загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Способы замера яркости объектов съемки

Экспонометрия киносъемки

Определение правильной экспозиции при киносъемке — важнейшая задача кинооператора. Качество фотографического изображения — контраст, проработка деталей в тенях и светах, цветовоспроизведение и общая тональность изображения всецело зависят от правильного экспонирования кинопленки. В сенситометрическом отношении экспозиция — это количество освещения И, представляющее собой произведение освещенности светочувствительного слоя кинопленкиЕ (лк) на время освещения t (с), т. е.

Понятие экспозиция H = Et (лк/с.) не следует смешивать с выдержкой (продолжительность освещения).

Выдержка зависит от угла раскрытия обтюратора в киносъемочном аппарате и частоты киносъемки. Она может быть определена по формуле:

где а — угол раскрытия обтюратора (°) и n — частота киносъемки (кадр/с).

Освещенность светочувствительного слоя кинопленки в кадровом окне киносъемочного аппарата зависит от ряда факторов: освещенности снимаемой сцены и отражающей способности объектов съемки; относительного отверстия объектива (диафрагмы); кратности светофильтра (если таковой применяют),

Окончательный фотографический результат определяется также светочувствительностью кинопленки и ее проявлением после экспонирования.

Взаимосвязь всех факторов, определяющих правильную экспозицию при киносъемке, может быть представлена следующей схемой (рис. 18).

Чтобы достичь желаемого изобразительного решения на экране, кинооператор должен уметь учитывать эти факторы и находить всякий раз правильную экспозицию.

Что такое правильная экспозиция?

Правильная экспозиция при киносъемке в данных условиях освещения — это такое сочетание диафрагмы объектива и выдержки, при котором будет получено наилучшее фотографическое изображение на применяемой кинопленке после ее лабораторной обработки.

Для фотографического качества кинофильма очень важно также, чтобы все монтажные кадры, составляющие какой-либо эпизод, имели одинаковую тональность и деталированность как по сюжетно важным объектам, так и по сценам в целом.

Критерии оценки правильности экспозиции при съемке на негативную и обращаемую кинопленку существенно различаются. Это всегда следует учитывать кинолюбителю, использующему, как правило, обращаемую кинопленку. Негативное изображение является промежуточным этапом в получении той картины, которую мы должны увидеть на экране. В позитивном процессе негативное изображение, еще можно доработать и улучшить, главным образом в отношении тональности, а цветное изображение можно улучшить и в отношении цветовоспроизведения. Современные негативные черно-белые кинопленки и в несколько меньшей мере цветные при съемке большинства сцен со средним интервалом яркостей допускают варианты экспозиций, исключая явную недодержку и сильную передержку. Негативы, полученные при разных экспозициях в пределах прямолинейного участка характеристической кривой кинопленки, различаются общей плотностью, но практически могут быть равноценными. Соответствующим подбором силы печатающего света можно получить одинаковые по тональности и деталированности позитивные изображения с разных по плотности негативов.

Следовательно, при съемке на негативную кинопленку существует определенный интервал правильных экспозиций, ограничиваемый фотографической широтой кинопленки. При этом чем меньше интервал яркостей в снимаемой сцене, тем больше может быть допущено вариантов экспозиций.

Негативную кинопленку обычно экспонируют по теням, т. е. заботятся в первую очередь о том, чтобы наименее освещенные участки снимаемой сцены получили проработку в негативном изображении. Отсюда возникло правило: лучше немного переэкспонировать, чем недоэкспоиировать. Однако это правило применимо только для негативной кинопленки.

При съемке на обращаемую кинопленку как на черно-белую, так и на цветную, это правило совершенно неприемлемо. Даже при небольшой передержке в обращенном позитивном изображении ухудшается восцроизведение деталей в светах, где они наиболее различимы. Изображение, лишенное деталей в светлых участках, производит неприятное впечатление, так как в первую очередь ухудшается фотографическое воспроизведение лица человека.

Недодержка, даже небольшая, означает, что наиболее светлые объекты в снимаемой сцене получатся на пленке, а следовательно, и на экране более темными. Все изображение окажется в низкой тональности, т. е. темным.

Интервал правильных экспозиций при съемке на обращаемую кинопленку чрезвычайно мал. Строго говоря, правильной экспозицией может быть лишь одна, от которой возможны самые незначительные отклонения.

Почему это так? Потому что от экспозиции зависит оптическая плотность почернения фотографического слоя кинопленки. Если негативные изображения могут быть светлее или темнее, а необходимые оптические плотности в позитивном изображении устанавливают подбором копировального света в процессе получения позитива, то в обращенном позитивном изображении оптические плотности определяются экспозицией при съемке.

Итак, критерием правильной экспозиции при съемке на обращаемую кинопленку является яркость наиболее светлых сюжетно важных деталей сцены, а не темных, как при съемке на негативную кинопленку.

Естественно, может возникнуть вопрос: что считать наиболее светлыми деталями сцены? Могут ли это быть блики или сами источники света, иногда входящие в кадр? Конечно, нет!

Наиболее светлыми следует считать только те детали, которые являются сюжетно важными. Такие детали должны быть не только светлыми, но и передавать на кинопленке фактуру поверхности. В жанровых сценах с людьми, в особенности на средних и крупных планах, сюда относится, в первую очередь, освещенная солнцем или любым источником рисующего света сторона лица человека. В пейзажных кадрах — это облака, в интерьерах — наиболее освещенные его части.

Несоблюдение правила — экспонировать по светам — при съемке на цветную обращаемую кинопленку приводит еще и к нарушению правильности цветовоспроизведения.

Интервал яркостей снимаемой сцены зависит от отражательной способности отдельных деталей объектов съемки и от контраста освещения.

При освещении равномерно рассеянным светом, какое бывает, например, в пасмурную погоду, интервал яркостей минимальный; он определяется только соотношением коэффициентов отражения поверхностей объектов съемки.

В солнечную погоду или при освещении объектов съемки источником искусственного направленного света образуются тени, которые увеличивают интервал яркостей в снимаемой сцене.

При боковом и особенно при контровом освещении интервал яркостей часто достигает такого значения, которое превосходит фотографическую широту кинопленки. В таких случаях правильной экспозицией будет та, которая отвечает изобразительному замыслу наилучшего воспроизведения сюжетно важной части сцены.

Определение правильной экспозиции с помощью фотоэлектрического экспонометра

Определение правильной экспозиции при киносъемке с помощью фотоэлектрического экспонометра основано на световых измерениях двух видов:

1) на замерах яркости, или плотности светового потока, отраженного объектом съемки в направлении киносъемочного аппарата;

2) на замерах освещенности, т. е. поверхностной плотности светового потока, падающего на объект съемки.

Результаты, получаемые от этих двух видов световых замеров, могут быть разными. Поэтому очень важно знать, в чем заключается их различие.

Реклама