загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Съемка мультипликации

Комбинированные киносъемки

Комбинированные киносъемки — это приемы и способы съемки, позволяющие объединять в одном кадре изображения, снимаемые в разное время, в разных местах или в разном масштабе; изображение реальной натуры и актеров может дополняться рисунком или макетом. К комбинированным съемкам относятся: многократное экспонирование, перспективное совмещение, оптическое совмещение, съемки с маскированием, блуждающие маски, рир и фронтспроекция, оптическая печать и др.

Многократное экспонирование можно производить без масок и с масками. Пример многократного экспонирования без применения масок изображен на рис. 34. Здесь на одну и ту же кинопленку сделаны в разное время две экспозиции. Первая — вид улицы; вторая — падающим снег, который имитируется в миниатюре и снимается на черном фоне. В качестве черного фона при комбинированной съемке используют, как правило, черный бархат, который обладает очень малым коэффициентом отражения.

Пример многократного экспонирования с применением масок показан на рис. 35. Первая экспозиция—спящий человек может быть произведена с установленной перед киносъемочным аппаратом фигурной маской. Вторая экспозиция — то, что видит спящий во сне,— производится с контрмаской.

Способ блуждающей маски, применяемый в профессиональном кинематографе, основан на использовании сложной аппаратуры, Однако существует и более простой способ, хотя и менее совершенный. Это способ промежуточного проявления (рис. 36).

Объекты, которые необходимо ввести в какой-либо фон или действие заднего плана, должны быть сняты предварительно перед черным экраном. Затем кинопленку проявляют, но не фиксируют, а высушивают в темноте. Потом эту пленку с проявленным негативным изображением снова заряжают в киносъемочный аппарат. Теперь снимают действие с заднего плана или фон, на котором происходит действие.

Во время второго экспонирования кинопленки доступ света к светочувствительному слою будет местами ограничен под имеющимся уже на нем негативным изображением объектов, снятых при первой экспозиции. Это изображение образует ту самую блуждающую маску, которая заслоняет светочувствительный слой при второй экспозиции. После второй съемки кинопленку снова проявляют, фиксируют, промывают и высушивают как обычно.

Способ мокрой блуждающей маски (рис. 36) был применен при съемке кинофильма Человек-невидимка (по роману Г. Уэллса). Кадров, снятых этим способом, в фильме было немного, но они сыграли очень важную роль, создав определенное настроение у зрителя и впечатление ужаса, когда человек-невидимка, разматывая бинт на голове, а затем снимая с себя светлый халат, становится невидимым. В другом кадре человек-невидимка сидит в кресле против другого человека, обнаруживая себя только тем, что он курит: вынимает из коробки сигарету, чиркает спичку, закуривает и пускает дым.

Эти кадры были получены способом мокрой блуждающей маски. Актер, исполняющий роль человека-невидимки, был одет в плотно облегающий тело и голову костюм из черного бархата. Поверх этого черного костюма на нем была обычная, но светлая одежда, а голова забинтована; поверх бинта были надеты большие темные очки; на руки были надеты большие белые перчатки. Первая экспозиция производилась на фоне задника из черного бархата, и поэтому на пленке фиксировались только белые предметы: белый бинт, светлый халат и белые перчатки. После проявления негатива (без фиксирования) на пленке получилась блуждающая маска. Затем, второй экспозицией снимали комнату с обстановкой и другими актерами. В результате были получены те самые насыщенные драматизмом кадры, когда зрители как бы чувствуют присутствие человека-невидимки. Впечатление ужаса усиливалось монтажом этих кусков с другими кадрами, снятыми обычным способом: хозяйка гостиницы с выражением ужаса на лице; брошенный из-за кадра халат; перекошенное лицо полицейского и т. д. Достаточно было одного комбинированного кадра, чтобы создать настроение для всего эпизода.

Рис. 37. Совмещение рисунка с натурной сценой

Способ дорисовки кадра позволяет дополнить пейзаж или сцену с каким-либо действием неподвижными объектами.

Производственная технология способа дорисовки кадра весьма сложная, она требует высокой квалификации специалистов художников и кинооператоров, а также сложного оборудования. Однако кинолюбитель может использовать наиболее простой способ дорисовки кадра, называемый способом дорисовки на стекле.

Схематическое изображение этого способа показано на рис. 37. В данном случае к пейзажу с рекой дорисовывают мост на стекле, а затем стекло устанавливают перед киноаппаратом так, чтобы изображение моста приходилось на соответствующее место кадра.

Способ pup-проекции заключается в следующем: при помощи кинопроекционного аппарата или диапроектора на полупрозрачный экран проецируют изображение фона или какого-либо действия второго плана, а перед экраном разыгрывают дополнительное действие. Киносъемочный аппарат снимает одновременно изображение на экране и дополнительные объекты перед экраном в виде составной сцены.

Кинолюбитель не имеет возможности использовать в полной мере способ рир-проекции, так как для этого необходимы кинопроектор с мощным источником света и синфазное вращение обтюраторов проекционного и съемочного аппаратов. Однако кинолюбителю доступна так называемая миниатюрная pup-проекция, т. е. проекция фона на экран малых размеров (рис. 38).

Рис. 38. Метод рир проекции

В этом случае используют кинопроектор, допускающий остановку кадра, так как киносъемка должна быть покадровая.

Дополнительные объекты, устанавливаемые перед экраном, следует освещать таким образом, чтобы по возможности меньше засвечивать экран. В качестве экрана можно применять обычную полотняную кальку, матированную пленку или стекло.

Вытеснение кадра. Способ вытеснения в кадре одного изображения другим, когда одна сцена постепенно сдвигается к стороне кадра, заменяясь другой сценой, называется вытеснением кадра. В производственных условиях всевозможные вытеснения выполняют в кинолаборатории на специальной оптической трюковой машине. Для этого применяют заслонки, которые вдвигают и выдвигают в течение определенного времени, закрывая или, наоборот, открывая часть кадра.

Очень простой прием получения эффекта вытеснения одного кадра другим возможен в процессе монтажа кинофильма непосредственно на столе. Он заключается в следующем. После оклеивания двух кусков кинопленки проводят тушью линию или закрашивают часть кадров черным лаком (рис. 39). При просмотре на экране мы увидим, что один кадр как бы вытесняется другим.

Применение фигурных масок. Иногда по ходу действия фильма необходимо применить съемку через фигурные маски (черные заслонки с фигурными вырезами): вид в бинокль, в телескоп, в замочную скважину, в полуоткрытую дверь, из-за колонн, через окно и т. д. Некоторые фигурные маски показаны на рис. 40.

Рис. 39. Способ получения вытеснения кадра при монтаже фильма Рис. 40. Фигурные маски

Чтобы контуры маски получились в кадре достаточно резкими, их нужно устанавливать в кадровом окне съемочного аппарата перед самым эмульсионным слоем кинопленки, что в большинстве узкопленочных аппаратов не легко сделать, либо устанавливать маски на расстоянии 30—50 см перед объективом. Чем дальше от объектива будет установлена маска, тем резче ее контуры будут получаться на пленке.

Киносъемка макетов. Макетами в кино называют уменьшенные модели любых объектов: кораблей, самолетов, поездов, автомобилей, различных зданий и даже целых городских улиц или поселков.

К съемкам уменьшенных моделей прибегают в тех случаях, когда в натурных условиях снять такой объект невозможно. Если по сценарию кинофильма необходимо показать крушение поезда, морской бой или пожар большого здания, такой эпизод можно снять только с использованием макетов.

Макеты должны быть сделаны очень точно, на них должны быть воспроизведены все мельчайшие детали, чтобы на экране подделка не стала заметной.

Освещение макетов при съемке должно соответствовать тому, что свойственно данному объекту в натурных условиях. Для создания иллюзии реальности и воздушной перспективы необходимо применять при съемке различные туманные светофильтры, тюлевые экраны или задымление. Без этого макет всегда будет отличаться от натуры большей фактурностью и резкостью.

Чтобы снизить контраст и создать эффект воздушной перспективы, между киносъемочным аппаратом и макетом иногда устанавливают запудренные стекла или аквариум с мутной водой.

Существует способ съемки небольших макетов в аквариуме с водой. Помещенный в воду макет теряет грубые контрасты, присущие ему при съемке в обычных условиях. Водная среда заменяет собой толщу атмосферы и создает иллюзию больших расстояний между разноудаленными частями макета. В воде легко можно получить неподвижные или плавно двигающиеся облака, если растворить в воде поваренную соль (из расчета 1,5 г на 1 л воды) и затем вливать в нужных местах аквариума через узкую длинную воронку, опущенную в воду, раствор азотнокислого серебра (ляписа). Образующийся в результате химической реакции нерастворимый белый осадок (хлористое серебро) долго держится во взвешенном состоянии.

Движение свободно падающих предметов в воде во много раз замедленнее, что содействует достижению иллюзии реальности при съемке малоразмерных макетов в аквариуме. Таким путем можно хорошо имитировать горный обвал, извержение вулкана, разрушение домов при землетрясении и т. п.

Киносъемку движущихся макетов в воздушной среде производят с ускоренной частотой. Чем меньше размеры миниатюрной модели, тем больше должна быть частота съемки (кадр/с).

Для определения необходимой в каждом данном случае частоты киносъемки можно пользоваться следующей формулой:

где n — частота нормальной киносъемки (24, 18 или 16 кадр/с); n к — частота съемки макета; т — масштаб макета (отношение размеров модели к размерам действительного объекта).

Пример. Если макет выполнен в масштабе 1:10, а нормальная частота киносъемки 24 кадр/с, необходимая частота съемки макета будет:

• 3,16 ≈ 76 кадр/с.

Макеты снимают и в сочетании с натурными сценами и павильонными декорациями. Такой способ комбинированной съемки называется домакеткой. Он основан на перспективном совмещении предметов натурных размеров, находящихся в удалении, и уменьшенных моделей (макетов), расположенных на небольшом расстоянии от киносъемочного аппарата.

Домакеткой можно, например, изменить вид улицы, совместив перспективно макет с существующими зданиями. Чтобы придать макету большее правдоподобие, его можно оживить. Для этого в просветах окон и дверей макета размещают людей, снимаемых в мелком масштабе, т. е. находящихся далеко позади модели здания.

Реклама