загрузка...
Магнитофоны | Автостоп на ИМС
Музыкальный синтезатор
Знакомство с этим инструментом начнем с рассмотрения его структурной схемы (рис. 1). Даже беглый
взгляд конструктора, знакомого с принципами построения подобных конструкций позволит сделать вывод, что такой инструмент является классическим представителем семейства монофонических (одноголосных) мелодических синтезаторов. Для тех, кто недостаточно знаком с сутью вопроса, поясню что здесь термин монофонический имеет несколько иной смысл, чем з технике звукоусиления, (моно-стерео )- Он означает способность данного ЭМИ синтезировать одноголосное (в музыкальном смысле) звучание Термин же мелодический указывает на наличие развитых средств создания музыкальной выразительности. В связи с этим хочу напомнить, что знаменитые синтезаторы американского инженера, покорившие в 70-х годах музыкальный мир, относятся именно к этой категории инструментов.
Сокращенные обозначения функционального назначения блоков и узлов синтезатора на структурной схеме даны на английском языке. Объясняется это тем, что большинство терминов стали международным стандартом де-факто и, практически всегда, значатся на панелях любых синтезаторов. Поэтому, чтобы вам в дальнейшем было легче освоить любой синтезатор, целесообразно освоить и принятую для этих устройств терминологию. В конце статьи планируется привести словарик с толкованием наиболее часто встречающихся англоязычных терминов и их русскими эквивалентами.
Контроллер клавиатуры
(KEYBOARD) вырабатывает сигналы; START— возникающий при первом нажатии на клавиатуру, GATE — сопровождающий нажатие на любую клавишу и сигнал PITCH CONTROL, напряжение которого пропорцианьно номеру нажатой клавиши. Первый и второй сигналы — дискретные, а третий — аналоговый.
Генератор шумового сигнала (NOISE GEN) используют при синтезе звука ветра, морского прибоя, горного обвала и других подобных явлений. Генератор вибрато (L.F.O,) обеспечивает как частотную, так и тембровую вибрацию звука.
Генератор тональных сигналов (V.C.G.), управляемый напряжением сигнала PITCH CONTROL от клавиатуры, определяет строй инструмента.
![](../images/magnitofoni/image042.jpg)
Сигналы тонов и шума прямоугольной формы поступают на многоканальный амплитудный модулятор (V,CA.), На управляющий вход модулятора поступает сигнал от генератора амплитудной огибающей (Envelope 1), Промодулированные по амплитуде сигналы тонов и шума смешиваются в пассивном микшере и далее поступают на вход управляемого фильтра (V.C.F); где приобретают характерную синтезаторную тембровую окраску. А на управляющий- вход фильтр поступает сумма сигналов генератора частотной огибающей (Envelope 2), клавиатуры и генератора вибрато. Выход фильтра (Output ) является выходом всего синтезатора. Кроме того, сигнал с него поступает на вход усилителя контрольного громкоговорителя (POWER AMPL).
![](../images/magnitofoni/image044.jpg)
Необходимые амплитудно-временные характеристики звуковых сигналов в синтезаторе обеспечивают генератор тона, вырабатывающий немодулированный тон (рис, 3, а), генератор частотной огибающей, который формирует амплитудную характеристику (рис. 3, б), и амплитудный модулятор, где происходит модуляция тона огибающей (рис. 3, в).
![](../images/magnitofoni/image046.jpg)
Формирование спектральных характеристик звука, т. е. создание необходимого тембра, происходит следующим образом. Генератор тона вырабатывает когерентный набор тонов, имеющих прямоугольную форму (на рис. 4 — графики F, F/2, F/4). Этот набор тонов преобразуется в микшере в сигнал ступенчатой формы (Mix на рис. 4), обладающий определенным спектром (рис. 5, а). Фильтр с переменной частотой среза, амплитудно-частотная характеристика которого изображена на рис. 5, б, завершает формирование тембра. При этом суммарная огибающая спектра на выходе фильтра (рис. 5, а) является произведением амплитудно-частотной характеристики фильтра (рис. 5, б) и спектральной огибающей (рис. 5, а). Закон изменения тембра от времени задает генератор частотной огибающей.
|