загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Искусственные источники света

Киноосвещение в павильоне

Кинолюбители даже в условиях клубных киностудий имеют весьма ограниченные возможности для претворения в жизнь своих художественных замыслов. Тем не менее, взявшись за не очень сложную постановку кинофильма, нужно всегда стремиться к более высокому фотографическому качеству съемки, используя опыт мастеров киноискусства.

Прежде всего надо хорошо представить себе изобразительное решение эпизода, который должен сниматься в декорации или в обычном помещении, выбранном для съемок. Составить схемы освещения интерьера в целом, а также средних и крупных планов. Начать следует с определения времени, в которое происходит действие: будет ли это солнечный или пасмурный день, вечер или ночь?

Дневное освещение в интерьере характерно большим количеством общего рассеянного света, создающего светлую тональность поверхностей стен, потолка и пола. Окна днем светлые, и при ясной погоде через них могут проникать внутрь комнаты прямые солнечные лучи, образующие большие ярко освещенные пятна на стенах и на полу. В пасмурную погоду светлые пятна не имеют четких очертаний.

Преобладание рассеянного света и высокий уровень общей освещенности создают условия, при которых детали предметов, расположенные с теневой стороны, видны достаточно хорошо.

Различие в освещенности предметов переднего и заднего планов сравнительно невелико. Хорошо выявляются объем и фактура всех находящихся в помещении предметов.

Ночное освещение в интерьере отличается темнотой за окнами, присутствием источников искусственного света, создающих повышенный контраст с большими участками теней, Притемненностыо стен и разнообразием всевозможных эффектов освещения. В кадре часто оказываются и сами источники искусственного света, как, например, настольная лампа, торшер, люстра или фонарь, которые могут висеть, стоять на скамье или находиться в руках одного из действующих лиц.

Эффекты освещения воспроизводят в изображении кинокадра светотень, характерную для определенного источника света, и создают впечатление времени и места действия.

Так, эффект солнечного дня в интерьере создается светлыми пятнами на стенах и на полу, с тенью от переплета оконной рамы или решетки. Такой эффект получается при использовании прожектора с узконаправленным лучом (лучше всего с точечным источником) и установленной перед ним маской.

Чтобы создать быстро бегущие тени на объекте, например на лице человека, смотрящего в парке аттракцион, используют маски, движущиеся перед кинопрожектором.

Чтобы получить резко очерченные тени от предметов, необходим специальный кинопрожектор с дополнительной линзой или точечный источник света.

Освещение крупного плана

На крупном плане мимика и взгляд передают тончайшие эмоции человека, и зритель получает впечатление о внутренних переживаниях героя. Поэтому съемка лица крупным планом — наиболее важный и ответственный момент в работе кинооператора.

Характер освещения лица человека может усилить передачу глубины переживаемых им чувств, либо ослабить. Освещением можно создать различное настроение. Так, четкое изображение с нормальным контрастом будет способствовать передаче спокойного настроения. Сильными контрастами света и тени усиливается ощущение тревоги.

Приемы освещения крупного плана весьма разнообразны. Научиться снимать профессионально — это не значит использовать одни и те же выработанные практикой схемы.

Задача заключается в том, чтобы для каждого съемочного плана, для каждой драматургической ситуации найти наиболее правильный характер освещения. В одном случае для усиления переживаемого настроения героя необходимо бестеневое освещение, в другом — следует создать жесткий светотеневой рисунок с определенным распределением светотени.

Если же говорить о так называемом портретном освещении — его строят по следующей схеме.

Основной рисующий свет направляют спереди, несколько сверху, с той стороны, куда обращено лицо человека. Осветительный прибор должен осветить лицо так, чтобы тень от носа не доходила до верхней губы и до середины щеки в затененной части. Рядом с киноаппаратом следует поставить осветительный прибор заполняющего рассеянного света, который бы высветлил теневые участки лица и фигуры, но не настолько, чтобы образованные рисующим светом тени пропали или стали лишь едва заметными. Отношение освещенностей (контраст освещения) изменяется в пределах от 1:1 до 4:1, а резкость светотени регулируется с помощью рассеивающих сеток, устанавливаемых перед источником рисующего света.

Использование нескольких источников рисующего света при съемке одного лица не допускается. Двойные тени от двух рисующих источников света разрушают световую и тональную целостность изображения. Иное дело съемка парных портретов.

Чтобы отделить фигуру от фона и обрисовать контур, сверху сзади на нее направляют контурный свет, интенсивность которого должна быть такой, чтобы не была потеряна проработка фактуры и не получились бы слишком яркие ореолы.

Наконец, если необходимо, дают подсветку некоторых деталей лица или фигуры моделирующим светом. Моделирующий свет может понадобиться, например, при поворотах головы.

Большое внимание следует уделять освещению глаз, так как они играют особо важную роль в передаче эмоций. Когда на глазах отсутствует маленький блик, они выглядят потухшими, унылыми. Но если подсветить глаза слабым источником света, расположенным возможно ближе к объективу киноаппарата, в глазах появится блеск и они приобретут совершенно иное выражение — загорятся, оживут.

При построении схемы освещения крупного плана всегда нужно учитывать движение снимаемого объекта и устанавливать свет для основных его положений.

Снимая портрет в крупном плане, следует избегать освещения лица и фона одним источником света. В помещениях с естественным освещением надо следить за тем, чтобы яркие солнечные пятна не падали на пер-воплановые предметы и лица людей.

Световое единство сцены

Чтобы снятые кинокадры одной и той же сцены монтировались друг с другом, помимо всех прочих требований, должна строго выдерживаться постоянная экспозиция.

В одних случаях эпизод может состоять из серии монтажных кадров с единым характером освещения, выдержанным в одной плотности, в других — используют меняющееся освещение, когда человек переходит от светлого окна в притемненную глубину комнаты и мы видим, как меняется у нас на глазах тональность изображения. Плохо, когда два монтажных кадра сняты в разной тональности, при разном характере освещения.

Разноплановое освещение

Чтобы выделить сюжетно важные объекты и отдельные детали, используют прием двойного освещения. Он сводится к тому, что главные объекты, расположенные, как правило, на первом плане, освещают более контрастно, а второстепенные, расположенные в глубине изображаемого пространства,— менее контрастно. Богатство светотеневых градаций позволяет более объемно, скульптурно выявить их форму, подчеркнуть типичные или характерные для них черты.

Освещение при съемке движущейся камерой

Съемку движущейся камерой можно разбить на ряд основных этапов, фаз.

Расстояние от источника света до освещаемого движущегося объекта не должно меняться, иначе в одних местах панорамы будет передержка, в других слишком темное изображение, недодержка.

При съемке сложной мизансцены удобнее использовать еще один прием: вместо традиционного осветительного прибора применять шест длиной 2—2,5 м, на конце которого прикреплены зеркальные лампы, обеспечивающие ключевую освещенность с расстояния 2—3 м. В процессе съемки помощник оператора держит шест и с определенного расстояния в нужный момент направляет свет на движущийся объект.

Такой сравнительно простой и эффективный способ использования подсветки удобно применять, например, при съемке днем в интерьере на панорамах.

Киносъемка сильно бликующих предметов

Предметы, сделанные из металла, стекла, полированные, покрытые блестящей краской или лаком, отражают свет зеркально. При освещении таких объектов направленным светом возникают яркие блики, затрудняющие передачу формы и фактуры предметов или, наоборот, резко выявляющие ненужные дефекты поверхности.

Съемку таких объектов следует производить при рассеянном освещении. Если снимаемый предмет имеет небольшие размеры, можно использовать установку, изображенную на рис. 11. Позади объекта помещают задник, окрашенный матовой краской в серый или иной нейтральный цветной тон. Спереди и с боков располагают белый рассеивающий отражатель. Осветительные приборы устанавливают позади задника таким образом, чтобы их свет лишь частично падал на объект, образуя светлую кайму, отделяющую предмет от фона.

Но основной свет должен быть направлен на белый рассеивающий экран — отражатель. Освещение объекта спереди станет равномерно рассеянным, не образуя теней. При таком освещении изображение объекта получится с мягкими естественными бликами, подчеркивающими его форму. И в то же время, дефекты поверхности (царапины и пр.) не будут заметны.

Съемку производят через небольшое отверстие в отражающем экране. Так снимают произведения прикладного искусства, музейные экспонаты, лабораторные приборы и др. Произведения живописи тоже следует снимать при рассеянном освещении, применяя щиты-отражатели. Потолок используют как отражатель для получения рассеянного освещения. Иногда бывает целесообразно расположить один из щитов-отражателей на полу и направить на него осветительный прибор.

Реклама