загрузка...
Любительский кинофильм | Классификация объективов
Глубина резко изображаемого пространства
При киносъемке глубинной сцены, как и всякого пространственного объекта, мы получаем изображение на плоскости светочувствительного слоя кинопленки. Но каждому расстоянию до предмета соответствует сопряженное фокусное расстояние съемочного объектива, и точки предмета, лежащие дальше или ближе плоскости фокусирования объектива, получаются не точками, а кружочками. Получим ли мы эти разноудаленные точки пространственного предмета резкими на снимке зависит от свойств нашего органа зрения — глаза.
Для нормального глаза человека угловая величина, в пределах которой он не способен отличить точку от кружка, составляет около одной угловой минуты. Учитывая расстояние, с которого рассматривается изображение, можно определить наибольший диаметр кружка, который глаз не отличит от точки. Этот кружок рассеяния для изображения на узкой 16- и 8-мм кинопленках не должен превышать 0,013 мм.
Приближенное вычисление границ резко изображаемого пространства может быть произведено по упрощенным формулам, в основе которых лежит гиперфокальное расстояние.
Расстояние от киносъемочного аппарата до передней границы резко изображаемого пространства при наводке объектива на бесконечность называется гиперфокальным расстоянием (или началом бесконечности) и обозначается Н.
Гиперфокальное расстояние Н зависит от фокусного расстояния объектива /, числа диафрагмы объектива к и диаметра кружка рассеяния f и определяется по формуле:
Определение границ резко изображаемого пространства на основании гиперфокального расстояния производится по формулам:
где d1 — расстояние до передней границы резко изображаемого пространства; d2 — расстояние до задней границы резко изображаемого пространства; d — расстояние до плоскости в пространстве предметов, на которую произведено фокусирование объектива; Н — гиперфокальное расстояние.
Гиперфокальное расстояние является наивыгоднейшим расстоянием, на которое следует фокусировать объектив для получения наибольшей глубины резко изображаемого пространства.
Если произвести наводку не на бесконечность, а на гиперфокальное расстояние, передняя граница резко изображаемого пространства будет находиться на половине гиперфокального расстояния, а задняя — в бесконечности.
Глубина резко изображаемого пространства тем больше, чем меньше масштаб изображения. При очень мелкомасштабном изображении, которое получается в кадре 8-мм фильма, глубина резко изображаемого пространства оказывается вполне достаточной без того, чтобы фокусировать объектив на различные расстояния. Поэтому узкопленочные киноаппараты, снабженные короткофокусными объективами, от f= 10 мм и менее, не имеют фокусирующей оправы и жестко устанавливаются в положение наводки на гиперфокальное расстояние.
Объективы, имеющие фокусные расстояния больше f =10 мм, обычно монтируют в оправу, допускающую фокусирование на различные дистанции.
Следует учитывать, что при диафрагмировании объектива задняя граница резко изображаемого пространства отодвигается быстрее, чем приближается к киноаппарату передняя граница.
Некоторые киносъемочные объективы имеют шкалу, показывающую границы резко изображаемого пространства при различных диафрагмах и разных расстояниях наводки. Пользование этой шкалой очень удобно и гарантирует от ошибок наводки и установки правильной диафрагмы при съемке протяженных в глубину объектов.
Когда изображение фокусируют по матовому стеклу, а после этого объектив диафрагмируют, чтобы получить необходимую глубину резко изображаемого пространства, наводку следует производить на одну треть этого расстояния.
При съемке объективом с переменным фокусным расстоянием необходимо учитывать, что границы резко изображаемого пространства при одной и той же диафрагме изменяются с увеличением или уменьшением фокусного расстояния.
|