загрузка...
Помощь радиолюбителю
Тиристорный запуск подогревателей
Зимний запуск автомобильного двигателя с жидкостным охлаждением значительно облегчается при наличии предпускового подогревателя. Горючая смесь поджигается в камере горения подогревателя либо с помощью свечи накаливания, либо от обычной свечи и дополнительной катушки зажигания с электромагнитным прерывателем тока. Поджиг с помощью свечи накаливания наименее экономичен, так как ток, потребляемый такой свечой, может достигать более 10 А. Значительно эффективнее искровое устройство поджига с катушкой зажигания. В этом случае вместо свечи накаливания используется обычная запальная свеча или разрядник. Прерывателем тока служит электромагнитное реле, включенное как зуммер. Наличие в этой системе механических контактов является ее наиболее слабым местом, так как коммутируемый ими ток достигает 3—4 А и прерыватель быстро выходит из строя.
Ниже приводится описание бесконтактного устройства поджига , выполненное на тиристоре. Оно обеспечивает наиболее мощную искру и отличается от других систем высокой надежностью, долговечностью работы и экономичностью.
Принципиальная схема предлагаемого устройства приведена на рис. 1. Питается оно от источника постоянного напряжения 220 В. Например, от преобразователя напряжения 12—220 В. Описания подобных транзисторных преобразователей постоянного напряжения неоднократно приводились в литературе. Если на автомобиле установлена тиристорная система зажигания (например, выполненная по схеме, помещенной в журнале Радио, 1966, № 6), то можно воспользоваться ею для питания устройства поджига . Для этого нужно намотать дополнительную повышающую обмотку на трансформаторе преобразователя напряжения, содержащую 900 витков провода ПЭЛШО 0,15. К обмотке подключают выпрямительный мост, выполненный на четырех диодах Д226 В. Выпрямленное напряжение подают на зажимы 1 и 2 устройства поджигав указанной на схеме полярности.
![](../images/radiolub/radiolub11/image364.jpg)
В устройстве используется принцип конденсаторно-тиристорной системы зажигания. Необходимая энергия искрообразования обеспечивается с помощью накопительного конденсатора С2. Заряжаясь от источника постоянного напряжения 220 В, он периодически отдает накопленную энергию, разряжаясь через тиристор Д2 на первичную обмотку 1 катушки зажигания Tpl . Релаксационный генератор, выполненный на времязадающей цепочке R1C1 и динисторе Д1, обеспечивает переключение тиристора Д2 с частотой 5—8 Гц. Процесс протекает в такой последовательности: после замыкания кнопки Кн1 конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R1 и первичную обмотку катушки зажигания Tpl . Динистор Д1 и тиристор Д2 первоначально закрыты. Как только напряжение на обкладках конденсатора С1 станет равным напряжению переключения динистора Д1, последний переходит в проводящее состояние; конденсатор С1 разряжается через динистор Д1 и управляющий электрод тиристора Д2. Тиристор Д2 открывается, и накопительный конденсатор С2 разряжается через него и первичную обмотку катушки зажигания Tpl .
Импульс высокого напряжения со вторичной обмотки катущки зажигания поступает на запальную свечу или разрядник, установленный в камере горения подогревателя. Динистор Д1 и тиристор Д2 при этом закрываются, и конденсаторы С1 и С2 заряжаются. Затем весь процесс повторяется. Частота искрообразования при указанных на схеме рис. 1 параметрах времязадающей цепочки R1C1 находится в пределах 5—8 Гц. Длина искры в воздухе достигает 15 мм. Ток, потребляемый устройством поджига от аккумулятора, не превышает 0,5 Д.
![](../images/radiolub/radiolub11/image366.jpg)
При отсутствии динистора тиристорное устройство поджига можно выполнить по схеме, приведенной на рис. 2, Управление тиристором Д1 осуществляется с помощью релаксационного генератора, собранного на неоновой лампе Л1 и резисторе R1. Для запуска устройства нажимают двухполюсную кнопку Кн1, коммутирующую цепи питания импульсного устройства. При этом конденсатор С1 заряжается через резисторы R1 и R2, а эмиттер транзистора Т1 оказывается подключенным к + 12 В. Как только напряжение на обкладках конденсатора С1 достигнет уровня зажигания неоновой лампы Л1, она вспыхивает, и на базу транзистора Т1 поступает отрицательный импульс, открывающий транзистор. Положительный импульс с коллектора Т1 поступает на управляющий электрод тиристора Д1, тиристор открывается, и конденсатор С2 разряжается через первичную обмотку катушки зажигания Tp1. Далее весь процесс протекает так же, как и в устройстве, схема которого приведена на рис. 1. Частота переключений тиристора Д1 определяется параметрами неоновой лампы Л1 и сопротивлением резистора R1. Как только подогреватель заработает, кнопку Кн1 отпускают, и цепи питания устройства поджига разрываются.
Описанные устройства с одинаковым успехом могут быть использованы и для запуска подогревателя на автомобиле Запорожец. Для этого достаточно заменить в нем свечу накаливания на искровую и подключить к ней устройство поджига в соответствии с приведенными выше рекомендациями.
|