загрузка...

 

загрузка...
Магнитофоны     |     Налаживание магнитофона

Магнитофон Мрия

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Магнитофон Мрия первых выпусков часто выходит из строя вследствие нестабильности скорости ращения электродвигателя ДКС-9-2 600. Нарушение нормальной работы электродвигателя в основном происходит из-за его перегрузки, неудовлетворительного действия щеток (коллектора и колец регулятора), а также неудачно выбранной схемы транзисторного питающего устройства.

Для нормальной работы щеток необходимо отрегулировать положение их пружинок и курков так, чтобы под действием пружин щетки могли перемещаться плавно, без заедания и перекосов, и обеспечивали при отрыве от коллектора (колец) давление 10—12 Г. Регулировку производят, подгибая курки и кончики пружин. Рабочую поверхность щеток нужно тщательно притереть. Притертая часть должна составлять не менее 60-80% всей поверхности.

Щетки притирают на холостом ходу электродвигателя при пониженном (примерно до 4 в) напряжении питания. При грубом повреждении рабочей поверхности щеток, до притирки на холостом ходу, делают притирку мелкозернистой шкуркой, которую накладывают обратной стороной на коллектор и несколько раз протягивают в направлении вращения якоря электродвигателя. Если щетки свисают с коллектора и задевают за петушки или изоляционные шайбы, якорь электродвигателя нужно сместить в осевом направлении за счет перестановки шайб, которые закладывают в гнезда подшипников или надевают на вал двигателя. Если совместить положение щеток таким путем не удается, следует подпилить надфилем их боковую поверхность с таким расчетом, чтобы между щетками и изоляционными шайбами образовался гарантированный зазор не менее 0,1 мм. Чтобы иметь доступ к щеткам при налаживании и контроле давления, в корпусе электродвигателя полезно вырезать два дополнительных окна, расположив их напротив имеющихся.

Рекомендации по повышению надежности работы центробежного регулятора скорости вращения, выбору схем транзисторных питающих устройств уже были даны на страницах журнала и могут быть использованы полностью или частично при доработке электродвигателя в магнитофоне Мрия.

За последнее время был проведен ряд новых исследовательских работ, которые открыли путь для дальнейшего усовершенствования конструкции регуляторов и схем питающих устройств. Эти усовершенствования носят принципиальный характер, их можно применить не только в магнитофоне Мрия, но и в других, магнитофонах, в которых используются электродвигатели с контактным центробежным регулятором, например ДКС-16, ЗДПРС и т. п. Заключаются они в замене регулятора с нормально замкнутыми (Н. 3.) на регулятор с нормально разомкнутыми (Н. Р.) контактами. Центробежный регулятор с такими контактами имеет важные преимущества: он дает возможность так построить схему питающего устройства, что при случайных нарушениях контактирования в разрывных контактах регулятора, двигатель не останавливается, как это имеет место в двигателях с Н..3. контактами, а вращается со скоростью выше нормальной, что способствует самозачистке контактов и восстанавливает нормальную работу регулятора.

Благодаря этому в режимах перемотка и ускоренный ход вперед каждый раз происходит автоматическая самозачистка контактов. Кроме того, Н. Р. контакты в совокупности с транзисторным питающим устройством эффективно снижают электромагнитные помехи от действия регулятора.

Принцип действия центробежного регулятора с Н. 3. контактами был описан в журнале Регулятор с Н. Р. контактами действует аналогично, с той лишь разницей, что срабатывает он не при размыкании контактов, а при замыкании. Это позволяет включать контакты в питающее устройство между эмиттером и базой транзистора. Такое включение гарантирует надежную защиту контактов от перенапряжений, обычно возникающих при коммутации, так как напряжение между эмиттером и базой транзистора не может быть выше напряжения отпирания транзистора, которое не превышает долей вольта. Схема питающего устройства электродвигателя, имеющего регулятор с Н. Р. контактами, приведена на рис. 1. Работает устройство следующим образом.

При разомкнутых контактах регулятора (при пуске двигателя и когда скорость вращения якоря меньше номинальной) между эмиттером и базой транзисторов Т1, Т2 приложено полное напряжение отпирания, они работают в режиме насыщения и проходной транзистор Т1 полностью открыт.

При замкнутых контактах (когда скорость вращения якоря выше номинальной) напряжение между эмиттером и базой транзисторов Т1, Т2 определяется переходным падением напряжения на замкнутых контактах регулятора и в скользящем контакте колец. Этого напряжения недостаточно для отпирания транзисторов, и ток якоря электродвигателя, проходящий через транзистор Т1 прерывается; по якорю течет лишь небольшой ток, проходящий через резистор R6, который недостаточен для разгона скорости якоря двигателя свыше номинальной.

Чтобы переделать Н. 3. контакты в регуляторе электродвигателя ДКС-9-2600 на нормально разомкнутые, нужно изготовить из листовой бронзы Бр. ОФ 6,5— 0,15 толщиной 0,3 мм и укрепить на плате регулятора пластинчатую пружину 1 (рис. 2). Вместо бронзы указанной марки можно использовать любую другую с хорошими пружинящими свойствами. На конце пружины укрепляют неподвижный контакт 2 в виде отрезка проволочки из чистого золота, сплава золота с медью, никелем или из сплавов платины. В крайнем случае, можно использовать старые стандартные контакты от регулятора, имеющегося в электродвигателе.

Готовую пружину-с контактом зажимают под уравновешивающий грузик 3, который запрессовывают обратно на свое место в плату 4. Другой, также проволочный, контакт 5 (подвижный) укрепляют перпендикулярно неподвижному на верхней стороне пластинчатой пружины подвижного грузика 6. Настройку производят, изменяя расстояние между контактами. Чем больше расстояние между контактами, тем больше должны быть центробежные силы, необходимые для их замыкания, и тем выше будет стабилизированная скорость вращения.

После переделки регулятора весь якорь электродвигателя нужно отбалансировать.

Для более полного использования преимуществ электродвигателя с Н. Р. контактами и повышения к. п. д. электродвигателя в режиме перемотка, в магнитофон Мрия полезно ввести дополнительную контактную группу, с помощью которой при перемотке ленты напряжение питания подается на электродвигатель, минуя транзисторное питающее устройство.

С целью установки необходимой скорости движения ленты при перемотке и ускоренном ходе вперед в цепь новой контактной группы можно ввести дополнительный резистор.

Реклама