загрузка...
Радиофизика | Изготовление частей приемника НР-4 и его сборка
Первые занятия
В армавирской средней школе № 6 на первом занятии с учащимися, впервые начавшими заниматься в кружке (VI класс), проводится беседа продолжительностью не более 30 мин.
В беседе 1 рассказывается об изобретателе радио А. С. Попове, о применении радиотехники в различных областях народного хозяйства, о том, что нашей стране нужны инженеры, ученые-радиофизики и что ими впоследствии могут стать учащиеся, которые сейчас записались в кружок (далекая перспектива).
Сообщается о достижениях школьного радиофизического кружка, а потом ставится задача — каждый учащийся должен сделать приемник НР-4 (средняя перспектива).
Объясняется, что каждый радиолюбитель должен уметь изготавливать монтажные платы и хорошо паять. Без этих умений невозможно сделать приемник или какое-либо другое радиотехническое устройство. Поэтому ставится ближайшая задача — научиться изготавливать монтажные платы и паять (ближняя перспектива) и сразу же (на первом занятии) дается задание выполнить первую практическую работу.
Некоторые учителя считают, что привить учащимся вышеуказанные умения можно в процессе сборки радиотехнических устройств. С этим нельзя согласиться. Учащиеся сразу же должны быть приучены к культуре выполнения радиомонтажных работ. Для этого необходимо в первую очередь научить их придавать монтажной плате строго определенную форму, правильно размечать положения контактов и удовлетворительно паять.
Приводим содержание, первых 10 практических работ.
Работа 1. Ученикам дают задание сделать монтажную плату на 4 детали. Эта работа делится на б операций.
1. Начертить монтажную плату на тетрадной бумаге в клетку размером 8X8 клеток (рис. 1). Наметить течками места отверстий.
При выполнении этой части работы необходимо предъявить строгие требования к точности ее выполнения. Например, точки, обозначающие места будущих отверстий, должны быть расположены точно в точках пересечения линий.
2. Вырезать монтажную плату.
3. На листе электрокартона , текстолита, гетинакса толщиной 1—2 мм начертить квадрат размером 4X4 см при помощи угольника с соблюдением всех правил построения прямых углов.
Обратить внимание на то, чтобы получился точный квадрат.
Для разметки длин отрезков использовать линейки с хорошо видимыми делениями.
Точно вырезать размеченный квадрат.
Наложить на этот квадрат чертеж монтажной платы и с помощью шила наметить (наколоть) места отверстий. Точно просверлить их сверлом 1,5—2 мм.
Из луженой жести заготовить полоски шириной, равной диаметру отверстия, нарезать кусочки, согнуть их буквой П (рис. 2). Вставить их в отверстия монтажной платы и согнуть концы.
Работа 2. Сделать монтажную плату на 6 деталей. Работа выполняется аналогично предыдущей (см. рис. 3 и 4).
Работа 3. Залуживание концов провода (6 шт. одножильного и столько же многожильного).
Перед выполнением работы учащимся объясняют правила пайки.
Работа 4. Припаивание провода к монтажной плате (6 шт. одножильного и 6 многожильного, рис. 5).
Работа 5. Оголенный провод диаметром 0,8— 1,0 мм припаять к двум контактам так, как показано на рисунке 6.
Работа 6. Изолированный многожильный провод припаять к двум контактам так, как показано на рисунке 7.
Работа 7. Выполняется аналогично предыдущей работе, но только одножильным изолированным проводом.
Работа 8. Оголенным проводом (диаметр 0,8—1,0 мм) соединить по 6 контактов, как показано на рисунке 8.
Работа 9. Изолированный многожильный провод припаять к двум, не стоящим рядом контактам (под углом), как показано на рисунке 9.
Работа 10. Выполняется аналогично предыдущей работе, но только одножильным изолированным проводом.
Как показал опыт, выполнение первых десяти практических работ (при высоком требовании к качеству) требует от учащихся много усилий и настойчивости в достижении цели.
Инициативы каждого ученика. С целью ее развития школьников предупреждают, что каждый из них будет работать со свойственным ему темпом и, кто первый выполнит 10 работ, сразу же приступит к изготовлению частей приемника НР-4 независимо от того, что будут делать его товарищи.
Следует заметить, что так работа строится и в дальнейшем при изготовлении приемника НР-4. При этом значительное место отводится разумной товарищеской взаимопомощи. Более опытные кружковцы помогают те I кто не имеет опыта выполнения какой-либо работы. К время выполнения первых десяти практических работ предполагается провести с учащимися три эпизодические беседы по 30 мин с целью подготовки к последующим практическим занятиям. Круг вопросов, которые рассматриваются в этих беседах, непосредственно связан с осуществляемой практической деятельностью и касается программных вопросов курса физики VIII—X
классов средней школы, поэтому его следует преподнести учащимся в такой форме, чтобы он был им понятен. Разумеется, что учитель в ходе этих и последующих бвСвД будет использовать все средства наглядности, которые имеются в его распоряжении. Приводим пример-нос содержание этих бесед.
Беседа 2. Колебания маятника. Понятие об амплитуде, периоде и частоте колебаний. Запись колебаний. Звуковые колебания. Электрический заряд, ток. Электрическая цепь. Колебания электрического тока, переменный ток.
Беседа 3. Понятие о сопротивлении проводника и конденсаторе, которые будут использоваться в начале, практической деятельности учащихся. Условные обозначения резисторов и конденсаторов.
Беседа 4. Назначение усилителей низкой частоты (УНЧ). Их виды (ламповые, транзисторные). Детали УНЧ, которые будут изготовляться в кружке: транзисторы, резисторы, конденсаторы, громкоговоритель; условные обозначения транзисторов и громкоговорителя; принципиальная схема (рис. 10) и схема расположения деталей (рис. 11) выходного каскада приемника НР-4. Четвертую беседу следует проводить в то время, когда учащиеся будут близки к завершению всех десяти работ.
|