загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Обычная киносъемка

Выразительные средства кинематографа

ПОСТРОЕНИЕ КИНОКАДРА

Кинокадр — снимок на кинопленке, на котором зафиксирована одна из последовательных фаз движения или статического положения объекта съемки.

Особенности построения кинокадра, которому подчиняются пространственное, тональное, колористическое решения, характер освещения, масштаб изображения и определение границ отображаемого пространства, способствуют наиболее полному раскрытию идеи и содержания снимаемого эпизода или сцены.

При построении кинокадра учитывают особенности композиции изображений движущихся объектов.

Кинофильм состоит из большего числа монтажных кадров, которые представляют собой отдельные куски пленки, являющиеся составной частью фильма и содержащие определенный смысловой отрывок (момент действия). Смежные монтажные кадры (снимаемые в разное время и в различных местах) органически связаны друг с другом. Их соединение при монтаже фильма создает логическую последовательность и непрерывность происходящего на экране действия.

Нельзя хорошо смонтировать эпизод кинофильма, если не все кадры сняты монтажно, хотя некоторые из них могут быть и очень эффектны. Следовательно, монтажностъ является важнейшим требованием к изобразительному решению каждого кинокадра.

Не менее важное требование к кинокадру — это простота и логичность композиционного построения.

Если фотографию мы можем внимательно и детально рассматривать неограниченно долгое время, то кинокадр видим лишь непродолжительное время, после чего он сменяется другим. Изображение в кинокадре должно быть построено так, чтобы оно быстро воспринималось зрителем и чтобы изображаемые предметы узнавались сразу. Именно для этого необходимы и ясность изобразительной формы и логичность монтажной конструкции.

В кинокадре не должно быть ничего лишнего. Все должно соответствовать главной задаче — идее фильма. Следует найти правильное соотношение фона и действия на втором плане с изображением сюжетно важных объектов переднего плана, используя для этого приемы композиционного решения, акцентирующие внимание зрителя на главном объекте.

Для выявления главного, наиболее важного и привлечения внимания к нему зрителя могут служить следующие элементы композиции кинокадра: переход на более крупный план, ракурсное изображение предмета и свето-тональный акцент.

Кинематографические планы

Одним из важнейших средств кинематографической выразительности является показ людей разными планами: обидим, средним, крупным и сверхкрупным.

Планы кадров различают по крупности, однако единая терминология их обозначения не установлена. Существуют названия планов применительно к показу человека (рис. 19). По отношению к неодушевленным предметам и пейзажам эти обозначения не применяются.

Точной классификации планов не существует, так как они могут быть самыми разнообразными. Обычно дается лишь их ориентировочное определение.

Рис. 19. Планы кадров: а—общий; б—средний дальний; в — средний; г — крупный; д — сверхкрупный (деталь)

Общий план показывает действие в целом в окружающей обстановке. Его роль главным образом описательная. Длительность показа на экране сцены, снятой общим планом, должна быть достаточно большой, чтобы зритель успел рассмотреть ее содержание.

Средний план может быть разным: на среднем дальнем плане человек показывается почти во весь рост; на среднем — немного приближенным, примерно до колен. На среднем ближнем — почти по пояс.

Средние планы, акцентируя внимание зрителя, выделяют из общего плана сюжетно важные части (одного или несколько действующих лиц, с деталями окружающей обстановки). Кадры, снятые средними планами, дают возможность увидеть действия людей. Все трудовые процессы, показанные средними планами, получаются наиболее наглядно.

Крупный план позволяет сконцентрировать внимание на лице человека, на его эмоциональном состоянии, передать тончайшие нюансы мимики.

Сверхкрупный план дает возможность рассмотреть мельчайшие подробности предметов. Здесь во весь экран можно показать лишь часть лица человека, например, одни только глаза или губы, детали костюма, а также небольшие предметы, часто играющие важную роль в содержании фильма.

В научных фильмах крупные планы иногда имеют особо важное значение, когда рассматривают мелкие детали, не только видимые невооруженным глазом, но и наблюдаемые в лупу или микроскоп.

Глубинный план (рис. 20). Действующие лица расположены на разных расстояниях от киноаппарата, и в одном кадре их изображения получаются разной крупности.

Если при киносъемке применяется объектив с переменным фокусным расстоянием или движение киноаппарата (наезд или отъезд), понятие общий, средний и крупный план означает основные положения киноаппарата относительно снимаемых объектов. Например, приближение к объекту называют: переход с общего или среднего плана на крупный.

Выбор крупности плана можно считать началом композиционного построения кинокадра. Каким планом (общим, средним или крупным) следует снимать тот или иной кинокадр, зависит от авторского замысла построения эпизода. Разбивка эпизодов на кадры и планы намечается уже в режиссерском сценарии и в операторской раскадровке.

Принцип равновесия

Правильно размещенные в кадре предметы создают ощущение устойчивости и композиционной стройности.

На рис. 21 приведены два кадра пейзажа. На рис. 21, а объекты сосредоточены в правой части кадра, в то время как левая часть не заполнена. Поэтому он кажется незавершенным. Рис. 21, б построен с соблюдением принципа равновесия. Его левая часть гармонично согласуется с правой. Левая и правая стороны кадра взаимно уравновешивают друг друга.

Ракурс

Ракурсами называют перспективные сокращения при киносъемке под углом сверху или снизу. Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, позволяет подчеркнуть точку видения. Например, с нижней точки мы лучше ощущаем высоту сооружения. С верхней точки эффектнее выглядят движение транспорта, перемещение массы людей на улице.

Рис. 22. Ракурсное построение изображения: а — вид снизу вверх; б — вид сверху вниз

Ракурсные съемки широко и разнообразно используют в документальной и событийной киносъемке, в спортивном и военном репортаже.

Пример ракурсного построения кадра показан на рис. 22.

Перспектива

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предметов в пространстве.

Существует перспектива линейная (связанная с изменением масштабов в зависимости от удаления предметов) и перспектива тональная или воздушная (связанная с расстоянием в зависимости от толщины слоя воздуха). С помощью этих двух видов перспективы в изображении создается представление о глубине пространства на экране.

Главным свойством линейной перспективы является стремление линий, идущих как бы в глубь экрана, сходиться в одной точке.

Воздушная перспектива создает ощущение глубины пространства тем, что по мере удаления предметы становятся все более высветленными, менее насыщенными по цвету и лишенными четкости.

Усилить или ослабить перспективу (глубину пространства) помогает построение кадра. Если на переднем плане поместить темные или не освещенные предметы, впечатление глубины пространства станет более ощутимым (рис. 23).

Рис. 23. Темные или не освещенные солнцем предметы переднего плана усиливают впечатление глубины пространства

Рис. 24. Широкоугольный объектив воспроизводит перспективу с более выраженным сокращением линий (о): длиннофокусный, наоборот, уменьшает различие в масштабе изображения переднего и заднего плана (б), сокращая тем самым линейную перспективу

На передачу глубины пространства оказывает большое влияние угол изображения киносъемочного объектива. Широкоугольные (короткофокусные) объективы воспроизводят перспективу с более выраженным сокращением линий (рис. 24, а); длиннофокусные (24, б), наоборот, ослабляют ощущение глубины пространства. Надо уметь правильно их использовать в зависимости от конкретных художественных задач.

Реклама