной, обеспечивающей независимое включение любой из шести кнопок, а также удалению лишних контактных групп для облегчения хода кнопок.
Переключатель В2 Запись — Воспроизведение выполнен на базе стандартного движкового переключателя диапазонов для транзисторных радиоприемников. Переключатель В1 использован от радиоприемника Сокол-4. Трехкнопочный переключатель В3—B5 собран из модулей П2К (каждые по четыре контактных группы на переключение).
В качестве регуляторов громкости использованы сдвоенные переменные резисторы с одним отводом СПЗ-12 (В), для регуляторов баланса и тембра применены сдвоенные переменные резисторы ТР283 (А) фирмы Тесла. В конструкции использованы электромагнитные реле РЭС-9 (паспорт РС4514.200), все сигнальные лампы 6,3 ВХ0,22 А, кроме Л9, которая рассчитана на 2,5 В и ток 0,068 А.
Вместо указанных реле РЭС-9 в конструкции можно использовать другие типы реле, надежно срабатывающие при напряжении 9—10 В. При этом необходимо выбирать реле, имеющие не более двух групп контактов на переключение и электростатический экран.
Несоблюдение этих требований может привести к взаимному проникновению сигналов из канала в канал.
Высокочастотные катушки радиоприемника с фиксированной настройкой намотаны на полистироловых каркасах диаметром 8 мм и высотой 25 мм, ширина намотки 5 мм (внавал между щечками). Катушки связи намотаны виток к витку в два-три слоя на подвижных каркасах. Намоточные данные приведены в табл. 1. Все катушки намотаны приводом ПЭЛШО 0,1.
Высокочастотные дроссели радиоприемника с фиксированной настройкой содержат по 180 витков провода ПЭЛШО 0,12, намотанных на сердечники диаметром 3 мм и длиной 15 мм из феррита марки М600НН.
Намоточные данные катушек контуров стереодекодера приведены в табл. 2. Намотка производится на трехсекционных каркасах, (устанавливаемых в сердечник ОБ-20.
В блоке предварительного усилителя тыловых каналов использован переходный трансформатор от магнитофона Комета-206. Он выполнен на магнитопроводе Ш6Х12; обмотка I содержит 2000 витков провода ПЭВ-1 0,90, а обмотки II и III— каждая по 480 витков провода ПЭВ-1 0,12.
Силовой трансформатор блока питания использован от магнитофона Яуза-6. Он выполнен на магнитопроводе типа Ш19X38. Его первичная обмотка (1-2-3) содержит 1035+755 витков провода ПЭВ-1 0,41.
Вторичные обмотки перемотаны в соответствии с данными табл. 3.
Для подключения внешних устройств и громкоговорителей использованы стандартные разъемы СТ-5. Соединительные кабели внешних устройств выполнены гибким монтажным проводом ПМВГ 0,35, причем каждая отдельная жила заключена в экранирующую оплетку. Громкоговорители с усилителем соединяются проводом ПМВГ 0,75, свитым в жгут и заключенным в хлорвиниловую трубку с внутренним диаметром 3,5 мм.
Блоки усилителя выполнены на платах из двухстороннего фильтрованного стеклотекстолита толщиной 2 мм (рис. 25—40). Рисунок схемы выполняется на одной стороне; вторая сторона играет роль экранной перегородки, которая только в одной точке соединяется с общим проводом. После монтажа и настройки блоков обе стороны платы покрывают двумя-тремя слоями цапонлака для предотвращения окисления и разрушения рисунка схемы и мест пайки.
В усилителе использованы постоянные резисторы типов МЛТ и УЛИ, переменные подстроечные резисторы типа СПЗ-16, электролитические конденсаторы типов ЭМ, К-50т6 и фирмы Тесла, а также конденсаторы типов КГ, МБМ, КСО и КБГИ.
Монтаж усилителя. Монтаж усилителя является наиболее ответственной частью работы над конструкцией, от которой зависит качество усилителя и простота настройки. Здесь приведены основные рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при сборке четырехканального усилителя низкой частоты.
Печатные платы, на которых смонтированы усилительные каскады, стереодекодер и фазовращатель, устанавливаются на шасси вертикально и крепятся с помощью угольников, изготовленных из дюралюминия. Угольники крепятся к печатной плате со стороны фольги, играющей роль экрана. Фольга изолируется от угольника с помощью прокладки из листового текстолита толщиной 1—1,5 мм. Чтобы край отверстия в фольге не имел электрического контакта с уголком через крепежный винт, отверстие зенкуется сверлом с углом режущей кромки 45—60°.
После выполнения всех электрических соединений печатные платы заключаются в экран из листовой белой жести (со стороны деталей). Экран платы и экранирующая фольга соединяются с общим проводом в одной точке.
Печатная плата стабилизаторов блока питания устанавливается на шасси горизонтально с использованием круглых стоек высотой 10 мм. Последние также изолируются от рисунка платы шайбами из текстолита. В качестве стоек могут быть использованы ограничительные втулки от неисправных галетных переключателей. Аналогично крепится к шасси плата блока радиоприемника с фиксированной настройкой.
Рис, 25, Печатная плата предварительного усилителя фронтального канала.
Рис. 26. Размещение деталей на Плате предварительного усилителя фронтального канала.
Рис. 27. Печатная плата предварительных усилителей тыловых каналов.
Рис. 28. Размещение деталей на плате предварительных усилителей тыловых каналов.
Рис 29. Печатная плата усилителя мощности фронтального канала.
Рис, 30, Размещение деталей на плате усилителя мощности фронтального канала
Рис. 31. Печатная плата усилителя мощности тылового канала.
Рис. 32. Размещение деталей на плате усилителя мощности тылового канала.
Монтаж усилителя ведется экранированным проводом. Оплетка (экран) провода припаивается к общей точке печатной платы со стороны большего порядкового номера (см. рис. 10). На оплетку провода надевается хлорвиниловая трубка соответствующего диаметра, обеспечивающая изоляцию экрана от шасси усилителя. Концы таким образом образовавшихся жгутов обматывают монтажными нитками (виток к витку) и пропитывают клеем БФ-2.
Рис. 33. Печатная плата фазовращателя.
Рис. 34. Размещение деталей на плате фазовращателя.
Выпрямительные диоды, электролитические конденсаторы с гайкой и выходные транзисторы оконечных тыловых усилителей устанавливаются на шасси при использовании изолирующих прокладок.
Рис, 35. Печатная плата стереодекодера.
Рис, 36, Размещение деталей на плате стереодекодера.
Рис. 37. Печатная плата радиоприемника с фиксированной настройкой.
Рис. 38. Размещение деталей на плате радиоприемника с фиксированной настройкой.
Выходные транзисторы оконечных фронтальных усилителей а так же блоки питания монтируют на металлических радиаторах которые также изолируют от шасси.
Общая шина представляет собой отрезок луженого медного провода диаметром 1 — 1,5 мм, на который надевается хлорвиниловая трубка подходящего диаметра (с целью изоляции провода от шасси) Соединение общей шины с шасси производится только в одной точке конструкции экспериментально — по минимальному уровню фона переменного тока в громкоговорителях. В эту же точку припаивается провод электростатического экрана силового трансформатора, Магнитопровод силового трансформатора крепится к шасси без изолирующих прокладок.
Рис. 39. Печатная плата стабилизаторов.
Для уменьшения наводок от сигнальных ламп нельзя использовать шасси в качестве одного из таких проводов. Для питания сигнальных ламп необходимо проложить отдельный общий провод, соединяемый с шасси в экспериментальной найденной общей точке. То же относится, к цепям питания электромагнитных реле, устанавливаемых на шасси усилителя. Однако экраны последних могут иметь электрическое соединение с шасси в любом удобном месте.
Соединительные разъемы входных цепей со стороны монтажа заключают в экран из белой жести, который крепят к шасси только в одной точке. Детали согласующих RC-цепей по возможности монтируют непосредственно на контактах разъемов или на специально установленных монтажных планках. Монтажные планки должны располагаться под экраном разъемов.
Цепи тонкомпенсации регуляторов громкости также монтируют на монтажных планках и заключают в экран. Корпуса (крышки) переменных спаренных резисторов соединяют с шасси с помощью отрезков голого медного провода. Аналогично экранируют переключатели В1—В6.
Соблюдение указанных требований значительно облегчит настройку конструкции, особенно в плане борьбы со взаимным проникновением сигналов из канала в канал.
Рис. 40. Размещение деталей на плате стабилизаторов.
Общая наладка усилителя. После проверки правильности монтажа конструкции приступают к общей наладке усилителя. Для этого временно отпаивают провода от точек 5 и 7 (см. рис. 19) платы стабилизаторов блока питания и подключают проволочные резисторы сопротивлением 1 кОм с мощностью рассеивания 10—15 Вт.
Регулировкой подстроечных резисторов R4 и R9 устанавливают на выходе стабилизаторов напряжения соответственно 12 и 20 В. Если заданные напряжения устанавливаются при верхних (по схеме) положениях движков подстроечных резисторов, то необходимо увеличить сопротивления резисторов R3 и R8.
Далее первичную обмотку трансформатора Tp1 подключают к сети через регулирующий автотрансформатор, например ЛАТР-1, Если при изменении напряжения на силовой обмотке трансформатора от 170 до 250 В напряжения на выходах стабилизаторов будут изменяться не более чем на ±5%, то на этом регулировку блока питания считают законченной. В противном случае необходимо подобрать сопротивления резистора R1 или R6.
После этого разорванные цепи восстанавливают, отпаивают дополнительные резисторы и проверяют наличие питающих напряжений на всех блоках усилителя (в соответствии с рис. 10).
Регулировку усилителя начинают с согласования амплитудно-частотных характеристик фронтальных каналов. Для этого (см. рис. 10) к выходу усилителя мощности правого фронтального канала (блок 7, точка 4) подключают вертикальный вход осциллографа, а к его входу (точка 2) — звуковой генератор. На время настройки целесообразно отключить громкоговорители, подключив вместо них эквивалентные нагрузки (проволочные резисторы сопротивлением 8—10 Ом). Аналогично от входа временно отключаются внешние цепи, которые могут оказать шунтирующее действие.
Подавая на вход усилителя мощности последовательно звуковые сигналы частотой 50, 200, 1000, 5000, 10 000 и 15 000 Гц с постоянной амплитудой (около 0,5 В), снимают частотную характеристику, контролируя форму выходного сигнала.
Затем звуковой генератор и осциллограф подключают к усилителю мощности левого фронтального канала (блок 10). Установив на генераторе частоту 1000 Гц, вращением движка подстроечного резистора R7 (см. рис. 13) добиваются того, чтобы амплитуда выходного сигнала с усилителя мощности левого фронтального канала была такая же, как и амплитуда выходного сигнала правого фронтального канала (допускается отличие не более ±5%). Далее, не производя никаких дополнительных регулировок, снимают частотную характеристику блока на указанных фиксированных частотах.
Если отличия частотных характеристик усилителей мощности левого и правого фронтальных каналов на крайних частотах 50 и 15 000 Гц не превышает ±2 дБ, согласование каналов считают законченным. В противном случае необходимо в одном из блоков подобрать сопротивления резисторов в цепях эмиттеров транзисторов Т1 и Т2 (см. рис. 13), изменяя глубину обратной связи по току. После этого отключенные внешние цепи восстанавливаются, усилитель переключается в режим Моно, Стерео или Квадра (чтобы исключить влияние фазовращателя 6). Затем переходят к согласованию амплитудно-частотных характеристик темброблоков. Для этого отрицательные выводы электролитических конденсаторов С7 (см. рис. 11) выпаивают из печатных плат блоков 3 и 5, соединяют вместе и подключают на вход звукового генератора.
Подавая от генератора ранее выбранные фиксированные частоты с амплитудой около 0,8 В, снимают частотную характеристику левого и правого фронтальных каналов при различных положениях регуляторов тембра по высоким и низким частотам. Если в тембро-блоке использованы детали (резисторы и конденсаторы), номиналы которых попарно (в блоках 3 и 5) различаются не более чем на ±2%, характеристики обоих каналов должны получаться близкими В противном случае необходимо более тщательно подобрать номиналы резисторов R16—R18 и конденсаторов СЮ, С12 (см. рис. lt%
Далее восстанавливают пайки на платах блоков 3 и 5, усилитель переключают в режим Квадра, а звуковой генератор подключают к перекидным контактам реле Р1/1 и Р1/2. Установив регуляторы громкости R16, R17 и балланса R8, R10 по фронту в среднее положение и подав от генератора звуковой сигнал частотой 1000 Гц с амплитудой около 200 мВ, подбором резисторов R9, R11 выравнивают усиление левого и правого фронтальных каналов. После этого снимают частотную характеристику фронтального усилительного тракта по цепи: входная цепь — предварительный усилитель — усилитель мощности. В случае значительных отклонений характеристик левого и правого фронтальных каналов необходимо подобрать элементы тонкомпенсации (R12—R15, С8, С10, С22, С23) при различных положениях регулятора громкости. При этом движок регулятора баланса должен находиться в таком положении, при котором обеспечивается равенство усиления каналов на частоте 1000 Гц.
Далее переходят к регулировке тылового усилительного тракта, начиная с согласования амплитудно-частотных характеристик усилителей мощности левого и правого тыловых каналов (блоки 8 и 9). Методика регулировки этих блоков аналогична методике настройки усилителей мощности фронтальных каналов. Регулировочным элементом в данном случае является резистор R10 (см. рис. 14). При значительном несовпадении частотных характеристик подбирают попарно (в блоках 8 и 9) резисторы R3 и R6. Затем приступают к согласованию тыловых каналов по усилению. Для этого отпаивают соединительные цепи от точек 12 и 13. блока 4 и подключают их к звуковому генератору. Подав от генератора звуковой сигнал частотой 1000 Гц с амплитудой около .1. В, добиваются равенства усиления по правому и левому тыловым каналам подбором резисторов R33 и R34 при среднем положении регулятора баланса R32, R34.
Восстановив нарушенные цепи, переходят к снятию амплитудно-частотных характеристик регуляторов тембра тыловых усилителей. Для этого выход звукового генератора подключают к точке соединения резистора R15 и конденсатора СП (см. рис. 12), предварительно отпаяв провод от подвижного контакта реле Р4/1 (правый тыловой канал). Для левого тылового канала генератор подключают к точке соединения резистора R16 и конденсатора С12 (отключается контакт реле Р4/2), Методика согласования амплитудно-частотных характеристик регуляторов тембра тыловых каналов аналогична методике, используемой при согласовании амплитудно-частотных характеристик регуляторов тембра фронтального усилительного тракта. При значительном отклонении частотных характеристик регуляторов тембра подбирают попарно (для левого и правого тыловых каналов) элементы R17, R18. R21—R24, С13, С14, СП, С18.
Далее пайки на контактах реле Р4/1 и Р4/2 восстанавливают, усилитель переключают в режим Квадра, а звуковой генератор подключают к правым по схеме (см, рис. 10) выводам резисторов R38 и R39.
Следующим этапом наладки четырехканального усилителя является согласование входных уровней сигналов от внешних и внутренних источников. Усилитель переключается в режим Моно, тыловой усилительный тракт выключается (кнопкой В8). Переключая источники сигналов переключателем рода работы В1, добиваются приблизительно одинаковой громкости воспроизведения программ с внешнего УКВ радиоприемника и встроенного радиоприемника,, с фиксированной настройкой. При этом регулировочными элементами являются резисторы R1 (см. рис. 10) и R13 (см. рис. 18) соответственно.
Далее усилитель переключается в режим Стерео, на ЭМУ устанавливают монофоническую грампластинку, а на магнитофоне — кассету с монофонической записью. Подбирая резисторы R2, R3, выравнивают уровни громкости в левом и правом фронтальных громкоговорителях, периодически контролируя уровень сигнала от встроенного радиоприемника. Регулятор баланса по фронту должен быть установлен в среднее положение. Аналогично регулируют резисторами R20—R21 (см. рис. 16) уровень выходного сигнала со стереодекодера.
Рис. 41. Амплитудно-частотная характеристика усилительного канала.
Регулировку цепей коррекции R6, R7, С6, С7 производят в режиме стереофонической записи на магнитофонную приставку по наилучшему качеству звучания записываемой программы.
В последнюю очередь приступают к настройке фазовращателя (блок 6). Для этого усилитель переключают в режим Псевдостерео и вращением движка переменного резистора R9 (см. рис. 15) добиваются равенства усиления по обоим фронтальным каналам при замкнутых контактах переключателя В6. Затем контакты В6 размыкают и вращением движка переменного резистора R6 (см. рис, 15) устанавливают желаемую граничную частоту фазовращателя.
На этом регулировка четырехканального усилителя заканчивается. Ход амплитудно-частотной характеристики каждого из четырех усилительных каналов должен соответствовать характеристике, приведенной на рис. 41.
Амплитудно-частотная характеристика усилительного канала снимается на уровне —20 дБ относительно номинального выходного напряжения.
Акустическая система. Акустическая система четырехканального усилителя низкой частоты состоит из четырех идентичных громкоговорителей, в каждом из которых установлена одна динамическая головка прямого излучения 4ГД-5 с резонансной частотой 45 Гц и одна высокочастотная 1ГД-3. Головки установлены в футлярах от электроакустических агрегатов ВЭФ, внутренний объем которых заполнен поролоновой стружкой. Размеры громкоговорителя 577X264X235 мм. Секция, где ранее располагался усилитель низкой частоты, закрывается декоративной пластиной из текстолита толщиной 1,5—2 мм.
При самостоятельном изготовлении футляра его высоту необходимо уменьшить до 467 мм. При этом можно использовать широкополосные головки типа 4ГД-4 или 4ГД-1, правда, с несколько худшими результатами.
В качестве материала для акустического оформления целесообразно использовать древесно-стружечные плиты (ДСП) толщиной 10—20 мм, соединяемые деревянными круглыми шипами клеем ПВА. Места соединения панелей дополнительно укрепляют деревянными брусками сечением 15X15 мм.
При размещении акустической системы в жилой комнате следует руководствоваться следующим:
Хороший псевдоквадрафонический эффект получается при размещении акустической системы даже в комнате 8— 12 м2. Громкоговорители следует установить в углах комнаты на высоте 0,5—1 м от пола и разворачивать по направлению . к центру квадрата — месту расположения слушателя. При этом слушатель располагается лицом к фронтальным громкоговорителям. Усилитель для удобства пользования размещается в середине на линии фронтальных громкоговорителей.
Если акустическая система устанавливается в комнате прямоугольной формы площадью более 14—15 м2, то фронтальные громкоговорители следует размещать вдоль длинной стороны на расстоянии 2,5—3,5 м. Тыловые громкоговорители должны при этом находиться от фронтальных не дальше 2—2,5 м. Место расположения слушателя в этом случае может быть несколько смещено в сторону тыловых громкоговорителей.
Если предполагается усилитель использовать только в псевдоквадрафоническом режиме, то громкоговорители можно разместить согласно рис. 42. В этом случае громкоговорители, излучающие сигналы Л и П, могут быть разнесены на расстояние до 4—5 м. Расстояние между громкоговорителями, излучающими сигналы Л—П и П—Л, может быть экспериментально выбрано от 1,5 до 5 м.
Работа с усилителем. Режим Mono (режим предварительной настройки усилителя). Переключателем В7 (см. рис. 10) включают фронтальные и выключают тыловые усилители (переключатели В8). Регуляторами R8, R10 устанавливают баланс, a R16, R17, R18, R20 и R19, R21 — желаемую громкость и тембр звучания сигналов фронтальных каналов.
Далее переключателем В8 включают тыловые усилители и отключают фронтальные. При среднем положении регуляторов громкости R26, R27 с помощью переменных резисторов R32, R34 устанавливают баланс, а регуляторами R28, R30 и R29, R31—Желаемый тембр звучания сигналов тыловых каналов.
Переключателем В7 включают фронтальные усилители и регуля-тором громкости по тылу добиваются, чтобы источник звука находился приблизительно в середине квадрата, образованного громкого ворителями.
Дальнейшая общая регулировка усиления производится только регулятором громкости по фронту, который пропорционально изменяет громкость звучания и по тылу, сохраняя выбранное соотношение звуковых мощностей.
Режим Псевдостерео. Нажатием кнопки Вб включают блок фазовращения 6. Глубина псевдостереоэффекта ступенчатого изменяется переключателем В6. В зависимости от характера прослушиваемого музыкального произведения регулируют тембровую окраску звука на высоких частотах по фронту, добиваясь наибольшей объемности и естественности звучания. При этом характер спектра в области низких частот не имеет существенного значения для формирования звуковой картины и проявляется лишь в изменении мягкости звучания, которая повышается с увеличением отдачи на низких частотах.
Далее включают тыловые громкоговорители и регуляторами тембра по тылу добиваются пространственного разделения звучания оркестровых музыкальных инструментов или голосов исполнителей по всей площади квадрата, образованного громкоговорителями. В некоторых случаях при замыкании выводов 3, 4 через резистор R36 (см. рис. 10) переключателем В6 требуется подстройка баланса.
Режим Стерео включается нажатием кнопки переключателя ВЗ. Регулятор громкости по тылу устанавливают в такое положение, при котором достаточно четко выражен стереоэффект по фронту, . При этом звуковая картина характеризуется кажущимся расширением стереобазы.
Режим Квадра включается переключателем В9. Желаемую громкость и тембр звучания устанавливают соответствующими регуляторами раздельно по фронту и тылу.
|