загрузка...

 

загрузка...
Практические работы радиолюбителя     |     Обмотки трансформаторов и дросселей

Катушки типа универсальной намотки

В современных приемниках многослойные катушки делаются по типу универсальной намотки. Такие катушки похожи на сотовые, но отличаются от них большей плотностью намотки и, следовательно, меньшими размерами. Они очень компактны и наматываются без шаблона на специальных станочках. Витки катушки располагаются зигзагообразно плотными рядами и перекрещиваются при одном обороте в двух или четырех местах.

Станочек для намотки универсальных катушек можно сделать своими силами. Основными частями такого станка являются две шестерни с отношением передачи 1,05—1,10 при двухперекрестной намотке и 2,05—2,10 при четырехперекрестной, кулак с косым срезом и толкатель с поводковой пластиной. Упрощенная схема станочка изображена на фиг. 74. Здесь главная ось 1, является основой для каркаса наматываемой катушки и вращается ручкой 2. Шестерня 5, насаженная на главную ось, связана с шестерней 4, которая насажена на вспомогательную ось 5. На конце этой оси прикреплен кулак б, который при вращении двигает толкатель 7 и связанную с ним пластину 8. Толкатель с другой стороны упирается в пружину 9. Пластина прикреплена к толкателю винтом и может передвигаться по нему, что позволяет производить намотку в разных местах каркаса без его передвижения на главной оси.

Провод для намотки катушки проходит через отверстие поводковой пластины 8 и укрепляется на каркасе. Вращая ручку станка, шестерня главной оси приводит во вращение вспомогательную шестерню, благодаря чему кулак толкает поводковую пластину. Вследствие косого среза кулака и возвратного действия пружины толкателя пластина двигается влево и вправо относительно главной оси и, следовательно, относительно каркаса. Размах движения пластины зависит от угла среза кулака и определяет величину намотки катушки. Меняя кулаки, можно наматывать катушки различной ширины.

Шестерня главной оси имеет большее число зубьев (при двухперекрестной намотке обычно больше на один зуб), чем шестерня толкателя, поэтому кулачок вращается с небольшим опережением относительно наматываемой катушки и поводковая пластина укладывает витки таким образом, что каждый следующий из них перекрывает соседний. Поводковая пластина или собственным весом, или при помощи пружинки должна быть во время намотки прижата к катушке для того, чтобы витки ее не могли рассыпаться. Начальные витки катушки лучше всего приклеить к каркасу, а последние витки склеить между собой.

Катушки универсальной намотки можно делать и без стайка, непосредственно от руки. С первого раза обычно не удается хорошо намотать такую катушку, но после трех, четырех намоток все же можно получить удовлетворительные результаты. Катушка наматывается на бумажное колечко, надетое плотно на картонный каркас. Ширина колечка берется несколько больше, чем ширина наматываемой катушки.

Для правильной укладки витков вдоль каркаса и на краях колечка надо провести две диаметрально противоположные ориентировочные линии а и б, а по краям самого колечка две линии в и г, расстояние между которыми соответствовало бы ширине катушки (фиг. 75).

Намотка производится согласно фиг. 76. Сначала укрепляют на каркасе провод и переводят его на колечко так, чтобы начало витка приходилось бы на одной из размеченных линий (I), а затем косым переходом доводят провод до противоположной линии, сгибают его и снова ведут к первой линии (II). Следующий виток укладывают так, чтобы перегиб провода проходил бы через первый виток и прижимал бы его, а провод витка шел бы дальше параллельно первому витку (III). Далее укладывают витки в том же порядке, т. е., вращая каркас, наматывают провод косыми переходами, сгибают его в местах переходов и ведут параллельными рядами таким образом, чтобы каждые последующие половины витков заходили бы на изгибах за предыдущие и прижимали бы их к колечку. Для тою, чтобы первые битки не сползали с колечка, их надо приклеить к нему лаком.

При намотке катушки необходимо следить за тем, чтобы ширина всех слоев катушки была бы ровной, для чего надо равномерно прижимать все витки в местах их переходов.

Реклама