загрузка...
Любительский кинофильм | Комбинированные киносъемки
Простейшие приемы трюковой киносъемки
Трюковыми киносъемками называют съемки эпизодов с изображением необычных действий и явлений, создающих неожиданные эффекты, возможные только в кинематографе.
Замедленная и ускоренная киносъемки дают возможность создавать движение на экране или ускоренным (при замедленной съемке), или замедленным (при ускоренной съемке).
Этими приемами можно усилить характеристику человека. Например, в общении с людьми он медлителен (снимается ускоренной съемкой) или необычно подвижен (снимается замедленной съемкой 12 или 8 кадр/с).
Сцены погони всегда снимают с несколько замедленной частотой съемки, отчего темп движения ускоряется и усиливается впечатление погони. Крупные планы пробуждающегося от сна человека снимают ускоренной съемкой.
Обратная киносъемка создает на экране движение в обратном направлении. Например, дым идет не из трубы, а как бы втягивается в трубу; черепки разбитой чашки не разлетаются, а собираются и складываются, образуя целую чашку.
Эффект обратного движения на экране можно получить следующими приемами.
1. Если киносъемочный аппарат имеет обратный ход, съемку производят с вращением механизма в обратном, направлении. Перед началом съемки при закрытом объективе пропускают рассчитанное количество метров кинопленки в прямом направлении, чтобы не засветить ранее отснятую кинопленку. После выполнения обратной съемки снова пропускают снятую обратным ходом кинопленку вперед.
Если киносъемочный аппарат не имеет обратного хода, киноаппарат ставят в перевернутое положение на 180° (перевернуть вверх ногами) и снимают с прямым ходом. Этот прием можно рекомендовать только при использовании кинопленки с двусторонней перфорацией. Если кинопленка имеет перфорации только с одной стороны (8-мм кинопленка), то при монтаже кинофильма потребуется вклеить ее обратной стороной, чтобы перфорации склеиваемых монтажных кусков, один из которых снят нормально, а другой обратным ходом, оказались с одной стороны. При этом на экране получится зеркальное изображение (правое — слева, левое — справа). Преодолеть это неудобство можно, если производить обратную киносъемку через отражение в зеркале.
Установив перед объективом оборачивающую призму, дающую перевернутое на 180° изображение, можно снимать прямым ходом любым киносъемочным аппаратом.
Прием стоп дает возможность создать на экране эффект внезапного превращения. Например, мгновенно исчезает с головы человека шляпа или также мгновенно появляется другой убор. Прием этот состоит в том, что в определенный момент по команде киноаппарат останавливают, на снимаемом объекте производят необходимые изменения, и съемка продолжается. При монтаже фильма из кинопленки вырезают липшие кадрики, и на экране зритель видит внезапное изменение или превращение. Этот прием стоп можно применить при съемке любым киноаппаратом.
Затемнение, т. е. постепенное исчезновение в темноту всей сцены, осуществляется последовательным уменьшением экспозиции посредством диафрагмирования объектива или уменьшения угла раскрытия обтюратора до полного закрытия.
Из затемнения — этот прием осуществляется постепенным увеличением экспозиции до нормальной; дальше киносъемка (без остановки) продолжается как обычно. Способы выполнения те же, что и в затемнении.
Наплыв — постепенное исчезновение одной сцены и одновременное появление другой — получается при наложении на один и тот же отрезок кинопленки двух экспозиций — в затемнение и из затемнения. Если начало уменьшения экспозиции при первой съемке совпадает с началом увеличения экспозиции при второй съемке, обе экспозиции образуют одновременно два изображения, одно из которых постепенно пропадает, а другое усиливается.
Наплыв выполняют в три приема: 1) в определенный момент съемки первого кадра начинают постепенно уменьшать экспозицию (закрывать диафрагму или уменьшать щель обтюратора) до их полного закрытия и останавливают съемку; 2) затем отматывают назад в подающую кассету кусок кинопленки до того места, от которого началось уменьшение экспозиции; 3) после этого устанавливают киноаппарат для съемки второго кадра, который должен постепенно сменить первый. Затем одновременно с началом съемки медленно увеличивают экспозицию (открывают диафрагму или увеличивают щель обтюратора) до ее нормального значения при данных условиях освещения и продолжают съемку второго кадра с нормальной экспозицией без остановки.
Если расчет экспозиций сделан неточно или две экспозиции совмещены неправильно, в период наплыва может образоваться темный , провал или неприятное высветление на экране.
Выполнять наплыв при съемке ручным, любительским аппаратом, не имеющим для этого автоматического устройства, довольно сложно. Дело в том, что открывание и закрывание диафрагмы должно производиться не равномерным вращением кольца оправы, а равномерно замедленным при первой экспозиции и равномерно ускоренным при второй, так как уменьшение экспозиции пропорционально квадрату входного зрачка объектива. Кроме того, открывание как и закрывание диафрагмы нужно производить в строго определенное время. Нормальная продолжительность наплыва 3—4 с.
Сочетание наплыва с приемом стоп дает возможность осуществлять многие трюковые эффекты, когда изменение в кадре происходит не мгновенно, а постепенно и плавно. Представим себе такой кинокадр: укрупненный средний план молодого человека в обычном костюме; панорамируем вниз на ноги, затем наплыв — и мы видим ноги в той же позе, но уже в хоккейных ботинках и с наколенниками, появляется хоккейная клюшка: медленное панорамирование вверх до среднего плана того же молодого человека, но уже в одежде хоккеиста.
Наплыв может быть применен и в качестве монтажного приема, когда необходимо показать изменение но времени: например, на экране показывается пейзаж -место будущего строительства завода; затем следует наплыв — и мы видим на этом же месте панораму строительства; далее опять наплыв, и на экране завершенное сооружение.
Таким образом за 15—20 с можно показать большой отрезок времени. Саму киносъемку на месте строительства можно не производить, использовать фотографии, которые репродуцировать на кинопленку с применением наплывов.
В технических фильмах наплыв успешно применяют при показе устройства различных машин и механизмов.
Например, общий вид какой-либо машины, затем следует наплыв и та же машина уже со снятой крышкой (или кожухом); далее опять наплыв — и мы видим детальное устройство машины.
|