загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Киносъемочные и кинопроекционные аппараты

Исправление изображения

Низкое качество изображения может быть вызвано ошибками в определении экспозиции при съемке или нарушениями технологического процесса при обработке пленки.

Исправление ошибок в экспозиции. Ошибки в экспозиции, если кинолюбитель не мог их избежать и не знает, допущена ли недодержка или передержка, могут быть в известной степени компенсированы в процессе проявления.

Нередко репортажные съемки приходится вести в условиях недостаточной освещенности. В этом случае заранее известно, что пленка недоэкспопирована. Такую пленку (черно-белую негативную и обращаемую) следует проявлять только в свежем проявителе, удлинив время проявления. Во время съемки в неблагоприятных условиях оператор снимает несколько лишних заключительных кадров, которые использует для пробной проявки, после чего можно довольно точно решить, насколько следует увеличить продолжительность проявления.

Известно, что с увеличением времени проявления растет светочувствительность пленки и контрастность изображения. Одновременно растет и вуаль. Вуаль негативной пленки удаляют в ослабляющем растворе, вуаль же на обращаемой пленке не страшна, так как в процессе отбеливания она будет удалена.

Если пленка переэкспонирована — это может случиться на южных натурных съемках, когда у кинолюбителя не оказалось малочувствительной пленки, а нейтрально серыми светофильтрами он также не запасся, ее проявляют, добавляя в проявитель бензотриазол в качество про-тивовуалирующего вещества. Он увеличивает контраст, но уменьшает скорость проявления и снижает светочувствительность пленки, что как раз и важно в нашем примере.

Бензотриазол добавляют в проявитель в количестве от 0,1 до 0,8 г. При таких широких пределах рекомендации легко может быть допущена ошибка и, чтобы ее избежать, необходимо сделать пробную проявку, которая позволит решить, какое именно количество бензотриа-зола надо ввести в раствор.

Исправление проявленного изображения заключается в его ослаблении, если плотность его слишком велика, или, наоборот, в усилении. Последнее весьма сложно, ибо в обращаемой пленке, например, после засветки практически не остается галогенидов серебра, которые могут быть восстановлены до металлического серебра.

Ослабление позволяет снизить плотность или вуаль черно-белого изображения. Весьма распространенным является ослабитель по Фармеру, не изменяющий контрастность изображения. Раствор состоит из двух частей:

Раствор А

Калий железосинеродистый 7,5 г

Вода 30°С 1л

Раствор Б

Тиосульфат натрия (кристаллический) 200 г Вода 50°С 1л

Раствор А и Б соединяют в одинаковых количествах и при достижении раствором температуры 18—21° С ослабителем можно пользоваться. При этом надо соблюдать осторожность, наблюдая за ходом ослабления. Пленку вынимают из раствора несколько ранее того, как она будет ослаблена до нужной плотности, ибо процесс ослабления продолжается еще и во время промывки, до полного удаления ослабляющего раствора. Использованный один раз раствор теряет свои свойства, растворы же А и Б могут по отдельности храниться довольно долго.

По виду проявленной пленки можно судить, соблюдался ли технологический режим обработки. Так, если обработка велась в работоспособных растворах с соблюдением установленных режимов, ее зарядные куски будут прозрачными, а края остальной пленки за перфорациями непрозрачными. Если же пленка за перфорациями мало почернела, значит, второй проявитель либо истощен, либо время проявки в нем было сокращено.

Непрозрачные зарядные концы пленки свидетельствуют об истощении первого проявителя или сокращении времени первой проявки. Малое почернение краев пленки может быть вызвано недостаточной засветкой.

Особо точного определения ЭКСПОЗИЦИИ и строгого соблюдения технологического режима требует цветная кинопленка. Исправить цветное изображение можно, лишь ослабив какой-нибудь доминирующий оттенок. Так, синеватую тональность удается ослабить, обработав пленку в следующем растворе:

Углекислый натрий 2 г

Ацетанилид 4 г

Вода 1л

Время обработки 1—4 мин при температуре 18°С.

Пурпурный оттенок устраняют в двух растворах:

Первый раствор

Хлоргидрат аминобензойной кислоты 10 г

Вода 1л

В этом растворе пленку обрабатывают в течение 2—5 мин, после чего ее промывают и опускают во второй раствор.

Второй раствор

Тетраборпокислый натрий 30 г

Вода 1л

В этом растворе пленка находится в течение 6 мин при температуре 18°С.

Желтый тон изображения удаляют в следующем растворе:

Холевокислый натрий 50 г

Вода 1л

Время обработки 2—5 мин при температуре раствора 18°С.

После ослабления в любом из перечисленных растворов пленку тщательно промывают проточной водой в течение 20 мин, а затем сушат. Для отсчета времени и сигнализации при обработке пленки, служат лабораторные фоточасы.

В заключение этой главы хочется порекомендовать начинающему кинолюбителю первую свою отснятую пленку (а может быть, и не только первую) сдать для обработки в кинолабораторию, обслуживающую любителей. Получив первый результат, постарайтесь разобраться в допущенных ошибках как творческого, так и технического характера. Добейтесь устойчивых навыков в правильном определении экспозиции. Вы заметите, как резко улучшится техническое качество снимаемых кинофильмов. И только после того, как технические возможности специализированной лаборатории станут сдерживать рост ваших творческих успехов, переходите на самостоятельную обработку пленки. Вполне возможно, что со временем вам удастся добиться результатов, которые вас удовлетворят.

В настоящем пособии приведен минимум рецептов, хотя существует их огромное множество. Приведенные рецепты хорошо известны и надежны. Освойте сначала рекомендованные обрабатывающие растворы, и только потом, если возникнет необходимость добиться каких-то особых эффектов, нюансов, переходите к более современным , обладающим рядом специфических особенностей рецептам растворов. Этим вопросам посвящена обширная специальная литература.

Реклама