загрузка...

 

загрузка...
Радиовещание     |     Доработка синхронного АМ приемника

Эльфа - 201 - 3 в качестве усилителя радиокомплекса

Параметры имеющегося в магнитофоне «Эльфа-201-3» стереофонического усилителя мощности и темброблока позволяют использовать их в радиокомплексе среднего класса для усиления сигналов от электропроигрывателя, тюнера и т. д. Такой режим предусмотрен инструкцией по эксплуатации магнитофона, однако редко применяется на практике из-за того, что при этом работает электродвигатель и многие детали лентопротяжного механизма находятся в движении. Это приводит к нагреву магнитофона и преждевременному износу ЛПМ.

На рисунке приведена схема несложной доработки магнитофона, позволяющей при использовании его в качестве усилителя не включать ЛПМ. Это достигается разделением цепей трансформатора питания и электродвигателя и их коммутацией раздельными переключателями SA1 и SA2, включающимися синхронно при нажатии на любую из двух клавиш переключателя скоростей. Для включения питания в режиме «Усилитель» целесообразно использовать кнопку «Временный останов», удачно расположенную на лицевой панели и не используемую в этом режиме по прямому назначению. Одна из групп контактов этой кнопки (SB1.2) отсоединена от цепи электромагнита временной остановки ленты YA1 и включена параллельно микропереключателю SA1. Чтобы при этом через электромагнит не проходил ток, в его цепь включены нормально разомкнутые контакты реле К 1 '. Реле питается от напряжения сети через гасящий, конденсатор С 1 ' и выпрямитель на диодах VD1', VD2' и срабатывает одновременно с включением электродвигателя при использовании магнитофона в обычном режиме. В нем кнопка SB1, как и до переделки, включает электромагнит временной остановки ленты.

На приводимом рисунке индексация элементов соответствует обозначениям на заводской схеме магнитофона, а вновь вводимые элементы выделены цветом и их позиционные обозначения отмечены штрихами. Автор применил реле КГ типа РЭС22, паспорт РФ4.500.125 или 130, конденсатор СГ типа МБГО на напряжение 600 В , С2' — типа К50-20, резистор R1' типа МЛТ-0,25. Все вновь введенные элементы смонтированы на небольшой плате, закрепленной на шасси магнитофона снизу, вблизи переключателя скоростей. Естественно, что при доработке можно применить реле другого типа, изменив при необходимости емкость конденсатора СГ.

Доработанный магнитофон надежно работает у автора в течение двух лет.

Замена узла подтормаживания

В процессе эксплуатации в кассетных магнитофонах группы «Маяк», «Романтика», «Комета» происходит загрязнение элементов узла подтор-маживания (хлопчатобумажного шнура) осыпающимися частицами пластмассы. В результате этого между шнуром и шкивом подающего узла происходит жесткое трение (пластмасса по пластмассе). Это приводит к движению подающего узла с рывками, а следовательно, и ленты в ЛПМ, что сказывается при воспроизведении заметными искажениями (в виде прерывистости сигнала) на средних и высоких частотах.

Предлагаемый вариант узла подтормаживания , состоящий из упругой пластины и войлочной тормозной накладки, позволяет устранить указанный недостаток. Пружина (пластина) вырезана из «белого» лезвия для бритья, причем ее ширину желательно получить максимальной. Затем на расстоянии 10 мм от одного из концов просверлить отверстие диаметром 3...5 мм, а к ее противоположному концу приклеить войлочную накладку размерами 6X3X2 мм. Склейка производится клеем «Момент-1» согласно инструкции по его использованию. Затем пружину следует осторожно изогнуть, как показано на рис. 1.

После этого с магнитофона снимают старый узел подтормаживания и подающий узел. Новый узел подтормаживания крепят тем же винтом, что и подающий узел, согласно рис. 2. Пружину нужно будет подогнуть так, чтобы при перемотке накладка с небольшим усилием давила на барабан подающего узла. Это исключит «тарахтение» кассет при перемотке.

Реклама