загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Система ключевого света

Киноосвещение

Искусство и мастерство киноосвещения заключается, прежде всего в понимании художественной роли света и в умении использовать различные виды освещения и световые эффекты как средство живописной выразительности.

Кинолюбитель должен в полной мере оценить значение киноосвещения и овладеть приемами работы со светом, так как достоверность и сила воздействия экранного изображения во многом зависят от характера освещения как сюжетно-важных объектов, так и всей обстановки, в которой происходит действие.

Освещая снимаемые объекты мягким рассеянным светом или концентрированно-направленным, или тем и другим в определенной пропорции, можно варьировать широту тональной гаммы изображения. В зависимости от расположения источников света меняется распределение светотени на поверхностях предметов.

Воспроизведение в изображении объемности предметов, фактуры их поверхностей, глубины пространства, в котором расположены предметы, тональности и цвета зависит от того, как освещены объекты снимаемой сцены. Чтобы получить удачные сочетания светотональных переходов при создании желаемого изобразительного эффекта, необходимо внимательно наблюдать и изучать бесконечно разнообразные сочетания светотени в природе, а также их воспроизведение в произведениях изобразительного искусства.

Так как кинофильм представляет собой последовательный ряд монтажных кадров, то эффект освещения, тональность и колористическое решение в кадрах, составляющих эпизод, должны быть едиными. Если, например, снимается действие, происходящее в комнате в вечернее время при свете настольной лампы, то как на общем плане, так и во всех других средних и крупных планах, должен быть сохранен тот же эффект освещения.

Когда устанавливают освещение снимаемых объектов, немаловажное значение имеет художественное чутье и вкус снимающего, его умение отобрать наиболее типичное из огромного многообразия встречающихся в природе и в жизни световых сочетаний. При этом надо учитывать, что киноосвещение взаимосвязано с композицией кадра. С помощью света создают не только жизненно правдивые эффекты освещения, но и направляют внимание зрителя на сюжетно важные объекты в кадре.

В отличие от освещения предметов при статической фотосъемке в киноосвещении учитывают передвижения объектов и возможные изменения положения киносъемочного аппарата (панорамирование, наезды, отъезды и т. п.).

Виды киноосвещения

Киноосвещение по своему характеру можно подразделить на светотеневое, светотональное и силуэтное.

Светотеневое освещение создают направленным светом, образующим четко очерченные тени, и рассеянным светом, заполняющим теневые места объекта. Со светотеневым освещением мы встречаемся в солнечную погоду на натуре. При освещении объектов съемки в кинопавильоне или в естественном интерьере наиболее часто используют также светотеневое освещение, которое хорошо выявляет объемные формы предметов и фактуру их поверхностей.

Светотональное освещение воспроизводит характер освещения на натуре в пасмурную погоду, когда все предметы освещены равномерно рассеянным светом. Светотональное освещение характерно полным отсутствием теней. При этом интервал яркостей в снимаемой сцене зависит от отражающей способности отдельных предметов.

Силуэтное освещение — объекты переднего плана, расположенные на светлом фоне, совершенно не освещены спереди и поэтому их детали не видны, но контуры вырисовываются четко.

С помощью силуэтного освещения можно решать драматургические задачи. Например, показывая силуэты двух разговаривающих людей за закрытой занавеской, можно придать сцене характер интимности или секретности разговора.

В кинооператорском искусстве разработана система кино освещения, в основе которой свет подразделяют на пять видов.

1. Общий рассеянный свет, который не образует теней от предметов и их объемных деталей. Такой свет наблюдается в облачную погоду или в тени больших строений, деревьев и т. д.

В кинопавильоне общий заполняющий свет создают осветительными приборами рассеянного света, направленными на снимаемую сцену спереди и сверху. Это как бы грунтовой свет, обеспечивающий достаточную проработку всех деталей снимаемой сцены.

2. Основной рисующий свет усиливает воспроизведение объемных форм и фактуры объектов съемки благодаря тому, что образует полутени или резкие тени и повышает контраст.

3. Контурный (контровой) свет освещает объекты съемки сверху и сзади, отделяя их от фона и создавая на объектах съемки светлую кайму и обрисовывая их контур.

Моделирующий свет усиливает изображение объемных форм объектов, создавая блики и смягчая тени с противоположной стороны от источника основного рисующего света. Чтобы получить моделирующий свет на натуре, применяют всевозможные отражатели. В павильоне используют небольшие осветительные приборы, в большинстве случаев с рассеивающими сетками и щитками-затенителями.

Фоновый свет освещает поверхности предметов, находящихся позади основных объектов. В павильоне фоном для снимаемого действия могут служить плоский щит или драпри, которые должны быть соответствующим образом освещены. На натуре, когда нет возможности изменить освещенность фона, применяют светофильтры.

Если при освещении фона не ставят особые изобразительные задачи, его освещают мягким рассеянным светом до степени необходимой яркости. Если нужно создать на фоне световые пятна, например от солнечных лучей, проходящих через переплет оконной рамы или решетки, применяют источник направленного света и щиток; с соответствующим фигурным вырезом. Чтобы четко выявить архитектурные детали, используют также направленный свет.

Типовая схема расположения осветительных приборов всех пяти видов света приведена на рис. 10.

Применение отдельных осветительных приборов для создания всех видов света при съемке каждого кинокадра не всегда обязательно. Так, вполне достаточная освещенность общим заполняющим светом получается за счет диффузного рассеяния света окружающими предметами. Ограничиваясь только некоторыми видами света, можно создать интересные изобразительные решения.

Рис. 10. Типовая схема расположения осветительных приборов для пяти видов света: 1 — общий заполняющий рассеянный свет; 2 —основной рисующий направленный свет; 3 — контурный (контровой) свет; 4 — моделирующий свет; 5 — фоновый свет

Баланс освещения

Чтобы достичь необходимого соотношения светотени при освещении как всей сцены, так и отдельных средних и крупных планов, нужно установить наиболее подходящий баланс освещенностей, создаваемых отдельными источниками света: рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным и фоновым. При достаточном опыте балансирование освещения можно делать на глаз. Но лучше осуществлять двойной контроль освещения — визуальный (зрительная оценка путем сравнения) и инструментальный (объективное измерение экспонометром).

Контраст освещения

При равномерно-рассеянном свете интервал яркостей объекта зависит только от соотношения отражающей способности его деталей. Например, если лицо человека отражает 30% падающего на него света, а темный костюм всего 3%, контраст (интервал яркостей) такого объекта будет равен 30:3 или 10:1.

Если объект съемки освещают не только рассеянным

светом, но и направленным, образующим тени, интервал яркостей объекта будет определяться не только отражающей способностью его деталей, но и контрастом освещения, т. е. отношением интенсивности рисующего и заполняющего света к интенсивности только одного заполняющего света (табл. 30).

Таким образом,

Пример. Допустим, что основной рисующий свет в два раза интенсивнее, чем заполняющий, тогда контраст освещения будет равен 3:1, так как более освещенная сторона объекта, обращенная к источнику рисующего света, получит от него две единицы освещенности и плюс еще одну единицу — от источника заполняющего рассеянного света; теневая сторона получит только одну единицу освещенности от источника заполняющего рассеянного света.

Определяют контраст освещения с помощью фотоэлектрического экспонометра или люксметра. При этом на окно фотоэлемента устанавливают диффузно-рассеивающую пластинку, предназначенную для замера освещенности. Чтобы замерить контраст освещения, нужно сначала замерить освещенность, создаваемую рисующим и заполняющим светом одновременно. Затем замерить освещенность в затененной части объекта (только рассеянный свет). Отношение замеренных освещенностей покажет контраст освещения объекта съемки.

Черно-белая кинопленка, обладающая большой фотографической широтой, допускает относительно большие контрасты освещения. Однако при съемке лица человека оптимальный контраст освещения составляет 2,5:1 или 3:1. При съемке портрета на цветную кинопленку рекомендуется устанавливать контраст освещения 2:1, но не более 2,5:1.

Реклама