загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Съемка надписей

Съемка мультипликации

Мультипликационная киносъемка — это съемка отдельными кадриками. Такая съемка дает возможность создавать иллюзию движения совершенно не движущихся при съемке объектов. Способом мультипликационной съемки можно оживить, т. е. заставить двигаться на экране кукол или другие неподвижные объекты, сделать движущимися рисунки и т. д.

Различают два основных вида мультипликации: объемную и рисованную.

Объемная мультипликация — это съемка кукол и друлетов, поездов, автомобилей, различных зданий и даже целых городских улиц или поселков.

К съемкам уменьшенных моделей прибегают в тех случаях, когда в натурных условиях снять такой объект невозможно. Если по сценарию кинофильма необходимо показать крушение поезда, морской бой или пожар большого здания, такой эпизод можно снять только с использованием макетов.

Макеты должны быть сделаны очень точно, на них должны быть воспроизведены все мельчайшие детали, чтобы на экране подделка не стала заметной.

Освещение макетов при съемке должно соответствовать тому, что свойственно данному объекту в натурных условиях. Для создания иллюзии реальности и воздушной перспективы необходимо применять при съемке различные туманные светофильтры, тюлевые экраны или задымление. Без этого макет всегда будет отличаться от натуры большей фактуркостыо и резкостью.

Чтобы снизить контраст и создать эффект воздушной перспективы, между киносъемочным аппаратом и макетом иногда устанавливают запудренные стекла или аквариум с мутной водой.

Существует способ съемки небольших макетов в аквариуме с водой. Помещенный в воду макет теряет грубые контрасты, присущие ему при съемке в обычных условиях. Водная среда заменяет собой толщу атмосферы и создает иллюзию больших расстояний между разноудаленными частями макета. В воде легко можно получить неподвижные или плавно двигающиеся облака, если растворить в воде поваренную соль (из расчета 1,5 г на 1 л воды) и затем вливать в нужных местах аквариума через узкую длинную воронку, опущенную в воду, раствор азотнокислого серебра (ляписа). Образующийся в результате химической реакции нерастворимый белый осадок (хлористое серебро) долго держится во взвешенном состоянии. Движение свободно падающих предметов в воде во много раз замедленнее, что содействует достижению иллюзии реальности при съемке малоразмерных макетов в аквариуме. Таким путем можно хорошо имитировать горный обвал, извержение вулкана, разрушение домов при землетрясении и т. п.

Киносъемку движущихся макетов в воздушной среде производят с ускоренной частотой. Чем меньше размеры миниатюрной модели, тем больше должна быть частота съемки (кадр/с).

Для определения необходимой в каждом данном случае частоты киносъемки можно пользоваться следующей формулой:

где n — частота нормальной киносъемки (24, 18 или 16 кадр/с); n к — частота съемки макета; т — масштаб макета (отношение размеров модели к размерам действительного объекта).

Пример. Если макет выполнен в масштабе 1:10, а нормальная частота киносъемки 24 кадр/с, необходимая частота съемки макета будет:

• 3,16 ≈ 76 кадр/с.

Макеты снимают и в сочетании с натурными сценами и павильонными декорациями. Такой способ комбинированной съемки называется домакеткой. Он основан на перспективном совмещении предметов натурных размеров, находящихся в удалении, и уменьшенных моделей (макетов), расположенных, на небольшом расстояния от киносъемочного аппарата.

Домакеткой можно, например, изменить вид улицы, совместив перспективно макет с существующими зданиями. Чтобы придать макету большее правдоподобие, его можно оживить. Для этого в просветах окон и дверей макета размещают людей, снимаемых в мелком масштабе, т. е. находящихся далеко позади модели здания.

Мультипликационная киносъемка — это съемка отдельными кадриками. Такая съемка дает возможность создавать иллюзию движения совершенно не движущихся при съемке объектов. Способом мультипликационной съемки можно оживить, т. е. заставить двигаться на экране кукол или другие неподвижные объекты, сделать движущимися рисунки и т. д.

Различают два основных вида мультипликации: объемную и рисованную.

Объемная мультипликация — это съемка кукол и других объемных предметов, например, деталей каких-либо машин или сооружений и т. п.

Рисованная мультипликация представляет собой движущиеся рисунки, схемы, самопишущиеся надписи и т. п. Эти виды мультипликации могут встречаться в практической работе кинолюбителя.

Профессиональная технология изготовления мультипликационных кинофильмов чрезвычайно сложна, она требует высокой квалификации исполнителей. Однако есть несложные приемы мультипликационной съемки, которые вполне доступны кинолюбителю.

Предположим, нужно показать на экране конструкцию какого-либо несложного прибора и последовательность сборки его деталей. Для этого следует разложить перед киноаппаратом в определенном порядке детали прибора, начертить на бумаге план их движения при сборке, рассчитать и разместить на плане положения каждой детали при съемке последовательных кадриков и начать покадровую съемку. Киноаппарат должен быть при этом прочно закреплен на устойчивом штативе.

После съемки каждого кадрика нужно переставить детали, которые должны получить движение на экране, в соответствующие положения согласно плану движения, нарисованному на бумаге. В результате произведенной таким образом съемки мы увидим на экране движущиеся детали, собирающиеся в определенные сочетания.

Плавность движений отдельных деталей объекта, а это главный показатель качества объемно-мультипликационного фильма, зависит от правильного расчета перемещений снимаемых предметов и от аккуратности их перестановки в новые положения. Эта работа требует опыта.

Мультипликационная съемка может и не получиться с первого раза, нужно повторить съемку, учтя неудачи первой попытки. Очень хороший результат получается, когда в качестве объекта съемки используют макет какой-либо установки, машины, сооружения. Интересные результаты дают также съемки кукол.

Создавать художественные рисованные мультипликационные фильмы чрезвычайно сложно. Для того чтобы движение на экране получалось плавным, необходимо сделать столько фазовых рисунков, сколько кадриков имеется в фильме. Рисунков должно быть множество, и они должны быть одинаковыми по технике выполнения.

Фазовые рисунки для мультипликации называются мультипликационными фазовками. Их выполняют на целлулоиде и накладывают на основной рисунок фона.

Рис. 41. Мультипликационная заготовка технического сюжета: а — собранная заготовка; 6 — элементы заготовки

Часто также накладывают друг на друга несколько целлулоидных листов, в зависимости от технологической целесообразности; как правило, каждый персонаж в данной сцене фазуется на отдельных листах целлулоида.

Некоторая неодинаковость линий рисунка движущейся фигурки на экране вполне оправдана и закономерна, в то время как предметы, находящиеся в покое, не должны иметь каких-либо колебаний, пульсаций и т. п. Вот почему целесообразно не перерисовывать на каждую фазу неподвижные объекты каждой сцены.

Рисованный игровой мультипликационный фильм создает большое число специалистов: режиссеры-мультипликаторы, художники-мультипликаторы, художники-фазовщики, контуровщики, заливщики, аэрографисты, операторы-мультипликаторы и т. д. Поэтому для кинолюбителя создание таких мультипликационных фильмов — задача весьма трудная. Но если нужно показать на экране какую-либо техническую схему или график так, чтобы они имели движение, это делается довольно просто.

Например, нужно показать принцип действия двигателя внутреннего сгорания; для этого рисуют разрез двигателя (рис. 41) без движущихся элементов, т. е.

без поршня, шатуна, маховика, клапанов, которые должны быть нарисованы отдельно и вырезаны. Сделав мультза-готовки, кладут их на столик мультипликационного станка, установив на соответствующие места подвижные детали: поршень, шатун, клапаны и маховик.

Затем составляют съемочный лист, в котором содержится расчет перемещений подвижных деталей двигателя. Выполнив эти предварительные работы, производят покадровую мультипликационную съемку согласно съемочному листу. В результате получается мультипликационный фильм, демонстрирующий в движении принцип работы двигателя внутреннего сгорания.

Очень простым способом получаются также саморисующиеся графики. График и его оцифровку нужно нарисовать белой гуашью на целлулоиде и положить на столик мультипликационного станка, подложив под целлулоид лист черной бумаги.

Мультзаготовку нужно положить перевернутой на 180°. Таким образом получается эффект обратной съемки. Засняв нужное число кадриков согласно съемочному листу, приступают к созданию движения графика. Для этого подчищают деревянной или пластмассовой палочкой гуашь, которой нарисован график, и снимают один кадрик, затем снова счищают гуашь и опять- снимают один кадрик и т. д. Нужно помнить, что при обратной съемке детали графика, счищенные в первую очередь, появляются на экране в последнюю очередь, и наоборот. Так, способом подчистки графика в сочетании с приемом обратной съемки получаются саморисующиеся графики.

Реклама