загрузка...

 

загрузка...
Любительский кинофильм     |     Фиксирование

Выбор кинопленки для съемки

В любительской практике в основном используют обращаемые цветные и черно-белые кинопленки. В процессе обращения позитивное изображение имеет мелкозернистую структуру и, следовательно, отличается в лучшую сторону от изображения такого же размера, полученного в результате негативно-позитивного процесса. К тому же сам процесс получения обращенного изображения значительно проще, так как при этом отпадает необходимость печати с негативной пленки на позитивную.

Печать фильмокопий с обращенных позитивов можно производить как на специальные обращаемые кинопленки, так и на позитивные или дубль-позитивные пленки, с обработкой их методом обращения.

Если фильм снимают на 16-мм кинопленку с предположением перевести его на размер 35 мм, предпочтение также следует отдать обращаемой кинопленке, так как при печати на 35-мм дубль-негативную пленку сразу получают контратип, с которого можно печатать необходимое количество фильмокопий. В этом случае, однако, надо иметь в виду, что в.х оде монтажа неизбежны повреждения оригинала, причем настолько значительные, что печать копий станет невозможной с него. Поэтому со всего отснятого материала надо изготовить обращенный текущий позитив, смонтировать сначала его, а затем в точном соответствии с ним монтировать позитив-уникат, с которого будут печатать фильмокопии.

Выбирая кинопленку, следует сразу решить вопрос о ее светочувствительности. Часто начийающие кинолюбители совершают ошибку, стараясь во всех случаях приобретать кинопленку с наибольшей светочувствительностью. Они упускают при этом из виду, что чем выше светочувствительность кинопленки, тем больше ее зернистость и хуже разрешающая способность. Поэтому следует руководствоваться правилом: не применять пленку, светочувствительность которой значительно превосходит ту, которая необходима по условиям освещения снимаемого объекта.

Следовательно, собираясь снимать летнюю натуру, тем более южную, надо запастись малочувствительной пленкой. Ее сможет заменить и пленка средней светочувствительности при условии применения нейтрально-серых светофильтров на объективе камеры. (Применение светофильтра позволит выбрать правильную экспозицию, но зернистость пленки, конечно, меньше не станет.)

Если заранее известно, что снимать придется при неблагоприятных условиях освещения как на натуре, так и в помещениях, следует использовать пленку высокой, а в отдельных случаях и особо высокой светочувствительности.

Хранение кинопленки

В процессе хранения ухудшаются фотографические свойства кинопленки: уменьшаются светочувствительность и контраст, возрастает вуаль, а у цветных пленок к тому же может нарушиться и цветовой баланс. Эти изменения происходят под воздействием высокой температуры и влажности воздуха. Учитывая это, следует придерживаться следующих правил.

Хранить пленку в фабричной упаковке. Заряжать кассеты накануне съемки, а при значительных перерывах в съемках кассеты помещать в металлические коробки (например, от 35-мм пленки), оклеенные липкой лентой или лейкопластырем.

Не хранить пленку в помещениях с парами аммиака, ацетона, сероводорода, формальдегида, скипидара.

Хранить пленку следует в помещениях с температурой не выше +18°С и влажностью воздуха не более 70%. При хранении свыше полугода пленку лучше всего поместить в холодильник или в помещение с температурой — 10°С и относительной влажностью воздуха 40—60%. В первую очередь это требование относится к цветным и высокочувствительным кинопленкам. Необходимо иметь в виду, что гарантийный срок хранения большинства черно-белых пленок составляет 1 год, а цветных — 9 месяцев, после чего светочувствительность может уменьшиться на 30—40%.

При хранении пленки во влажном жарком климате следует в коробки, в которых она хранится на бобинах или кассетах, вкладывать небольшие мешочки с влагопо-глощающим веществом — силикагелем. Коробки должны быть оклеены липкой лентой, а сверху еще и лейкопластырем.

Экспонированная, но не проявленная пленка обладает свойством терять в известной степени скрытое изображение, возникшее во время съемки. Это явление называется регрессией скрытого изображения. Степень регрессии увеличивается под воздействием тепла и влажности воздуха. Особенно сильно это происходит у цветных и малочувствительных кинопленок. Поэтому во всех случаях надо стремиться к тому, чтобы экспонированную пленку как можно скорее проявить. Если это по каким-либо причинам не выполнимо, хранить экспонированную, но не проявленную пленку надо с теми же предосторожностями, как и неэкспонированную.

Лабораторная обработка кинопленки

Общее представление о негативно-позитивном

процессе и методе обращения

Негативно-позитивный процесс заключается в изготовлении негатива, а затем с помощью печати — позитивных копий.

Негативное изображение, полученное на экспонированной пленке в результате проявления, отличается от объекта съемки обратным распределением светлых и темных участков. Ярко освещенные детали объекта вызывают наибольшее почернение пленки, темным же деталям, наоборот, отвечают в той или иной степени прозрачные участки.

На цветной пленке негативное изображение состоит из наложенных одно на другое трех цветоделенных частичных негативов: желтого, пурпурного и голубого.

Позитивное изображение получается путем контактной, или оптической, печати соответственно на черно-белую или цветную пленку с последующим проявлением. При контактной печати размер изображения сохраняется, оптическая печать позволяет получать разный масштаб изображения.

Негативно-позитивный процесс не является типичным для любительской практики ввиду его сложности и большой стоимости. Исключение составляют любительские коллективы, работающие преимущественно на 16-мм пленке. Как будет показано дальше, качество изображения при этом уступает качеству, достигаемому при обработке методом обращения.

Метод обращения позволяет сразу получить позитивное черно-белое или цветное изображение на той же пленке, на которой производилась съемка. С обращенных пленок можно также получать копии или контратипы, применяя специальные кинопленки, о чем шла речь выше.

Получение позитивного изображения по методу обращения используется большинством кинолюбителей, работающих как с 8-, так и с 16-мм пленкой, а также применяется в телевидении.

Обращенное изображение отличается большей резкостью, чем изображение, полученное в результате печати на позитивной пленке, ибо оно построено из мелких зерен.

В принципе методом обращения может быть обработана любая негативная или позитивная пленка, но наилучшие результаты получаются при использовании специальной обращаемой кинопленки, как черно-белой, так и цветной. Обрабатывают пленку в специальных бачках.

Проявление негатива

Это процесс, при котором скрытое изображение, возникшее во время съемки, превращается в видимое негативное изображение. Скрытое изображение возникает в результате разложения под действием света галогенидов серебра (AgHal), входящих в состав эмульсии пленки на нейтральные атомы серебра Ag и ионы галоида Hal. Атомарное серебро становится центром скрытого изображения. Во время проявления эти центры служат катализаторами, ускорителями реакции восстановления засвеченных галогенидов серебра до металлического серебра. В результате в участках эмульсии, подвергшихся воздействию света, восстановится значительно больше серебра, чем в неосвещенных.

Считается установленным, что степень почернения (оптическая плотность) изображения пропорциональна количеству металлического серебра в эмульсионном слое. В свою очередь масса выделившегося серебра пропорциональна количеству света, воздействовавшего на данный участок эмульсии.

В общем виде реакция проявления выглядит следующим образом:

где AgHal — галогенид серебра; Red- — проявляющее вещество, которое восстанавливает металлическое сереб po Ag; Hal- — ион галогена;ok Red — продукт окисления проявляющего вещества.

Качество изображения во многом зависит от скорости проявления. С ее ростом повышается контрастность и зернистость изображения. Скорость же проявления зависит от состава проявителя и его температуры. Стандартная температура — 20 °С. С повышением температуры проявителя растет контрастность, а также вуаль. Снижение температуры даже на 2—3°С замедляет процесс проявления примерно в 1,5 раза.

Увеличение времени проявления повышает светочувствительность пленки и контрастность изображения, однако при этом возрастает и плотность вуали. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при съемках в условиях недостаточной освещенности, когда светочувствительность пленки завышают за счет увеличения продолжительности ее последующего проявления.

В состав любого проявителя входят проявляющее, сохраняющее, ускоряющее и довольно часто противо-вуалирующее вещества.

Основу проявителя составляет проявляющее вещество, именно оно восстанавливает подвергнувшиеся воздействию света микрокристаллы галогенида серебра в металлическое серебро. Как правило, проявляющее вещество состоит из одного-двух компонентов: метол и гидрохинон, фенидон и гидрохинон, фенидон и глицин, которые и определяют название проявителя (метол-гидрохиноновый и т. п.).

Ускоряющие вещества повышают активность проявления. Их растворы имеют щелочную реакцию — едкий натр, бура (тетраборнокислый натрий), углекислый натрий (сода), углекислый калий (поташ) и др.

Сохраняющие вещества предохраняют раствор от быстрого окисления, тем самым продлевая его способность к проявлению. К ним относятся сульфит натрия, реже бисульфит натрия. В цветных проявителях ими служит гидроксиламиносульфат или гидроксиламино хлорид.

Признаком окислившегося, ставшего непригодным проявителя является окрашивание его в коричневый цвет.

Сульфит натрия, кроме способности сохранять раствор, способствует восстановлению металлического серебра, в первую очередь его мелких зерен. Именно поэтому в мелкозернистых проявителях концентрация сульфита натрия всегда больше той, которая необходима только для сохранения раствора проявителя. Так, универсальный проявитель (№ 1 ГОСТ) содержит 26 г сульфита натрия, а мелкозернистый метол-гидрохиноновый (Д-76) — 100 г на 1 л раствора.

Тут же заметим, что зернистость изображения уменьшают также роданид калия и тиосульфат натрия.

Противовуалирующее вещество, в частности бромид калия, замедляет рост фотографической вуали и несколько увеличивает контраст изображения. Объясняется это тем, что замедление проявления особенно заметно на неэкспонированных и слабо экспонированных участках. По этой же причине не выявляются детали в тенях, иначе говоря, снижается эффективная светочувствительность кинопленки. Больше всего бромид калия содержат (до 6 г на 1л раствора) контрастные проявители.

Проявляющим веществом цветного проявителя является парааминодиэтиланилинсульфат или параамино-этилоксиэтиланилинсульфат (соответственно ЦПВ-1 или ЦПВ-2). В процессе цветного проявления получаются продукты окисления этих веществ. Они взаимодействуют с краскообразующими компонентами, входящими в состав эмульсионных слоев кинопленки, и образуют красители, которые и создают цветное изображение.

Реклама