загрузка...
Практические работы радиолюбителя | Намотка катушек
Сборный каркас
Каркас для трансформатора или дросселя можно изготовить без склеивания, собрав его из вырезанных специальных деталей. Обычно такие каркасы делаются из тонкого текстолита или гетинакса, но они могут быть изготовлены также из плотного и крепкого прессшпана, хотя каркас в этом случае получится менее прочным.
Части сборного каркаса изображены на фиг. 56,а. Размеры их не указаны и могут быть определены в зависимости от применяемого сердечника.
Для каркаса необходимо точно по разметке вырезать острым ножом двойное количество указанных на фиг. 56,а частей и собрать их после этого в следующем порядке. Сначала складываются две щечки / так, чтобы отверстия для выводных концов обмоток оказались на одной стороне. Затем в прорезь щечек по бокам вставляются две пластины 2, а снизу и сверху — по одной пластине 3. После этого передвигают
одну щечку к противоположной стороне каркаса. Если части каркаса вырезаны с достаточной точностью, то собранный таким способом каркас получается очень прочным. Готовый сборный каркас изображен на фиг. 56,6.
Диффузоры для громкоговорителей
Диффузор хорошего качества изготовить простыми средствами дозельно трудно. Литые или штампованные диффузоры делаются на заводах из специально обработанной бумаги при помощи машин и приспособлений, которые делать для изготовления одного или нескольких диффузоров не имеет смысла. Если радиолюбителю в редких случаях и приходится делать диффузоры, то вопрос обычно идет только об изготовлении одного экземпляра; естественно, что в этом случае интерес могут представлять лишь простые и доступные способы их изготовления. Необходимость изготовления диффузора для громкоговорителя встречается главным образом при замене испорченного диффузора новым. В этом случае образцом для изготовления может служить старый диффузор, по которому и копируется новый.
Диффузор большинства громкоговорителей представляет широкий бумажный конус, диаметр и угол которого являются определенными для данного типа громкоговорителей. У громкоговорителя Рекорд, например, диаметр диффузора равен 360 мм, а внутренний угол конуса около 120°.
Материалом для изготовления диффузоров может служить тонкий ватман или другая аналогичная бумага.
Все диффузоры можно разделить на два вида: простые диффузоры в форме обычного конуса (фиг, 57,а) и диффузоры со звуковой катушкой (фиг. 57,6). Простой диффузор, например, для громкоговорителя Рекорд, изготовить со всем не трудно.
Для этого из листа бумаги вырезается круг по фиг. 58,а, а в нем в свою очередь вырезается сектор; края разрезаются на рад мелких частей, которые загибаются по пунктирной линии на окружности. После этого диффузор склеивается по прямой пунктирной линии. Загнутые края нужны для скрепления диффузора с арматурой громкоговорителя. Готовый диффузор изображен на фиг. 58,6.
Диффузор со звуковой катушкой, применяемый в электродинамических громкоговорителях, можно сделать следующим образом. На листе бумаги, выбранной для диффузора, вычерчивается ряд окружностей и сектор по фиг, 59. Здесь сплошными линиями обозначены места вырезов, а пунктирными окружностями — места сгибов. Разметку диффузора надо сделать (при помощи циркуля) возможно точнее. Линии сгибов следует слегка процарапать острой ножкой разметочного циркуля. Затем диффузор вырезывается ножницами, края его разрезаются согласно разметке и загибаются, а внутренняя часть (процарапанная) сгибается по пунктирным окружностям наподобие гармошки. После этого диффузор склеивается (фиг. 60).
Бумажный каркас для звуковой катушки, имеющий вид кольца, изготовляется из тонкой бумаги и приклеивается к диффузору со стороны верхней части конуса к загнутым зубчикам. Он должен быть сделан точно по размеру. Шаблон для изготовления такого каркаса можно взять меньшим по диаметру, чем это нужно, и довести его до требуемого размера путем наклейки на него бумажной полосы. Каркас звуковой катушки должен легко сниматься с шаблона. Приклеивать каркас к диффузору надо вместе с шаблоном, не снимая его до тех пор, пока место склейки не просохнет достаточно хорошо. До склейки диффузора с каркасом надо установить звуковую катушку так, чтобы она не имела перекоса. Это легко сделать при длинном шаблоне, когда даже небольшой перекос хорошо заметен на галз. Склеенные места необходимо обмотать ниткой; такое стягивание значительно повысит качество склейки.
Приклеивать каркас звуковой катушки к диффузору можно любым клеем для бумаги, при этом клея надо применять как можно меньше, так как излишек его только понизит качество склейки. Установив и приклеив каркас, ни в коем случае нельзя его шевелить или пробовать его крепость до полного высыхания клея.
Каркас звуковой катушки можно приклеить к диффузору и другим способом. В этом случае вершина конуса диффузора делается без зубчиков и имеет простой срез для прохода каркаса катушки, который должен плотно входить в отверстие среза. Одни из краев каркаса на расстоянии 0,5 — 1 мм обвязывается оборотом тонкого шнурка или толстой нитки и с внутренней стороны диффузора вплотную придвигается к срезу конуса. С другой стороны среза каркас также плотно обвязывается оборотом шнурка, после чего каркас устанавливается в правильное положение, а места обвязок промазываются жидким клеем.
Диффузор со звуковой катушкой изображен на фиг. 61.
Диффузоры со звуковой катушкой почти всегда имеют центровочные шайбы, служащие для правильной установки звуковой катушки в зазоре магнита динамика. В разных типах динамиков такие шайбы устанавливаются либо с внутренней стороны звуковой катушки, либо с внешней. Внешние центровочные шайбы имеют сравнительно большой размер и делаются не из бумаги; поэтому об изготовлении таких шайб мы здесь говорить не будем.
Диффузор с внутренней центровочной шайбой изображен на фиг. 62.
Шайбу можно вырезать из тонкого прессшпана. Диаметр ее должен быть на 2—3 мм больше диаметра каркаса. катушки с тем, чтобы можно было надрезать края у шайбы, загнуть их и приклеить шайбу к диффузору или к каркасу катушки. На поверхности шайбы вырезаются прорези для того, чтобы она была эластичной и гибкой, а в центре ее делается отверстие для закрепляющего винта, которое должно быть больше по размеру, чем толщина винта.
|