загрузка...

 

загрузка...
Радиолюбитель     |     Проверка радиоэлементов омметром

Звуковой сигнализатор предельных режимов автомобиля

В условиях интенсивного дорожного движения водитель, особенно не имеющий достаточного опыта, практически лишен возможности уделять внимание световым индикаторам, сигнализирующим о предельных режимах автомобиля, которые расположены на приборном щитке. К ним относятся понижение давления масла в системе смазки двигателя, повышение температуры жидкости в системе охлаждения, понижение уровня тормозной жидкости, затянутое состояние стояночного тормоза, снижение уровня топлива ниже резерва, своевременно не выключенный сигнал поворота. Появление любого из этих предельных режимов, однако, должно немедленно привлечь пристальное внимание водителя во избежание дорожно-транспортного происшествия или, в лучшем случае, выхода одной из систем автомобиля из строя. Дублирование световой индикации звуковым сигнализатором содействует указанной цели и, таким образом, повышает безопасность эксплуатации транспортного средства.

Особое место занимают своевременно не выключенные сигналы поворота, дезориентируя других участников движения. Предложено большое количество различных звуковых генераторов, издающих звуковые сигналы при включении указателей поворота, но всем им присущ общий недостаток, состоящий в том, что водитель привыкает к их работе, так как у него вырабатывается положительная реакция на сигнал. В результате водитель перестает обращать внимание на звуковой сигнал, и указатель поворота остается включенным после завершения маневра, особенно в тех случаях, когда поворот совершается по дуге большого радиуса. Предлагаемая конструкция звукового сигнализатора свободна от указанного недостатка и рассчитана на выработку у водителя отрицательной реакции на звуковой сигнал. Для этого звуковой сигнализатор объединен с реле времени. При включении указателя поворота сигнализатор не отзывается звуковым сигналом. Если же по каким-либо причинам через некоторое время после включения указатель поворота не выключится, включится звуковой сигнал, обращая внимание водителя на необходимость его выключения вручную. Остальные предельные режимы не встречаются в процессе нормальной эксплуатации автомобиля и задержка включения звукового сигнализатора не диктуется необходимостью.

Рис. 1. Принципиальная схема звукового сигнализатора

Некоторые автолюбители помимо указанных предельных -режимов относят к ним также отсутствие зарядки аккумуляторной батареи. Соответствующая сигнальная лампочка на приборном щитке имеется, и можно было бы также использовать звуковой сигнализатор контроля зарядки. Однако делать это не стоит по двум причинам. Во-первых, движение в дневное время суток (когда легко не обратить внимания на зажженную сигнальную лампочку) даже в течение нескольких часов с неработающим генератором не представляет большой опасности и трудно представить себе, чтобы водитель за такое продолжительное время не взглянул на щиток. Во-вторых, на холостых оборотах двигателя обычно зарядка прекращается, звуковой сигнализатор будет периодически включаться, особенно при городской езде, что притупит отрицательную реакцию водителя на звуковой сигнал, появление которого по замыслу должно вызывать у водителя немедленную тревогу.

Принципиальная схема звукового сигнализатора показана на рис. 1. Рассмотрим работу сигнализатора при своевременно не выключенном указателе поворота. Сигнализатор подключается к схеме электрооборудования автомобиля — к массе и клеммой + УП к сигнальной лампочке указателя поворота. Когда указатель поворота выключен, напряжения на этой клемме нет, цепь обесточена. При включении указателя поворота на клемме появляется периодически напряжение, которое с делителя R1R2 через переменный резистор R3 постуторным лампочкам контролируемых режимов и ч них на плюс бортовой сети.

Рис. 2. Печатная плата

Благодаря наличию в с: делителя напряжения R5—R7 потенциалы анодовдов ниже, чем потенциалы их катодов. Поэтому м заперты. Падение напряжения на резисторе R5 за тока делителя мало и недостаточно для отпир; транзистора. Поэтому тиристор VS2 заперт, и назвной генератор питание не поступает. При настушк предельного режима один из датчиков замыкает и каторую лампочку на приборном щитке на массу, загорается. Одновременно открывается подключен к ней диод, ток делителя резко возрастает. В резуль увеличивается отрицательное напряжение на базе т зистора VT3 относительно его эмиттера, транзистор пирается и отпирается также тиристор, подключая звуковому генератору питание. Раздается звуковой нал. Клемма + 3з подключается к замку зажига Напряжение подается на нее только при включен зажигании. Поэтому если зажигание включено, а дельный режим устранен, сигнал продолжает звуч и для его прекращения нужно на короткое время ключить зажигание.

На схеме показано только три диода, которые под. ключаются к индикаторным лампочкам контролируемых режимов автомобиля. Однако их количество может быть увеличено.

Налаживание сигнализатора состоит в регулировке временной задержки, создаваемой реле времени путем соответствующей установки переменного резистора R3, выбора наиболее благоприятного звукового тона путем подбора емкости конденсатора С2, установки уровня громкости переменным резистором R10, а также в подборе необходимого режима транзистора ключевого каскада VT3. Для этого при замкнутом на массу катоде одного из диодов подбирают сопротивление резистора R6 таким, чтобы тиристор VS2 надежно отпирался при напряжении на клемме + 3з, равном 10,8 В, что соответствует минимальному напряжению бортсети. Затем при отключенном от массы катоде диода подбирают сопротивление резистора R7 таким, чтобы тиристор был надежно заперт при напряжении на клемме + 3з, равном 14,5 В, что соответствует максимальному напряжению питания.

При отсутствии указанных на схеме транзисторов их можно заменить любыми маломощными кремниевыми и германиевыми транзисторами соответствующего типа проводимости.

Монтаж сигнализатора производится на плате из стеклотекстолита с печатными проводниками размером 50X80 мм. Расположение печатных проводников и элементов схемы на плате показано на рис. 2.

Реклама