загрузка...
Любительский кинофильм | Оптические аберрации
Классификация объективов
Современный киносъемочный объектив представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из положительных и отрицательных линз. Подбором сортов стекла и точным расчетом радиусов кривизны сферических поверхностей линз удается получить объективы с высокой разрешающей силой и большой светосилой. В настоящее время имеется очень много объективов, построенных по самым разнообразным схемам. Мы ограничимся лишь краткими сведениями об основных типах киносъемочных объективов для узкопленочных киноаппаратов.
Снимая один и тот же объемный (не плоскости и) объект в одинаковом масштабе, по объективами с разными фокусными расстояниями, нельзя не заметить весьма существенной разницы в характере изображения. Она выражается, во-первых, в различной линейной перспективе изображения предметов и, во-вторых, в охвате пространства позади главного объекта съемки. Это показано схематически на рис. 8, где во всех трех кадрах масштаб изображения главного объекта одинаков.
Рис. 8. Влияние углов поля изображения объектива на линейную перспективу изображения и охват пространства позади главного объекта съемки
Первый объектив, с наименьшим фокусным расстоянием (и соответственно большим углом поля изображения), передает предмет с весьма выраженными перспективными сокращениями линий, что создает преувеличенную перспективу, которая еще больше усиливается широтой охвата пространства за предметом.
Второй объектив, имеющий среднее по величине фокусное расстояние, дает более привычную для глаза линейную перспективу. Здесь охват пространства за главным объектом меньше.
Третий объектив, с наибольшим фокусным расстоянием, изображает предмет лишь с небольшими перспективными сокращениями линий и малым охватом фона.
Изображение, получаемое этим объективом, как бы приближает фон к главному объекту.
Возможность по-разному воспроизводить линейную перспективу в фотографическом изображении, используя объективы с различными фокусными расстояниями,— одно из важных средств решения изобразительных за/дач в творческой работе кинооператора.
В зависимости от величины фокусного расстояния и определяемых форматом кадра углов поля изображения, киносъемочные объективы, подразделяют на три группы: нормальные, широкоугольные и длиннофокусные.
Нормальные объективы имеют угол поля изображения по горизонтали около 30°, что соответствует примерно углу зрения глаза человека. Такие объективы передают перспективные сокращения в изображении так же, как глаз человека.
Широкоугольные (короткофокусные) объективы, имеющие угол поля изображения более 30°, обладают свойством усиливать перспективные сокращения, чем создают иллюзию преувеличенной пространственной глубины в изображений. Но при съемке объемных предметен крупным планом вследствие необычной перспективы искажают их привычные формы. Кроме того, короткофокусные объективы создают как бы иллюзию ускоренного движения объектов, перемещающихся и направлении на кино аппарат или от него.
Длиннофокусные объективы образуют изображение уменьшенными перспективными сокращениями, дают игра ничейный охват пространства позади основного объекта съемки, снижают пространственную глубину, как бы Приближая объект к фону, создают иллюзию замедленного движения объектов, перемещающихся в направлении вдоль оптической оси объектива.
В последние годы получили большое распространение объективы с переменным фокусным расстоянием, а которых отдельные оптические компоненты могут передвигаться вдоль оптической оси, плавно меняя масштаб изображения. При этом резкость изображения и относительное отверстие объектива остаются неизменными. Такие объективы называют также панкратическими, или вариа-объективами.
Объективы с переменным фокусным расстоянием дают новые возможности изобразительного решения кинокадров: осуществлять во время съемки плавные изменения крупности плана, переходить плавно с общего плана на крупный или с крупного плана на средний или общий, имитировать эффект наезда или отъезда киносъемочного аппарата.
Объектив с переменным фокусным расстоянием состоит из двух основных оптических частей: 1) афокальной системы переменного увеличения; 2) объектива, установленного в положение на бесконечность.
Рис. 9. Схема объектива с переменным фокусным расстоянием Метеор-5
На рис. 9 приведена принципиальная схема объектива с переменным фокусным расстоянием Метеор-5. Объектив состоит из 16 линз, из которых четыре составляют основной объектив, а 12 линз, сгруппированных в пять компонентов, являются элементами системы переменного увеличения и фокусирования. Изменение фокусного расстояния осуществляется перемещением компонентов 2 и 4, а 3 и 5 служат для исправления нарушений параллельности пучка световых лучей. Передний положительный компонент I фокусирует объектив на конечные расстояния от бесконечности до 1 м; он приводится в действие от руки отдельно.
Для визирования кадра в киносъемочных аппаратах, не имеющих наводки по матовому стеклу, применяют устройство, которое отводит часть световых лучей в видоискатель. Между афокальной системой переменного увеличения и основным объективом помещается светорасщепляющая призма, которая делит пучок света на две части, одну из них (большую) пропускает дальше в основной объектив, а другую (меньшую) отклоняет в визирную систему.
|