загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Кратность светофильтра

Светофильтры и их применение

Светофильтр — тонкий слой прозрачной среды (стекло, желатин, целлофан и др.), обладающий определенным спектральным пропусканием. Наряду с такими поглощающими средами существуют светофильтры интерференционные, которые представляют собой стеклянные пластинки с нанесенными на них несколькими очень тонкими слоями прозрачных диэлектрических веществ с различными показателями преломления. Толщины слоев и показатели преломления веществ подбирают так, чтобы в сумме наложенные друг на друга слои действовали как цветной светофильтр, свободно пропускающий свет в одних зонах спектра и в большей или меньшей степени отражая свет в других зонах.

Такие светофильтры имеют преимущество перед фолиевыми и стеклянными окрашенными- в массе поглощающими светофильтрами в отношении коэффициента пропускания, так как практически не поглощают света в зонах пропускания. Кроме того, срок службы их дольше, они не выцветают.

При киносъемках применяют съемочные светофильтры, устанавливаемые перед объективом кинокамеры, а также светофильтры осветительные, которые устанавливают перед осветительными приборами.

Цветные светофильтры для съемки на черно-белую кинопленку

ТИПЫ СВЕТОФИЛЬТРОВ

Цветные светофильтры для съемки на. черно-белую пленку по их назначению можно подразделить на следующие типы.

Корректирующие светофильтры (светло-желтого, желтого, желто-зеленого и зеленого цвета) предназначены для улучшения передачи тональности в черно-белом изображении при съемке цветных объектов соответственно их визуальной яркости. Или иными словами, для коррекции несоответствия восприятия цвета кинопленкой и глазом человека.

При съемке пейзажей на панхроматическую кинопленку без светофильтра голубое небо получается более светлым, чем оно воспринимается глазом, и иногда даже сливается по тону с легкими облаками. Желтый светофильтр исправляет воспроизведение тональности неба и облаков. Он поглощает наиболее интенсивную сине-голубую часть в излучении неба и тем самым уменьшает его яркость. В свете, отраженном наземными предметами, желтый светофильтр поглощает наименее интенсивную его часть, и яркости этих предметов уменьшаются очень мало, а по отношению к затемненному небу яркости этих деталей возрастают. Изображение приближается по своему характеру к натуре, непосредственно наблюдаемой глазом.

Необходимо отметить, что желтый светофильтр приводит к неправильной передаче желтого, оранжевого и красного цветов, высветляя их. Поэтому, если в снимаемой сцене имеются сюжетно важные детали желтого, оранжевого и красного цветов, светофильтр следует подбирать очень внимательно. Плотный желтый светофильтр может привести к неправильной тональности в изображении кожи лица человека, губ, глаз, а также волос, если они светлого цвета. Поэтому фотографии загорелых людей лучше получаются на ортохроматической пленке. При использовании панхроматической пленки целесообразно применять светлый желто-зеленый светофильтр.

Контрастные светофильтры имеют большую плотность, чем корректирующие светофильтры и предназначаются для усиления яркости одних цветовых тонов за счет приглушения других. Так, красные цветы и зеленые листья при съемке на панхроматическую пленку без светофильтра или со светлым желто-зеленым светофильтром получаются почти одинаковыми по тону (серыми). При-меняя же оранжевый или красный светофильтр, можно получить листья более темными, чем красные цветы. Изображение станет контрастнее и сочнее, хотя и не будет соответствовать условию правильного воспроизведения тональности.

Плотный желтый светофильтр, задерживающий фиолетовые, синие, голубые и частично зеленые лучи, дает возможность воспроизвести цвет неба более темным, чем оно воспринимается визуально. Оранжевые и красные светофильтры, которые полностью поглощают все лучи коротковолновой зоны спектра, делают небо почти черным.

Светофильтры для преодоления воздушной дымки. Лучи солнечного света, проходя через атмосферу, рассеиваются молекулами газов, пара, частицами пыли и капельками воды, образуя, воздушную дымку, затрудняющую наблюдение и фотографирование удаленных объектов. Так как в составе рассеянного света в атмосфере преобладают коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые), то, применяя желтый, оранжевый или красный светофильтр, можно преодолеть влияние воздушной дымки и получить более контрастное и четкое изображение.

При слабой воздушной дымке применяют желтый светофильтр, а при более сильной — оранжевый или красный. Необходимо учитывать, однако, что при съемке с оранжевым или красным светофильтром нарушается правильная передача тональности в черно-белой гамме цветных объектов.

При киносьемке телеобъективами с больших удалений всегда необходимо устанавливать перед объективом желтый или оранжевый светофильтр.

Светофильтр для поглощения ультрафиолетовых лучей. В составе солнечного света содержится также некоторое количество ультрафиолетовых лучей, участие которых в образовании изображения на кинопленке нежелательно по двум причинам: во-первых, они усиливают влияние воздушной дымки; во-вторых, ухудшают резкость изображения, так как фокусируются не в той фокальной плоскости, в которой образуется видимое изображение.

Содержание ультрафиолетовых лучей в атмосфере различно для летнего и зимнего периодов. В летние месяцы, при ясной погоде количество ультрафиолетовых лучей наибольшее, в зимнее — наименьшее. С подъемом на высоту содержание ультрафиолетовых лучей также увеличивается.

При высокогорной съемке может показаться, что небо и без того слишком темно-синее. Однако применение светофильтра, поглощающего ультрафиолетовые лучи, здесь совершенно необходимо, так как ультрафиолетовые лучи сильно ухудшают проработку деталей в тенях и без применения светофильтра теневые места объектов съемки получаются серыми и лишенными деталей.

Хотя стекло, из которого, сделан объектив, поглощает почти полностью коротковолновые, ультрафиолетовые лучи с длинами, волн короче 290 нм, тем не менее не ощущаемые глазом ультрафиолетовые лучи с длинами волн от 290 до 400 нм проходят через объектив и воздействуют на светочувствительный слой кинопленки.

Светофильтр для поглощения ультрафиолетовых лучей почти полностью бесцветный. Его применяют как при черно-белой, так и при цветной съемке. Поглощающим ультрафиолетовые лучи веществом является бесцветный краситель — эскулин, поэтому такой светофильтр называют эскулиновым.

Светофильтры для создания эффекта воздушной дымки. Если с помощью голубого или синего светофильтра задержать желтые, оранжевые и красные лучи, то пропустив в объектив голубые, синие и фиолетовые лучи, которые наиболее рассеиваются атмосферой и содержащимися в ней частицами пыли и капельками воды, можно получить отдаленные предметы на изображении лишенными контраста, разбеленными. Таким образом, усилится влияние воздушной дымки. Следовательно, применяя голубой или синий светофильтр, можно создать эффект воздушной дымки и усилить воздушную перспективу в кадре.

Усиление и смягчение контраста изображения. С помощью цветных светофильтров можно в определенных пределах воздействовать на контраст фотографического изображения. Усилению контраста изображения способствуют оранжевые и красные светофильтры, в то время как зеленые и желто-зеленые понижают контраст.

Усиления контраста обычно добиваются при съемке пейзажей и общих планов, для чего применяют оранжевые или светло-красные светофильтры. Но тональность лиц при этом ухудшается. Лица получаются слишком белыми в светах и почти лишенными деталей в слишком темных тенях.

На общих планах можно пренебречь правильным воспроизведением тональности лиц, так как люди изображаются в очень мелком масштабе. При крупноплановой съемке сцен с людьми на натуре при солнечном освещении следует заботиться о наиболее правильном воспроизведении изображения каждого лица.

При таких съемках можно пользоваться одновременно двумя сложенными вместе светофильтрами: светло-красным и зеленым, понижающими контраст. Чем сильнее нужно высветлить на лице тени, тем плотнее должен быть зеленый светофильтр. При этом следует обращать внимание на то, чтобы цвета одежды и фона не воспроизводились по разному на средних и общих планах.

Нейтрально-серые светофильтры служат для общего ослабления светового потока, идущего от снимаемого предмета в объектив киноаппарата. Их применяют в случаях, когда при большой освещенности объектов съемки используют высокочувствительную кинопленку, а также, когда требуется получить правильную экспозицию, не диафрагмируя объектив, чтобы не нарушить характер рисунка изображения. Такие светофильтры не должны выделять какой-либо цвет, но должны поглощать в равной степени все лучи видимого спектра. Поэтому нейтрально-серые светофильтры обладают постоянной кратностью, независимо от спектрального состава света и типа кинопленки. Их применяют как при черно-белой, так и цветной киносъемке (табл. 23).

Реклама