загрузка...

 

загрузка...
Магнитофоны     |     Автостоп на ИМС

Музыкальный синтезатор

Знакомство с этим инструментом начнем с рассмотрения его структурной схемы (рис. 1). Даже беглый

взгляд конструктора, знакомого с принципами построения подобных конструкций позволит сделать вывод, что такой инструмент является классическим представителем семейства монофонических (одноголосных) мелодических синтезаторов. Для тех, кто недостаточно знаком с сутью вопроса, поясню что здесь термин монофонический имеет несколько иной смысл, чем з технике звукоусиления, (моно-стерео )- Он означает способность данного ЭМИ синтезировать одноголосное (в музыкальном смысле) звучание Термин же мелодический указывает на наличие развитых средств создания музыкальной выразительности. В связи с этим хочу напомнить, что знаменитые синтезаторы американского инженера, покорившие в 70-х годах музыкальный мир, относятся именно к этой категории инструментов.

Сокращенные обозначения функционального назначения блоков и узлов синтезатора на структурной схеме даны на английском языке. Объясняется это тем, что большинство терминов стали международным стандартом де-факто и, практически всегда, значатся на панелях любых синтезаторов. Поэтому, чтобы вам в дальнейшем было легче освоить любой синтезатор, целесообразно освоить и принятую для этих устройств терминологию. В конце статьи планируется привести словарик с толкованием наиболее часто встречающихся англоязычных терминов и их русскими эквивалентами.

Контроллер клавиатуры

(KEYBOARD) вырабатывает сигналы; START— возникающий при первом нажатии на клавиатуру, GATE — сопровождающий нажатие на любую клавишу и сигнал PITCH CONTROL, напряжение которого пропорцианьно номеру нажатой клавиши. Первый и второй сигналы — дискретные, а третий — аналоговый.

Генератор шумового сигнала (NOISE GEN) используют при синтезе звука ветра, морского прибоя, горного обвала и других подобных явлений. Генератор вибрато (L.F.O,) обеспечивает как частотную, так и тембровую вибрацию звука.

Генератор тональных сигналов (V.C.G.), управляемый напряжением сигнала PITCH CONTROL от клавиатуры, определяет строй инструмента.

Сигналы тонов и шума прямоугольной формы поступают на многоканальный амплитудный модулятор (V,CA.), На управляющий вход модулятора поступает сигнал от генератора амплитудной огибающей (Envelope 1), Промодулированные по амплитуде сигналы тонов и шума смешиваются в пассивном микшере и далее поступают на вход управляемого фильтра (V.C.F); где приобретают характерную синтезаторную тембровую окраску. А на управляющий- вход фильтр поступает сумма сигналов генератора частотной огибающей (Envelope 2), клавиатуры и генератора вибрато. Выход фильтра (Output ) является выходом всего синтезатора. Кроме того, сигнал с него поступает на вход усилителя контрольного громкоговорителя (POWER AMPL).

Необходимые амплитудно-временные характеристики звуковых сигналов в синтезаторе обеспечивают генератор тона, вырабатывающий немодулированный тон (рис, 3, а), генератор частотной огибающей, который формирует амплитудную характеристику (рис. 3, б), и амплитудный модулятор, где происходит модуляция тона огибающей (рис. 3, в).

Формирование спектральных характеристик звука, т. е. создание необходимого тембра, происходит следующим образом. Генератор тона вырабатывает когерентный набор тонов, имеющих прямоугольную форму (на рис. 4 — графики F, F/2, F/4). Этот набор тонов преобразуется в микшере в сигнал ступенчатой формы (Mix на рис. 4), обладающий определенным спектром (рис. 5, а). Фильтр с переменной частотой среза, амплитудно-частотная характеристика которого изображена на рис. 5, б, завершает формирование тембра. При этом суммарная огибающая спектра на выходе фильтра (рис. 5, а) является произведением амплитудно-частотной характеристики фильтра (рис. 5, б) и спектральной огибающей (рис. 5, а). Закон изменения тембра от времени задает генератор частотной огибающей.

 

Реклама