загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Киносъемка в интерьерах

Киносъемка в различных условиях

КИНОСЪЕМКА НА НАТУРЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОСВЕЩЕНИИ

В ясную погоду все объекты освещаются направленным солнечным светом и рассеянным светом неба и окружающих предметов. Теневые места бывают освещены только рассеянным светом.

В этих условиях интервал яркостей объектов, расположенных в тени, определяется только их отражающей способностью, а объектов, освещенных прямыми солнечными лучами, еще и контрастом освещения, т. е. отношением освещенностей прямыми солнечными лучами плюс рассеянный свет к освещенности только рассеянным светом. Общий интервал яркостей при этом возрастает и часто превышает фотографическую широту кинопленки, особенно при съемках против света.

При съемке общих планов, когда объекты расположены так, что лучи солнца падают на них сверху и со стороны киносъемочного аппарата или несколько сбоку, а участки теней невелики в сравнении с размерами поверхностей, освещенных солнцем, непроработанность деталей в тенях не нарушает общего эстетического впечатления. Но при съемке объектов средними и крупными планами, особенно лиц людей, глубокие тени делают изображение неприятным. Поэтому возникает необходимость в подсветке теней на объектах съемки.

Дополнительную подсветку теневых участков объекта можно получить, выбирая более подходящее место для съемки, где окружающие предметы (светлая одежда стоящих рядом людей, светлая стена здания и т. п.) отражают свет. В иных случаях необходимо применение специальных отражателей-подсветов или осветительных приборов. Применяют также затенители, представляющие собой легкую раму с натянутым на нее тюлем или другой тонкой белой материей. С помощью затенителя снижают освещенность от прямых солнечных лучей на объектах переднего плана, главным образом лица человека при съемке его крупным планом.

При съемке в солнечную погоду большое значение имеет выбор времени, когда объект освещен наиболее благоприятно. Направленный . солнечный свет хорошо выявляет объемные формы предметов, создавая светотеневое изображение. При боковом освещении направленным светом особенно хорошо выявляется фактура поверхности. Однако снимая человека, нужно заботиться не только о выявлении объема и фактуры, но и сделать все возможное, чтобы показать его лицо и выражение глаз. Глубокие тени в глазных впадинах, под носом и подбородком всегда производят неприятное впечатление. По этому высокое положение солнца, когда направленный свет падает на объект сверху, оказывается самым неподходящим, для съемки людей, особенно крупным и средним планами.

Наиболее благоприятное освещение лица получается, когда солнце находится на высоте от 20 до 50° над горизонтом и освещает лицо несколько сбоку от киноаппарата.

При натурной съемке в ясную погоду почти всегда целесообразно применение компенсационного светофильтра желтого цвета для правильного воспроизведения тональности в черно-белой гамме цветных объектов съемки, особенно когда в кадр входит голубое небо. Применение оттененных желтых, оранжевых и даже красного светофильтров может улучшить живописность пейзажа. Разумеется, в данном случае речь идет о съемке на черно-белую кинопленку. При цветной киносъемке применяют балансирующие и конверсионные светофильтры, исправляющие цветовую температуру освещения к той, для которой сбалансирована цветная кинопленка (см. с. 77).

Для съемки при солнечном освещении лучше всего использовать кинопленки малой или средней светочувствительности, так как они обладают меньшей зернистостью, дают возможность получать более сочное, богатое мельчайшими деталями изображение. Кроме того, исключается необходимость сильного диафрагмирования объектива. При необходимости применять высокочувствительную кинопленку следует подбирать нейтрально-серый светофильтр таким образом, чтобы правильная экспозиция была получена при диафрагме 1:5,6 или 1:8. При более сильном диафрагмировании объектива ухудшается общая резкость изображения.

Киносъемка на натуре в пасмурную погоду

В пасмурную погоду все объекты съемки освещены рассеянным светом неба и в меньшей степени, чем при прямом солнечном свете, рассеянным светом от окружающих предметов. При этом освещенность горизонтальных поверхностей заметно больше освещенности вертикальных.

Несмотря на то, что резкие тени отсутствуют, тем не менее впадины глаз на лицах людей освещены слабее, чем верхняя часть головы, лба и плеч. На фотографии человека, снятого крупным или средним планом в пасмурную погоду, общий тон лица серый, глаза блеклые. Поэтому съемку людей крупными и средними планами необходимо производить с применением искусственной подсветки. Свет должен быть направлен от киноаппарата, чтобы избежать образования заметных теней и не нарушать общего впечатления пасмурной погоды.

Для подсветки от аппарата удобно пользоваться портативными осветительными устройствами, смонтированными непосредственно на киноаппарате. Можно также применять отражатели-подсветки.

Следует иметь в виду, что при съемке на натуре в пасмурную погоду нельзя допускать недодержки во избежания потери сочности изображения. Для негативной кинопленки желательна такая экспозиция, чтобы негатив получился плотный, но ни в коем случае не передержанный. Для обращаемой пленки необходима очень точная экспозиция, так как при небольшой недодержке изображение становится вялым, а при передержке — слишком светлым, тогда теряется впечатление пасмурной погоды.

Негативную черно-белую кинопленку, экспонированную в условиях пасмурной погоды, желательно проявлять до несколько большего значения гаммы (γ = 0,8—0,85 вместо 0,65).

Необходимо особо выделить случай, когда солнце находится за тонким слоем облаков и наблюдается освещение направленно-рассеянным светом. Такое освещение во многих случаях оказывается наиболее благоприятным для съемки крупных планов, так как контрастность освещения небольшая и отпадает необходимость в применении подсветки теней или ослабления направленного света с помощью затенителей.

При киносъемке во время дождя или после дождя блики от мокрого асфальта и других поверхностей различных предметов несколько увеличивают интервал яркостей объекта и одновременно придают изображению живописность.

Чтобы лучше показать дождевые капли, следует использовать подсветку контровым светом по переднему плану.

Киносъемка в условиях сумеречного освещения

Во времени, разделяющем день и ночь, происходит быстрое изменение условий освещения. Когда солнце склоняется к горизонту, путь его лучей сквозь атмосферу увеличивается, что уменьшает освещенность земной поверхности как прямым солнечным светом, так и рассеянным атмосферой. В дневных условиях эта зависимость освещенности от высоты положения солнца невелика, но когда солнце опускается до 5—12° над горизонтом, убывание освещенности резко ускоряется. Это и считается началом сумерек.

В период сумерек освещенность земной поверхности изменяется почти в миллиард раз: 10 000—100 000 лк — днем, до 0,0001 лк — ночью. В тропиках, где солнце круто опускается к горизонту, сумеречное время составляет 10—15% всего суточного времени, тогда как на высоких широтах оно возрастает до 30—40%, образуя белые ночи. В полярных районах в весенний и осенний периоды непрерывные сумерки длятся неделями.

Сумеречная освещенность, как и дневная, в большой степени зависит от метеорологических условий. При облачности освещенность уменьшается до 10 раз, однако закономерность снижения освещенности остается практически неизменной.

В течение сумерек не только уменьшается освещенность, но и меняется спектральный состав солнечного света. Цвет солнца по мере приближения его к горизонту Становится более желтым, затем оранжево-красным и к моменту захода — темно-красным. Одновременно окрашивается и небо. В той стороне, где солнце зашло, оно приобретает желтовытые и оранжевые тона, а над противоположной частью горизонта появляется бледная полоса со слабо выраженной гаммой цветов.

При ясной погоде заход солнца сопровождается образованием вдоль всего солнечного горизонта яркой красной полосы зари, переходящей в оранжевую, желтую и еще выше — в зелено-голубую И синюю. В то же время у противоположного горизонта медленно поднимается синевато-серый тусклый сегмент тени земли, окаймленный розовым поясом. Облака и вершины гор становятся алого и пурпурного цвета. Затем пурпурный цвет затухает, облака темнеют.

Все эти явления развиваются по-разному в различных метеорологических условиях, и каждые сумерки неповторимо индивидуальны. Изменения сумеречных картин значительно более разнообразны по сравнению с дневными.

Киносъемку в условиях сумерек принято называть режимной из-за короткого сумеречного времени, когда вечернее небо имеет определенную яркость. Для выполнения такой съемки необходимы строгий режим и оперативность в работе. Чтобы получить желаемый эффект вечера или ночи, требуется опыт, который приобретается пробными съемками с замерами яркости неба. Экспонометри-ческие замеры при режимных съемках должны быть точными, тем более что такие съемки, как правило, производят с применением подсветки кинопрожекторами. Яркость неба и освещенность, создаваемую на объектах переднего плана, нужно правильно сбалансировать, только тогда может быть достигнут желаемый изобразительный эффект.

Так как яркость неба изменяется очень быстро, экс-понометрические замеры необходимо производить также быстро и непосредственно перед съемкой каждого кадра (съемочного плана) или дубля. С уменьшением яркости неба нужно быстро снижать освещенность на объектах переднего плана либо отдалением и расфокусировкой осветительных приборов, либо установкой сеток на осветительных приборах.

Киносъемка днем под ночь

Наиболее удачные кинокадры на черно-белой панхроматической кинопленке, изображающие ночные сцены, получаются при ярком солнце, сине-голубом небе и задне-боковом освещении объектов. При полном контровом освещении на объектах появляются световые контуры, которые хороши только для общих планов, но лишают предметы переднего плана, главным образом лица людей, объемности.

В ночных сценах небо должно быть почти черным, поэтому первая задача кинооператора заключается в подборе соответствующего светофильтра для притеснения неба. Для этой цели можно применять оранжевые или красные светофильтры ОС-12, ОС-14, КС-11 или КС-14. Часто пользуются сочетанием красного светофильтра с зеленым. Сложенные вместе, они действуют так же, как красный, но немного притемняют телесные цвета, которые при одном красном светофильтре воспроизводятся слишком светлыми. Дело в том, что красные светофильтры усиливают контраст, а зеленые — снижают. Поэтому, чем сильнее нужно смягчать тени, тем плотнее следует ставить зеленый светофильтр. Поскольку в общих планах правильным воспроизведением тональности лиц людей можно пренебречь, то сочетанием красного и зеленого светофильтров пользуются только при съемке крупных и средних планов с людьми, а общие планы снимают с плотным красным светофильтром. Однако надо обращать внимание на то, чтобы цвета одежды и фона не воспроизводились по разному при замене светофильтров и, если возникает сомнение, необходимо произвести пробную съемку.

Когда съемку всех планов — общих, средних и крупных — ведут только с красным светофильтром, надо иметь в виду, что лица людей получатся светлее, чем желательно.

Напомним, что для притемнения закрытого облаками белого неба бесполезно применять цветные светофильтры,— они действуют только при голубом небе. Когда небо белое, а не голубое, съемку под ночь с включением в кадр неба можно производить лишь в некоторых случаях, когда имеется возможность применить оттененный нейтрально-серый светофильтр. Он уменьшает яркость даже совершенно белого неба и создает нужный экспозиционный баланс между небом и передним планом, если объекты переднего плана не переходят в зону оттененного светофильтра.

В большинстве случаев для получения ночного эффекта экспозиция должна быть в два или три раза меньше нормальной. Только в пасмурную погоду недодержка при использовании оттененного нейтрально-серого светофильтра может быть несколько меньше.

Для получения недодержки существует несколько способов. Поставив светофильтр перед объективом, можно не учитывать необходимого увеличения экспозиции, если оно близко к нужной степени недодержки. Например, поставленный светофильтр требует увеличения экспозиции вдвое, чтобы получить нормальный результат. В этом случае кратность светофильтра можно не учитывать и установить диафрагму, как для съемки без светофильтра.

Необходимую недодержку можно получить также с помощью нейтрально-серого светофильтра. Экспозицию рассчитывают с учетом кратности красного светофильтра или сочетания красного и зеленого светофильтров. Потом добавляют нейтрально-серый светофильтр нужной кратности. Без учета действия нейтрально-серого светофильтра необходимая недодержка получается автоматически.

Когда небо недостаточно голубое, чтобы можно было с помощью красного светофильтра получить его притемненным и, если невозможно применить оттененный нейтрально-серый светофильтр, надо по возможности не включать в кадр небо и снимать на фоне зданий или деревьев.

В ночных эпизодах всегда желательно отделить людей от фона, поэтому немаловажную роль играет контраст между передним и задним планом. При этом темная одежда людей будет сливаться с темным фоном и люди будут плохо видны. Ночной эффект получается лучше, когда фон темный, а люди в светлой одежде, хотя и не обязательно в белой. Сочетание же темной одежды и светлого фона дает силуэт, а не эффект ночи. Преимущество заднебокового освещения заключается именно в том, что люди рисуются бликующей световой каймой на неосвещенном фоне.

Для съемки ночных кадров днем можно применять инфрахроматическую кинопленку, особенно, когда нужно получить эффект лунной ночи. Общие планы с черным небом, белой листвой деревьев и глубокими тенями получаются очень красивыми.

Киносъемка ночью

Улицы больших городов в вечернее время, ярко освещенные витрины магазинов, подъезды театров, аэровокзалов и других общественных зданий, аттракционы в парках представляют собой живописные картины, которые бывает желательно заснять для кинофильма.

Не менее интересными могут быть и натурные пейзажи при лунном свете как зимой, так и летом, особенно у пруда, озера или реки, когда на водной поверхности образуется полоса отражения лунного света.

Съемки вечернего города можно отнести к самым интересным, но в то же время и самым трудным. Картину вечернего города составляют различные световые пятна: фонари уличного освещения, огни витрин, подфарники автомашин и др. Все это вырисовывается на темном или абсолютно черном фоне, так как заполняющий свет отсутствует.

Характер городских улиц меняется в зависимости от времени года и состояния погоды. Так, в дождливую погоду повышается живописность благодаря отражению огней от мокрого асфальта мостовой и тротуаров. Зимой при свежевыпавшем снеге условия съемки городских улиц наиболее благоприятны, так как усиливается общая освещенность и уменьшаются резкие черные провалы между огнями. Автомобили и люди отчетливо вырисовываются на фоне снега. Очень интересные кинокадры могут быть выполнены во время снегопада.

Для съемки ночных сцен необходимо использовать наиболее высокочувствительную кинопленку. При съемках ночных сцен основная задача — определение правильной экспозиции, так как применение фотоэлектрического экспонометра в этих условиях малоэффективно, за исключением отдельных случаев, как, например, при съемке витрин магазинов или вблизи от них.

Опыт показывает, что киносъемка наиболее освещенных центральных улиц больших городов вполне осуществима. Малый формат узкопленочного кадра здесь имеет преимущество, так как позволяет снимать при максимальном раскрытии диафрагмы светосильного объектива.

Съемки уголков города, переулков, общих видов города ночью с верхних точек можно производить с замедленной частотой 8, 6 или 4 кадр/с.

Реклама