загрузка...
Любительский кинофильм | Лабораторная обработка обращаемой кинопленки
Съемка надписей
Изготовление заготовок надписей. Заготовки, т. е. оригиналы надписей, которые в дальнейшем будут пересняты на кинопленку, делают различными способами. Их можно нарисовать, вычертить или написать от руки, напечатать типографским способом, составить из вырезанных букв, напечатать на пишущей машинке. В профессиональной кинематографии надписи чаще всего рисуют или печатают типографским способом.
Очень удобно пользоваться вырезанными буквами. Но тут надо различать два технологических приема: полностью вырезанные и неполностью вырезанные буквы.
Неполностью вырезанные буквы изготовить очень просто. Выбранные шрифты должны быть нарисованы и пересняты в нужном формате на репродукционную штриховую фотопленку или фотопластинку. По мере надобности изготовляют отпечатки этих шрифтов на особо контрастной фотобумаге, которые используют для изготовления заготовок надписей. Белые буквы на черном фоне нужно выкладывать на черную бумагу, а черные буквы на белом фоне — на белую бумагу, следя за тем, чтобы между бумагой, являющейся фоном для букв, и фотобумагой не было очень заметной разницы.
В настоящее время в продаже встречаются наборы объемных букв, изготовленных из белой пластмассы. Такие буквы выкладывают на стол или стекло, приклеивают резиновым клеем, который не оставляет следов после разборки надписи.
При выкладке надписей из отдельных букв необходимо следить за тем, чтобы строчки были ровными, а буквы уложены без перекосов. Для этого прикладывают линейку или подкладывают под стекло, на котором выкладывают буквы, разлинованную бумагу.
В продаже также бывают намагниченные металлические буквы, которыми тоже пользуются кинолюбители. Приборы для съемки надписей. Съемку надписей на кинопленку можно выполнять почти любым киносъемочным аппаратом, но, кроме того, требуются некоторые приспособления. Прежде всего прибор для съемки надписей, аналогичный репродукционному прибору для фотокамеры. Он может быть вертикального или горизонтального типа. Прибор вертикального типа удобнее, так как на экране (предметном столе) этого прибора, расположенном горизонтально, можно раскладывать любые заготовки надписей, не закрепляя их.
На горизонтальном приборе с вертикальным расположением экрана, заготовки с вырезанными буквами необходимо закреплять, что создает определенные затруднения. Надписи освещают осветительными приборами либо сбоку, либо на просвет. В этом случае осветительные приборы должны быть установлены так, чтобы обеспечить равномерную освещенность в пределах снимаемого поля при отсутствии бликов.
При установке аппарата нужно позаботиться о точном кадрировании изображения без малейших перекосов, так как после съемки изображение на кинопленке не может быть исправлено.
Ввиду того что съемку надписей производят с близкого расстояния (ближе 1 м), нужно учитывать параллакс видоискателя, если киноаппарат не имеет наводки по матовому стеклу, и вводить соответствующие поправки. Для этих целей можно использовать табл. 55, которую нетрудно составить самому. Величину необходимого смещения изображения, наблюдаемого в рамке видоискателя по отношению к кадровому окну, устанавливают опытным путем при помощи делений таблицы по горизонтали и вертикали (для определенных расстояний, с которых производится съемка). Эти поправки учитывают при дальнейшей работе.
При компоновке надписи около границ кадра должен оставаться запас с учетом кэширования изображения кадровым окном кинопроектора.
Простые надписи. Технология съемки надписей весьма разнообразна, она с полным правом может быть отнесена к разделу трюковых и комбинированных киносъемок, так как в большинстве случаев надписи не просто переснимают, но впечатывают в какой-либо фон, они наплывают, исчезают, пишутся сами и т. д.
Для решения той или иной задачи по съемке надписей применяют различные сорта кинопленки. Как и в репродукционной фотографии, здесь различают штриховые и полутоновые надписи. Съемку штриховых надписей производят на позитивную кинопленку, потому что на такой пленке получают максимально контрастные надписи: белые на совершенно черном фоне или, наоборот, черные на белом фоне. На негативных кинопленках надписи получаются серыми. Для достижения максимального контраста изображения надписей проявление позитивной кинопленки с надписями производят в особо контрастном проявителе, так называемом проявителе для надписей. При съемке надписей на позитивную кинопленку большое значение имеет правильное экспонирование. Как при недодержке, так и при передержке получаются серые, вялые надписи. На панхроматической обращаемой кинопленке штриховые надписи получаются более или менее удовлетворительно, полутоновые надписи, выкладываемые на полутоновом фоне, получаются хорошо.
Надписи на движущемся фоне. Впечатывание надписей в натурные кадры можно осуществить путем двойной экспозиции. Для этого необходимо, заснять натурную сцену, перемотать в темноте кинопленку на начало, не проявляя ее, зарядить в киносъемочный аппарат и произвести второе экспонирование, засняв на этот раз белые буквы на черном фоне. Затем кинопленку проявить.
Техническое качество такой съемки зависит от правильного определения экспозиции как первой, так и второй съемок. Натурный фон не должен быть передержан, а надпись желательно проэкспонировать так, чтобы буквы получились в негативе максимально плотными. Порядок съемки натуры и надписи не имеет значения: можно сначала заснять надпись, а потом натурный фон, и наоборот. Можно также натурный фон напечатать на копировальном аппарате с кинопозитива, а затем непроявленную кинопленку зарядить в киносъемочный аппарат и снять надпись, сделанную белыми буквами на черном фоне.
Движущиеся надписи. Движущиеся надписи можно получить, применяя несложные устройства в виде вращающегося барабана или поворачивающегося экрана. Другой вид движущихся надписей получают методом покадровой съемки. Рассыпанные буквы могут двигаться по экрану и составлять нужные надписи. Это обычный прием мультипликационной съемки. Трюковые надписи из рассыпанных букв целесообразно снимать обратной съемкой.
Самопишущиеся надписи. Большое разнообразие вносят в фильм самопишущиеся надписи и надписи, которые как бы пишет на экране карандаш, перо или кисть. Такую съемку производят следующим образом. На листе бумаги в размера заготовки надписи красным или голубым карандашом, в зависимости от того, на черной или белой бумаге делается заготовка, легко намечают контур будущей надписи.
Все буквы, составляющие надпись, делят на 6—8 делений. Размеченный цветным карандашом лист заготовки будущей надписи кладут перед киносъемочным аппаратом на столик съемочного станка в нужном композиционном положении.
Съемку такой надписи производят на позитивную кинопленку, которая совершенно нечувствительна к красному цвету и обладает максимальной чувствительностью к голубому цвету. Поэтому контур и разметка надписи, сделанные красным карандашом на черной бумаге, не будут воспроизведены позитивной кинопленкой, так же как голубые надписи, сделанные на белой бумаге.
Установив заготовку надписи перед киноаппаратом, заряженным позитивной кинопленкой, приступают к покадровой съемке самопишущейся надписи. Сняв несколько пустых кадров, рисуют краской первую букву надписи от ее первого до второго деления и снимают эту фазу; после этого рисуют букву дальше, от второго до третьего деления, и опять снимают, и так до тех пор, пока вся надпись не будет вырисована и снята. При просмотре снятых таким способом надписей создается впечатление, что надписи как бы сами пишутся на экране.
Такие же самопишущиеся надписи можно получить способом подчистки. Надпись полностью пишется гуашью на стекле и при покадровой съемке постепенно счищается. При этом применяется обратная съемка.
Расчет метража надписей. Надпись должна стоять на экране столько времени, сколько требуется для того, чтобы зрители успели прочесть ее. Из этого основного условия исходят при определении длины кинокадра с надписью.
В" каждом отдельном случае скорость прочтения надписи зависит от размеров букв, степени пестроты фона надписи и т. д. Если надпись обычная, а не трюковая, метраж надписи можно определить, измерив по секундомеру время, необходимое для нормального ее прочтения.
|